Анализ стилей управления Читинского филиала ОАО «ВымпелКом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 04:53, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящей курсовой работы является анализ демократического стиля управления, а также анализ стиля управления на предприятии – Читинский филиал ОАО «ВымпелКом».
Задачами курсовой работы являются:
рассмотреть основные стили управления, их характеристики;
проанализировать сложившийся стиль руководства;
провести оценку эффективности управления

Содержание

Введение 3
1 Стили руководства, их влияние на эффективность менеджмента 5
1.1 Понятие стиля управления. Основные разновидности стилей, их характеристика 5
1.2 Демократический стиль управления и его влияние на развитие предприятия 13
2 Анализ деятельности ОАО «ВымпелКом» и стиля управления на предприятии Читинского филиала ОАО «ВымпелКом» 19
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности компании 19
2.2 Миссия, цели, ценности и видение предприятия 20
2.3 Показатели деятельности компании за 2009-2010 гг. 21
2.4 Структура управления Читинского филиала ОАО «ВымпелКом» 22
2.5 Анализ сложившегося стиля руководства 24
3 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства 27
3.1 Основные недостатки сложившегося стиля 27
3.2 Предложения по разработке наиболее эффективного
стиля руководства 29
Заключение 32
Приложение А 34
А.1 Тест: «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки» 34
А.2 Ключ к тесту 37
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

Стили управления курсовая оригинал.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЧИТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Основы менеджмента»

Тема: «Анализ стилей управления Читинского филиала ОАО «ВымпелКом»»

 

 

                                                                     

 

 

        

                                                                  Выполнил: ст. гр. МНС-10-1

                                                                            Дрогожилова О. В.

                                                                            Проверил:

                                                                            Матафонова Е. В.

 

 

 

 

Чита 2011

Содержание

 

Введение 3

1 Стили руководства,  их влияние на эффективность менеджмента 5

1.1 Понятие  стиля  управления. Основные разновидности  стилей, их характеристика 5

1.2 Демократический стиль  управления и его влияние на развитие предприятия 13

2 Анализ деятельности ОАО «ВымпелКом» и стиля управления на предприятии Читинского филиала ОАО «ВымпелКом» 19

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности компании 19

2.2  Миссия, цели, ценности и видение предприятия 20

2.3 Показатели деятельности  компании за 2009-2010 гг.                                   21

2.4 Структура управления  Читинского филиала ОАО «ВымпелКом» 22

2.5 Анализ сложившегося  стиля руководства 24

3 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства 27

3.1 Основные недостатки сложившегося стиля 27

3.2 Предложения по разработке наиболее эффективного

стиля руководства                            29   

Заключение 32

Приложение А 34

А.1 Тест: «Определение стиля  управления руководителя с помощью самооценки» 34

А.2 Ключ к тесту 37

Список использованных источников 40

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление персоналом – процесс непрерывный и сложный. Усилия сторон в этом направлении  только тогда будут эффективны в современном мире, когда будут иметь научную основу. Знание теории менеджмента, хотя и не обязательно улучшит навыки руководителя, но, несомненно, поможет уяснить, почему одни менеджеры являются более эффективными руководителями, чем другие. В данной курсовой работе внимание фокусируется на имеющихся у менеджера возможностях улучшить руководство группой.

Для успешного управления компанией, как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, в ее руководстве должен быть определен стиль руководства.

В литературе по менеджменту  описано множество стилей руководства, но чаще всего более подробно описаны три основных стиля управления: демократический, либеральный и авторитарный.

Объектом курсовой работы является предприятие – Читинский филиал ОАО «ВымпелКом».

Основной целью настоящей  курсовой работы является анализ демократического стиля управления, а также анализ стиля управления на предприятии – Читинский филиал ОАО «ВымпелКом».

Задачами курсовой работы являются:

    • рассмотреть основные стили управления, их характеристики;
    • проанализировать сложившийся стиль руководства;
    • провести оценку эффективности управления;
    • выявить основные недостатки сложившегося стиля;
    • составить план мероприятий по совершенствованию стиля.

