Анализ системы мотивации трудовой деятельности персонала на заводе «ЦИТРОН»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:08, реферат
Краткое описание
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. На современном этапе развития экономики становится очевидным, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда (как основной компонент мотивационной сферы компании), побуждающую каждого конкретного работника работать производительно и качественно для достижения конкретно поставленной цели.
Содержание
Введение...........................................................................................................3 1. Теоретические основы мотивации.............................................................6 1.1 Сущность системы мотивации трудовой деятельности........................6 1.2 Первоначальные теории мотивации........................................................7 1.3 Содержательные теории мотивации........................................................8 1.3.1 Теория потребностей А. Маслоу...........................................................8 1.3.2 Теория существования, связи и роста Альдерфера...........................13 1.3.3 Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда.....................14 1.3.4 Теория двух факторов Герцберга........................................................16 1.4 Процессуальные теории мотивации.......................................................17 1.4.1 Теория ожиданий Врума.......................................................................17 1.4.2 Теория справедливости Адамса...........................................................18 1.4.3 Теория Портера-Лоулера.......................................................................19 2. Анализ системы мотивации трудовой деятельности персонала на заводе «ЦИТРОН»...................................................................................................21 2.1 Характеристика завода «ЦИТРОН»........................................................21 2.2 Система мотивации, применяемая на завода «ЦИТРОН»....................21 Заключение......................................................................................................23 Список литературы.........................................................................................24
Потребности
признания и уважения. Эти потребности
могут принимать разнообразные формы.
Первая – потребность в самоуважении,
то есть удовлетворенность самим собой.
Самоуважение тесно связано с чувством
достижения цели, компетентности, знаний,
зрелости и зависимости. Вторая форма
– потребность в уважении других людей.
Данная группа потребностей отражает
желание людей быть компетентными, сильными,
способными, уверенными в себе, а также
видеть, что окружающие признают их таковыми
и уважают за это. Люди, испытывающие сильное
влияние данной потребности, стремятся
к лидерскому положению либо же к положению
признанного авторитета при решении задач.
Эта потребность связана с репутацией,
общественным признанием, статусом внутри
группы. Для этого полезными могут быть
присвоение титулов и званий, похвалы,
продвижение по службе, освещение в прессе
и упоминание руководством в публичных
выступлениях их заслуг, вручение различного
рода почетных наград.
Потребности
самовыражения. Данная группа объединяет
потребности, выражающиеся в стремлении
человека к наиболее полному использованию
своих знаний, способностей и умений для
самоутверждении в бизнесе, менеджменте,
политике. Данные потребности в гораздо
большей степени, чем потребности других
групп, носят индивидуальный характер.
Это потребности человека в творчестве
в широком смысле этого слова. Люди с данной
потребностью открыты к восприятию себя
и окружения, созидательны и независимы.
При управлении такими людьми надо стремиться
давать им оригинальные задания, позволяющие
максимально реализовывать способности,
предоставлять большую свободу в выборе
средств решения задач и привлекать к
работе, требующей изобретательности
и созидательности.
Теория потребностей
Маслоу – одна из наиболее известных теорий
мотивации. Она показывает, как те или
иные потребности могут воздействовать
на мотивацию человека к деятельности
и как предоставить человеку возможности
удовлетворять свои потребности.
Важное значение
имеет замечание Маслоу о так называемой
«движущей силе», согласно которой каждый
человек прогрессирует от мотивации потребностей
низшего уровня к мотивации потребностей
высшего уровня. Не менее важное значение
имеет идея достаточности. Человек никогда
не испытывает чувства полного удовлетворения
своих потребностей. Большинство людей
хотят еще больше денег, безопасности,
друзей, уважения и самоуверенности, независимо
от того, сколько они уже всего добились.
Таким образом, человек двигается вверх
по иерархии не в случае, когда его потребности
полностью удовлетворены, а когда они
достаточно удовлетворены.
Однако в концепции
есть ряд недостатков:
- потребности
по-разному проявляются в зависимости
от многих ситуационных факторов (содержание
работы, положение в организации, пол,
возраст и т.д.);
- далеко не всегда
наблюдается жесткое следование одной
группы потребностей за другой, как представлено
в пирамиде Маслоу;
- удовлетворение
верхней группы потребностей не обязательно
приводит к ослаблению их воздействия
на мотивацию.
Потребности
признания и самовыражения могут оказывать
усиливающее воздействие на мотивацию
в процессе их удовлетворения и гасить
физиологические потребности.
1.3.2
Теория существования, связи и
роста К. Альдерфера.
К. Альдерфер
считает, что потребности человека могут
быть объединены в отдельные группы. Однако
в отличие от пирамиды потребностей Маслоу,
он считает, что таких групп потребностей
существует только три:
- потребности
существования;
- потребности
связи;
- потребности
роста.
