Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:48, курсовая работа
Бурное развитие экономических преобразований в России выдвигает немало сложных теоретических и практических проблем. Среди этих проблем важное место занимает совершенствование методов управления производством. В свою очередь центральным и важнейшим (базовым) компонентом понятия «управление» является организация производства. Поэтому повышение научного уровня специалистов в области управления производственными предприятиями, студентов экономических специальностей — залог успеха рыночных реформ.
Введение………………………………………………………………...…..2
Глава 1. Теоретические основы анализа системы управления……….…...…...6
Понятие «системы управления»…...…………………..…….6
Анализ внутренней среды организаций………..…………..14
Анализ внешней среды организаций ………….………...…24
Методы совместного изучения внешней и внутренней среды организации…………..…...………………………………………….34
Глава 2. Анализ системы управления ООО «Мебельпром»………...………..41
2.1 Краткая характеристика организации………………...…...41
2.2 Анализ основных элементов внутренней среды………….42
2.3 Анализ основных элементов внешней среды ……...……..56
2.4 SWOT – анализ……………………………..……………..59
2.5 Основные рекомендации по совершенствованию системы управления………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………….67
Список литературы……………………………………………………………....70
Приложения……………………………………………………………………...72
Наряду с линейными руководителями (начальниками отделов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.
Эта система имеет две разновидности: цеховую структуру управления, характеризующуюся созданием при начальнике цеха функциональных подразделений по важнейшим функциям производства, и безцеховую структуру управления, применяющуюся на небольших предприятиях и характеризующуюся делением не на цехи, а на участки.
Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом.
К преимуществам функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.
Вместе с тем специализация функциональных отделов нередко является препятствием для успешной деятельности предприятия, поскольку затрудняет координацию управленческих воздействий.
В структуре компании ООО «Мебельпром» выделены четыре подразделения:
Остановимся более подробно на их должностных инструкциях.
Директор выполняет оперативную, консультативную, координационную и финансовую работу, включающую административно-хозяйственное руководство предприятием в целом и основными его структурными подразделениями.
Управление производством осуществляют руководство производственно-хозяйственной деятельностью цехов (участков). Обеспечивают выполнение производственных заданий, ритмичный выпуск продукции высокого качества, эффективное использование основных и оборотных средств, проводят работу по совершенствованию организации производства, его технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, предупреждению брака и повышению качества изделий, экономии всех видов ресурсов, внедрению прогрессивных форм организации труда, аттестации и рационализации рабочих мест, использованию резервов повышения производительности труда и снижения издержек производства.
Управление исследований и разработок и развития: руководит созданием новых и модернизацией существующих конструкций техоснастки, обеспечивая их высокий технический уровень, конкурентоспособность соответствие современным достижениям науки и техники, требованиям наиболее экономичной технологии производства, руководит подготовкой технико-экономических обоснований, эффективности новых конструкторских разработок.
Управление снабжения и сбыта организует обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества, их рациональное использование с целью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли. Обеспечивает подготовку заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов. Организует подготовку и заключение договоров на поставку продукции, выпускаемой предприятием, осуществляет рациональную организацию сбыта продукции, ее поставку в сроки и объеме в соответствии с заказами и заключенными договорами.
Финансовое управление выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.п.), составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводственных расходов, принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.
Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом.
Среднесписочная численность работающих – 32 человек. Анализ показателей характеризующих структуру персонала ООО «Мебельпром» представлен в табл. 1
Таблица 1 - Система показателей характеризующих структуру персонала ООО «Мебельпром»
Показатель |
Всего |
В том числе по категориям | |||||||
Рабочие |
Специалисты |
Руководители | |||||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | ||
1. Персонал предприятия всего |
32 |
100,0 |
10 |
31,25 |
10 |
31,25 |
12 |
37,5 | |
2. Структура персонала по полу |
|||||||||
М |
22 |
68,75 |
8 |
80% |
5 |
50% |
9 |
75% | |
Ж |
10 |
31,25 |
2 |
20% |
5 |
50% |
3 |
25% | |
3. Возрастной состав персонала |
|||||||||
18-25 |
10 |
31,25 |
10 |
100% |
0 |
0% |
0 |
0% | |
26-36 |
10 |
31,25 |
0 |
0% |
10 |
100% |
0 |
0% | |
37-50 |
12 |
37,5 |
0 |
0% |
0 |
0% |
12 |
100% | |
4. Распределение персонала по стажу работы |
|||||||||
До 1 года |
13 |
40,6% |
5 |
50% |
8 |
80% |
0 |
0,0% | |
от 1 -3 |
5 |
15,6% |
3 |
30% |
2 |
20% |
0 |
0,0% | |
от 3 -5 |
8 |
25% |
2 |
20% |
0 |
0% |
6 |
50% | |
с момента образования 6 лет |
6 |
18,8% |
0 |
0% |
0 |
0% |
6 |
50% | |
5. Образовательный уровень |
|||||||||
Средне-специальное |
10 |
31,25 |
8 |
80% |
2 |
20% |
0 |
0,0% | |
Незаконченное высшее |
2 |
6,25% |
2 |
20% |
0 |
0% |
0 |
0,0% | |
Высшее |
20 |
62,5% |
0 |
0% |
8 |
80% |
12 |
100,0% |
Проведем анализ таблицы . Всего численность персонала предприятия составляет 32 человека из них: рабочих – 31,25%, служащих – 31,25% и руководителей – 37,5%.