Актуальность темы состоит  в том, что руководитель любого предприятия  имеет свой стиль управления. Доказано, что существует прямая зависимость между сложившимся стилем руководства и эффективностью управления. За счет правильно выбранного стиля эффективность управления на предприятии может сильно повыситься. Для этого необходимо выявить сложившийся стиль руководства на предприятии и подготовить план по совершенствованию этого стиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Стили руководства, их влияние на эффективность менеджмента

1.1 Понятие стиля управления. Основные разновидности стилей, их характеристика

Методы искусства управления эффективно применяются в таком  важном аспекте управленческой деятельности, как стиль руководства, так как  в привычной манере поведения  руководителя по отношению к подчиненным, в том, как он обычно говорит, слушает  других людей, как он реализует управленческие решения, заложено и то, как подчиненные относятся к руководителю, и, соответственно, то, насколько эффективна работа коллектива. Стиль руководства – привычная для конкретного руководителя система методов, реакций на возникающие ситуации, используемая им в своей практической деятельности. Каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими способностями, талантами. Поэтому четко классифицировать стили управления весьма трудно, хотя такие попытки предпринимались неоднократно.

По определению А.А. Русалиновой, стиль руководства  – стабильно проявляющиеся особенности  взаимодействия руководителей с  коллективом, формирующиеся под  влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.

Под стилем управления понимают психологические особенности взаимодействия руководителя с подчиненными, определяемые совокупностью применяемых им методов  и приемов работы. Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность организации производства и руководства людьми.

Стиль управления — это  способ, которым руководитель управляет  подчиненными ему сотрудниками, а  также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.

В теориях стиля руководства  внимание акцентируется на стиле  поведения, принятом руководителем  в отношениях с его подчиненными, и утверждается, что определенные стили поведения лучше других способствует решению одной из главных задач менеджера – заставить подчиненных усердно трудиться и добиваться требуемой производительности.

В основе концепций выделения  стилей руководства первоначально лежали идеи Д. Мак-Грегора и его теорий X и Y. Наиболее приемлемым для теории  X был признан авторитарный стиль управления, тогда как для теории Y оптимальным считался стиль демократический.

Развивая идеи Мак-Грегора, Уайт и Липпит (White and Lippit, 1983) опубликовали результаты исследования различных стилей руководства в бойскаутских организациях. Они выделили три стиля:

    • авторитарный (автократический, административный волевой директивный), когда руководитель решает, что и как делать;
    • демократический (коллегиальный, товарищеский), когда решения принимаются после обсуждения с подчиненными;
    • либеральный (свободный, нейтральный, анархический, попустительсткий, невмешиваемыйся, разрешительный, формальный, номинальный), когда члены группы работают самостоятельно, а вмешательство руководителя сведено к минимуму.

Исследователи обнаружили, что во многих случаях автократический  стиль руководства обеспечивает наивысшую производительность, однако придерживающийся этого стиля руководитель всегда должен быть на месте, чтобы  работа не остановилась. Демократический стиль руководства оказался наиболее популярным и обеспечивал оптимальное сочетание качества и производительности. Несмотря на то что либеральный стиль руководства получил низший рейтинг по обоим параметрам, он срабатывал там, где члены группы имели ясно поставленные цели и хорошо знали, как их достичь.

Таблица 1 – Содержание стилей руководства.