Потребности
существования по Альдерферу включают
в себя две группы потребностей из пирамиды
Маслоу: безопасности и физиологические.
Потребности
связи по Альдерферу отражают социальную
природу человека, стремление человека
быть членом семьи, иметь коллег, друзей,
врагов, начальников и подчиненных. Поэтому
к данной группе можно отнести полностью
потребности принадлежать к социальной
группе, признания и уважения, которые
связаны со стремлением человека занимать
определенное положение в окружающем
мире, а также ту часть потребностей безопасности
пирамиды Маслоу, которая связана с групповой
безопасностью.
Потребности
роста аналогичны потребностям самовыражения
пирамиды Маслоу и включают в себя также
те потребности группы признания и самоутверждения,
которые связаны со стремлением к развитию
уверенности, к самосовершенствованию.
Эти группы потребностей,
также как и в теории Маслоу, расположены
иерархически. Однако между теориями Маслоу
и Альдерфера есть одно принципиальное
различие. Так, согласно Маслоу, движение
происходит от потребности к потребности
только снизу вверх: когда удовлетворены
потребности нижнего уровня, человек переходит
к следующей, более высокого уровня потребности.
Альдерфер полагает, что движение идет
в обе стороны: наверх, если не удовлетворена
потребность нижнего уровня, и вниз, если
не удовлетворяется потребность более
высокого уровня. При этом Альдерфер думает,
что в случае неудовлетворения потребности
верхнего уровня усиливается степень
действия потребности более низкого уровня,
что переключает внимание человека на
этот уровень. Например, если человек не
смог удовлетворить потребность в служебном
росте, у него опять «включаются» потребности
связи. В соответствии с теорией Альдерфера
иерархия потребностей отражает восхождение
от более конкретных потребностей к менее
конкретным.
1.3.3
Теория приобретенных потребностей
Мак-Клелланда.
Теория Мак-Клелланда
связана с изучением и описанием влияния
на поведение человека потребностей в
успехе, во власти и в причастности.
Потребность
в успехе проявляется в стремлении человека
достигать стоящих перед ним целей более
эффективно, чем он это делал ранее. Человек,
ориентированный на достижение успеха,
хочет знать о конкретных результатах
своей работы, хочет нести ответственность
за решение каких-либо проблем и имеет
тенденцию к постановке реальных целей.
Люди с данной потребностью много и охотно
работают, обладают серьезными навыками
в плане организации и планирования. Удовлетворяется
потребность успеха не провозглашением
успеха работника, что лишь подтверждает
его статус, а процессом доведения работы
до успешного завершения. Чтобы мотивировать
людей с потребностью в успехе, следует
ставить перед ними задачи с умеренной
степенью риска или возможностью неудачи,
делегировать им достаточные полномочия
для того, чтобы поощрять их в соответствии
с достигнутыми результатами
Потребность
в причастности проявляется в виде стремления
к дружеским отношениям с окружающими,
получение от них поддержки. Люди с высокой
потребностью в причастности стараются
устанавливать и поддерживать хорошие
отношения, стремятся получить одобрение
и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены
тем, как о них думают другие. Для них очень
важно, что они нужны кому-то, что их друзья
и коллеги не безразличны к ним и их действиям.
Индивиды с высокой потребностью в причастности
предпочитают занимать в организации
такие позиции и выполнять такую работу,
которые позволяют им находиться в активном
взаимодействии как со своими коллегами,
так и с клиентами. Люди с потребностью
в причастности наиболее часто добиваются
успеха на работе, требующей высокого
уровня социального взаимодействия, где
межличностные отношения особенно важны.
Потребность
во власти является приобретенной, развивается
на основе обучения, жизненного опыта
и состоит в том, что человек стремится
контролировать людей, ресурсы и процессы,
протекающие в его окружении. Лица с высокой
мотивацией властвования могут быть подразделены
на две взаимоисключающие группы. Первую
группу составляют те, кто стремится к
власти ради властвования. В первую очередь
их привлекает сама возможность командовать
другими. Интересы организации для них
часто отходят на второй план и даже теряют
смысл, так как они концентрируют первостепенное
внимание на своей руководящей позиции
в организации, на своих возможностях
властвовать, на своей силе в организации.
Ко второй группе относятся те лица, которые
стремятся к получению власти ради того,
чтобы добиваться решения групповых задач.
Эти люди удовлетворяют свою потребность
властвования тем, что определяют цели,
ставят задачи перед коллективом и участвуют
в процессе достижения целей.
Мак-Клелланд
считает, что из трех рассматриваемых
в его концепции потребностей для успеха
менеджера наибольшее значение имеет
развитая потребность властвования второго
типа. Поэтому исключительно важно, чтобы
работа руководителя давала возможность
менеджерам удовлетворять эту потребность.