Группа «Руководители» составляет 37,5% от общего числа работающих. Большинство руководителей 75% составляют мужчины, возраст составляет от 37 до 50 лет – 100%, имеющие 100% высшее образование, работающие в организации с момента её образования (6 лет) – 50%.
Следующая категория работников фирмы – «Специалисты». Они составляют 31,25% от общего числа работающих. Специалисты с высшим образованием составляют 80%, со средним образованием – 20%. Женщин и мужчин составляет по 50% от общего числа специалистов. Возраст составляет от 26 до 36 лет. 80% работающих на предприятии работают до 1 года.
Категория «Рабочие» составляют 31,25% от общего числа работающих, из них 80% имеют среднее специальное образование, 20% - незаконченное высшее. 80 % рабочих составляют мужчины, 20% - женщины. Все рабочие в возрасте до 25 лет, 50% работают в организации ООО «Мебельпром» до 1 года.
В целом предприятие имеет высокий кадровый потенциал. Из 32 человек работающих 62,5% имеют высшее образование и 31,25% среднее специальное образование. Что говорит о достаточно высоком уровне работников предприятия.
Рис. 6 Образовательный уровень работников ООО «Мебельпром»
Мужчины составляют 68,8% всех работников предприятия, именно они занимают почти все руководящие должности в фирме.
Рис. 7 Половой состав работников ООО «Мебельпром»
Также следует отметить, что кадровый состав предприятия достаточно возрастной: 37,5% работников до 50 лет.
Рис. 8 Возрастной состав работников ООО «Мебельпром»
Рис. 9 Стаж работы работников ООО «Мебельпром»
Одним из показателей обеспеченности рабочей силы является ее стабильность, то есть средний стаж работы, что касается стажа работы - 18,8% работают в организации со дня образования 5-6 лет, а до 1 года 40,6%. Это говорит о текучести кадров.
Количественный анализ степени удовлетворенности сотрудников своей работой в организации, для этого рассчитаем уровень текучести работников за 2010-2011 год.
Уровень текучести персонала оценивается по формуле:
Утп — уровень текучести персонала в периоде, %;
Рс — число работников, уволившихся в рассматриваемом периоде по собственному желанию, чел.;
Риа — число работников, уволенных в рассматриваемом периоде по инициативе администрации, чел.;
Чс — среднесписочная численность работников в периоде, чел.
К сожалению, необходимо отметить, что работы по повышению квалификации кадров на предприятии практически не ведётся, не уделяется внимание и обучению работников, что в дальнейшем может отразиться на результатах работы всего предприятия, не применяются прогрессивные методы работы.
Анализируя внутреннюю среду ООО «Мебельпром» мы пришли к выводу, что руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом негативно характеризует состояние кадровой политики. Состав ООО «Мебельпром» нестабилен, наблюдается большая текучесть кадров. Нестабильность кадров ведет за собой ухудшение производительности труда, что связанно с адаптацией новых сотрудников в коллективе. ООО «Мебельпром» работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.
Для анализа внутренней среды проведем также краткую экономическую характеристику ООО «Мебельпром», анализ основных экономических показателей деятельности в динамике по данным бухгалтерской отчетности за 2010-2011гг.(см. приложение 6, 7, 8, 9), приведены в табл. 1 (13, с.235).
Таблица 2 Основные экономические показатели деятельности ООО «Мебельпром» в динамике за 2010-2011гг.
Показатели |
Код |
2011 год (тыс. руб.) |
2010 год (тыс. руб.) |
Отклоне-ние (+,-) |
1.Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг(за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
010 |
22402 |
19950 |
+ 2452 |
2.Себестоимость реализации
товаров, продукции, работ, |
020 |
18370 |
16171 |
+ 2199 |
3.Валовая прибыль (убыток) отчетного периода |
029 |
4032 |
3779 |
+ 253 |
6 .Прибыль (убыток) от реализации |
050 |
1415 |
1675 |
-260 |
10.Прочие операционные доходы |
090 |
0 |
0 |
|
11.Прочие операционные расходы |
100 |
382 |
248 |
+ 134 |
14.Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
975 |
1198 |
- 223 |
15. Налог на прибыль |
150 |
|||
16.Чистая прибыль отчетного периода |
190 |
736 |
922 |
- 186 |
Как видно из таблицы предприятие прибыльное и хотя за 2011 год им получена меньшая прибыль (по сравнению с 2010 годом), выручка от реализации продукции возросла на 12%.
Если провести соотношение между
динамикой реализованной продук
Экономический рост производства может быть достигнут как экстенсивным, так и интенсивным путем.
Эффективность хозяйственной деятельности можно определить при помощи показателей рентабельности – прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции.
Предприятие считается тем рентабельнее, чем выше скорость оборотных средств.
Анализ рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия (табл. 2).
Таблица 3 Расчет коэффициентов оборачиваемости и рентабельности ООО «Мебельпром» за 2011 год
Наименование коэффициента |
Формула расчета |
Значение | ||
1 |
2 |
3 | ||
Оборачиваемость средств |
Выручка от реализации / Средняя (за период) величина средств |
11,5 | ||
Рентабельность продаж |
Прибыль от реализации / Выручка от реализации |
0,04 | ||
Рентабельность средств |
Рентабельность продаж X Оборачиваемость средств |
0,46 | ||
Рентабельность капитала фирмы |
Прибыль от реализации / Средний за период итог баланса – нетто |
0,15 | ||
Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов |
Прибыль от реализации / Средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов |
0,5 | ||
Коэффициент общей оборачиваемости капитала |
Выручка от реализации / Средний за период итог баланса – нетто |
3,6 |
Информация о работе Анализ системы управления организации на примере Мебельпром