Параметры

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках  лидера

Делегирование полномочий с сохранением ключевых позиций у лидера

Снятие лидером с  себя ответственности и отречение  от власти в пользу группы (организации)

Прерогатива в установлении целей и выборе средств

Принятие решений разделено  по уровням на основе участия в управлении

Предоставления возможности  самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху

Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях

Коммуникация строится в основном на «горизонтальной» основе

Сильные стороны

Особое внимание уделяется  срокам и порядку, возможно предсказание результата

Растут личные обязательства  сотрудников по выполнению работы через  участие в управлении

Позволяет начать дело без  вмешательства лидера

Слабые стороны

Наблюдается тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы

При этом стиле требуется  много времени для решения  задач

Без лидерского вмешательства  может быть потеряна скорость работы и изменено направление движения


 

Авторитарный (или автократический) стиль руководства – это стиль прямых приказов, указаний, распоряжений, не предполагающих каких-либо возражений и соображений со стороны подчиненных. Основная черта руководителя, пользующего авторитарным стилем руководства,- стремление находиться в центре внимания. Руководители такого типа предпочитают полную самостоятельность при анализе, планировании и принятии решений, а  затем доводят свои выводы до подчиненных или просто издают приказы, в которых определяют цели и содержание их деятельности. Подчиненные практически не оказывают влияния на принятие решений, имеют крайне ограниченные возможности для обсуждения путей их реализации и, как правило, лишены возможности критиковать эти решения. Внешне он обращается с подчиненными официально. Его указания кратки, строги, порой с угрожающим подтекстом. Ему кажется, что подчиненные чересчур пассивны и нуждаются в его указаниях. Он придирчив до мелочности. Если учитывает и выслушивает мнение подчиненных, то рассматривает это как посягательство на его авторитет. В худшем случае такой стиль может превратиться в диктаторский.

Но у автократа есть и привлекательные черты. Люди такого типа часто обладают молниеносной реакцией, энергичны, толковы, решительно преодолевают трудности. Они быстро и смело  принимают решения, настойчиво добиваются их выполнения, уверены в себе, не сомневаются в своих способностях руководить коллективом.

Преимущества авторитарного  стиля:

- руководство может быть строго организовано;

- установление ответственности однозначно, т.е. руководитель несет ответственность в каждом случае в последней инстанции;

- сильные руководящие личности могут лучшим образом раскрыться в этом стиле.

Недостатки:

- система нерациональна, так как руководитель выполняет задачи, которые он мог бы делегировать другим. Поэтому он в большинстве случаев сильно загружен и у него нет времени на тщательное выполнение своих задач управления;

- квалифицированные сотрудники недовольны, если их мало привлекают к принятию решений и они несут малую ответственность и принятие решений;

- преемственность в отделах с авторитарным стилем руководства часто под вопросом, так как рядом с сильным авторитарным руководителем не могут развиваться другие сильные личности.

Демократический стиль  руководства характеризуется наличием доброжелательных советов, поручений, просьб, активным участием работников в выработке управленческих решений. Такой стиль обозначает консенсус в подходе к руководству. Руководитель-демократ не командует, а воодушевляет, не инспектирует, а советует. Рядом с ним работники чувствуют себя не столько подчиненными, сколько сотрудниками. Такой руководитель прежде чем принять решение старается обсудить его с широким кругом сотрудников, систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, не скрывая ни успехов, ни трудностей. Руководители этого типа делегируют право принятия решений группе подчиненных, результаты усилий которых выражают мнение большинства, или во всяком случае активного большинства, а в идеале – в той или иной мере общее мнение подчиненного ему коллектива. Такой руководитель правильно реагирует на критику в свой адрес, общается с работниками, никогда ни в чем не проявляя своего превосходства. Руководитель демократ не избегает ответственности за собственные решения и ошибки подчиненных, по заслугам хвалит или ругает, свои указания формирует четко и убедительно.

Либеральный стиль руководства  предполагает невмешательство в  работу подчиненных, уклонение от принятия решения, по крайней мере до тех пор, пока они не попросят у руководителя совет. Руководители такого типа отлично умеют делегировать функции. Они вполне доверяют компетентности и ответственности своих подчиненных, поощряют их стремление к принятию собственных решений и поддерживают их независимо от того, правы они или нет. Внешне он вежлив, но не активен в работе, поддается чужому влиянию, готов отказаться от принятого решения. Избегает решительных мер и действий. Страдает отсутствием принципиальности и последовательности.

Информация о работе Анализ стилей управления Читинского филиала ОАО «ВымпелКом»