Потребности, рассматриваемые Мак-Клелландом,
не расположены иерархически и могут иметь
различную степень проявления.
1.3.4
Теория двух факторов Фредерика
Герцберга
Во второй половине
50-х гг. прошлого века Фредерик Герцберг
с сотрудниками разработал новую модель
мотивации, основанную на потребностях.
Он выделил две группы потребностей (таблица
1). Первую он назвал гигиеническими факторами,
или поддерживающими. В эту группу входили
те факторы или условия, при отсутствии
которых работники не получали удовлетворения
от работы. Выяснилось, что при их наличии
хотя неудовлетворенность и не наблюдалась,
но не возрастала и мотивация. Вторую группу
факторов Герцберг назвал мотиваторами.
Это такие условия работы, при наличии
которых достигается высокий уровень
мотивации и удовлетворения от работы.
Таблица 1.
Гигиенические факторы и мотивации по
Герцбергу.
Гигиенические факторы
Мотивации
Политика фирмы и администрации
Успех
Заработок
Продвижение по службе
Межличностные отношения с начальниками,
коллегами и подчиненными
Признание и одобрение результатов работы
Степень непосредственного контроля
за работой
Высокая степень ответственности
Условия работы
Возможности творческого и делового
роста
В работах Герцберга
приводятся доказательства того, что:
-гигиенические
факторы, в лучшем случае, могут
вызвать всего лишь удовлетворительный
уровень мотивации;
-мотиваторы
могут быть использованы для
стимулирования более высокого
уровня мотивации, если гигиенические
потребности, в свою очередь, в
достаточной мере удовлетворены.
Для того, чтобы
использовать теорию Герцберга эффективно,
необходимо составить перечень гигиенических
и особенно мотивирующих факторов и дать
сотрудникам возможность самим определить
и указать то, что они предпочитают. Кроме
того, гигиенические факторы и мотивирующие
факторы могут являться источниками мотивации
в зависимости от потребностей конкретных
людей. Поскольку у разных людей разные
потребности, то и мотивировать разных
людей будут разные факторы. Герцберг
предполагал наличие сильной корреляции
между удовлетворением от работы и производительностью
труда. Как показывают многие исследования,
такая корреляция существует далеко не
всегда.
1.4
Процессуальные теории мотивации
Процессуальные
теории не оспаривают существования потребностей,
но считают, что поведение людей определяется
не только ими. Поведение личности является
также функцией его восприятия ситуации
и ожиданий, связанных с ней, оценкой своих
возможностей и последствий выбранного
типа поведения. Существует три основные
процессуальные теории мотивации: теория
ожидания Виктора Врума, теория справедливости
Дж. Стейси Адамса и расширенная модель
ожидания Лаймона Портера и Эдварда Лоулера.
1.4.1
Теория ожиданий Виктора Врума
Впервые Виктор
Врум дал определение мотивации как процесса
управления выбором. Согласно теории ожидания
Врума, работники работают более продуктивно,
когда уверены, что будут оправданы их
ожидания в трех областях:
1) Ожидание в
отношении взаимосвязи «затраты труда
– результаты труда»;
2) Ожидание в
отношении взаимосвязи «результаты труда
– вознаграждение»;
3) Ожидание в
отношении взаимосвязи «вознаграждение
– удовлетворение».
Ожидание –
это оценка данной личностью вероятности
определенного процесса.
Если люди не
чувствуют прямой связи между затрачиваемыми
усилиями и
достигаемыми результатами, то мотивация
будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи
может произойти из-за неправильной самооценки
работника, его плохой подготовки или
неправильного обучения, недостаточности
прав у работника для выполнения поставленной
задачи.
1.4.2
Теория справедливости С. Адамса.
Теория утверждает,
что люди субъективно определяют отношение
полученного вознаграждения к затраченным
усилиям и затем соотносят его с вознаграждением
других людей, выполняющих аналогичную
работу. Если сравнение показывает несправедливость,
то есть человек считает, что его коллега
получил за такую же работу большее вознаграждение,
то у него возникает психологическое напряжение.
В результате необходимо мотивировать
этого сотрудника, снять напряжение и
восстановить справедливость.
Основателем
теории справедливости считается американский
ученый
С. Адамс, который провел значительные
исследования в компании «General Electric». Эта
теория базируется на утверждении, что
при определении фокуса своего целенаправленного
поведения работники учитывают две фундаментальные
оценки:
1 – «Что
я даю организации?» Этот вывод
включает в себя усилия, опыт,
образование, навыки и подготовку.
2 – «Какое
вознаграждение я получу, особенно
по сравнению с вознаграждением
других работников, выполняющих
аналогичную работу». Вознаграждение
в данном случае может иметь
разнообразную форму: заработная
плат, дополнительные льготы, премии.