Анализ эффективного применения различных методов разрешения конфликтов в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Проанализировать эффективность различных методов разрешения конфликтов в МОУ СОШ № 91.
Задачи :
- проанализировать научную литературу;
- исследовать сущность конфликтов, причины их появления и последствия для МОУ СОШ №91;
- представить различные методы разрешения конфликтов в МОУ СОШ № 91.

Содержание

Введение. ……………………………………………….…………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты конфликтологии . ……………..……….…5
Понятие и природа конфликта. ……………………………………….….5
Организационный конфликт . …………………………………...……….5
Структурные элементы конфликта. ……………………………..………6
Последствия конфликтов для организации ……………………..………7
Глава 2 Анализ эффективного применения различных методов разрешения конфликтов в организации... ……….……….……………...…..9
Внеюридические методы разрешения конфликтов в системе управления организацией (предприятием, фирмой, компанией) ……..9
2.2 Юридические методы разрешения конфликтов………………………..10
2.3 . Методы управления конфликтом ……...……………………………...11

Глава 3. Пути разрешения конфликтов в учебном учреждении МОУ СОШ № 91. …………………………………………………………………….…....17
3.1 Общая характеристика учебного учреждения МОУ СОШ № 91…………………………………………………………………………..….17
3.2 Изучение существующей конфликтной ситуации в учебном учреждении МОУ СОШ № 91.………………………………………………18
3.3 Методы эффективного управления конфликтными ситуациями в учебном учреждении МОУ СОШ № 91……... …………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.docx

— 90.45 Кб (Скачать файл)

Методика решения конфликта  через решение проблемы, предложенная Аланом Фили, заключается в следующем:

  • определите проблему в категориях целей, а не решений;
  • когда проблема определена, определите решения, приемлемые для обеих сторон;
  • сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
  • создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;
  • во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, сводя к минимуму проявления гнева и угроз.

Ограничения в применении метода: необязательность сторон, неблагоприятные  временные условия.

Результат применения метода: «выигрыш-выигрыш» для обеих сторон.

9. Метод силы — стремление одной стороны навязать другой свое решение

Применяется в следующих  ситуациях:

  • когда необходимо быстрое, решительное действие, иногда даже в условиях чрезвычайных обстоятельств;
  • в случае жесткой необходимости введения непопулярных решений (дисциплинарных ограничений, понижения размера зарплаты);
  • в жизненно важных для организации ситуациях, когда сильная сторона осознает свою правоту;
  • против социальных групп с деструктивным поведением. Вероятные модели поведения:
  • навязывание стратегий типа «выигрыш-проигрыш»;
  • использование конкуренции;
  • использование власти путем принуждения;
  • требование подчинения.

Данный метод эффективен в ситуациях, при которых администрация имеет  значительное преимущество перед работниками.

Результат применения метода: «выигрыш-проигрыш».[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути разрешения конфликтов в учебном учреждении МОУ СОШ № 91.

 
3.1. Общая характеристика  учебного учреждения МОУ СОШ № 91

 
      Учреждение МОУ СОШ № 91 г. Нижнего Новгорода, расположенного по адресу: Ул. Голубева 4А, открылось 1 сентября 1992 года. Режим работы МОУ СОШ № 91: учебный год – 34 рабочих недели, два полугодия, 4 четверти  и 2 смены. 
 
      Лицензия № 158561 серия А  
Свидетельство о государственной аккредитации № 061421 серия АА  
Продолжительность учебной недели - 6 дней, урок - 40 минут. Организационная структура лицея включает в себя 1500 учеников; 113 учителей, 25 из которых – заслуженные учителя РФ, награждены отраслевыми знаками отличия – 17 человек, имеют высшую квалификационную категорию – 90 человек, первую квалификационную категорию – 35, вторую квалификационную категорию – 6 человек;22 человека технического персонала;2 заместителя директора по учебно-воспитательной работе; директор. [8] 
 
      Большое внимание в лицее уделяется повышению профессиональной компетентности педагогов как важнейшему условию достижения качественного образования и высоких результатов деятельности. Педагоги лицея повышают свою квалификацию, использую различные источники. Они охотно делятся опытом с коллегами других школ города и области и международного уровня. 
 
 МОУ СОШ № 91ставит перед собой следующую задачу: Общая задача, над которой работает школа, - это задача осуществления развивающего личностно ориентированного образования через современные образовательные технологии, включая в себя и педагогику сотрудничества, реализацию идей предпрофильного и профильного образования.

Целью такого образования  является:  
 
-         интеллектуально-личностное развитие всех участников образовательного процесса,  
 
-        формирование творчески развитой, толерантной, социально-ориентированной личности, способной к самопознанию, самоопределению и самореализации;  
 
-        формирование прочных привычек нравственного поведения и деятельности;  
 
-        совершенствование функционирования школы в режиме единого психолого-педагогического пространства;  
 
-        совершенствование использования здоровьесберегающих технологий;  
 
-        совершенствование материально-технической базы школы;  
 
-        совершенствование системы сетевого взаимодействия с целью модернизации учебно-воспитательного процесса и в том числе предпрофильной и профильной ориентации и профильного образования. [8] 
 
За время работы школы выдано 4627 аттестатов о среднем (полном) общем образовании, из них с золотым тиснением — 590, с серебряным — . Аттестатов об основном общем образовании — 5133, в том числе 117 с отличием.

 
3.2. Изучение существующей  конфликтной ситуации в учебном  учреждении МОУ СОШ № 91

 
        Как мы знаем, жить без конфликтов невозможно, каждый день мы сталкиваемся с разными конфликтными ситуациями, будь это спор или ещё что-то более  серьёзное. Школа – это место, где обучаются дети с 7 лет до 18 лет. Конечно же, это место, где  не по дням, а по часам случаются  конфликты. В основном в конфликтных  ситуациях принимают участие  дети. Это напрямую связано с тем, что школа – это переходная пора каждого из нас, здесь есть зависть, злоба, непонимание и.т.д. Не исключаются так же конфликты учеников и учителей, и даже родителей с учителями. 
 
        Рассмотрим типичные конфликтные ситуации в МОУ СОШ № 91. 
 
1. Это конфликт, случающийся между детьми в «борьбе» за ресурсы. В качестве ресурсов выступают компьютеры (их достаточно в лицее, но когда ломаются некоторые из них, дети начинают  соперничать за место возле компьютера, безусловно, это приводит к своему роду конфликту); время (все мы знаем, что время у преподавателей ограничено и бывает так, что не все успевают ответить на уроде своё домашнее задание, будь это стихотворение наизусть и.т.д. , тогда дети начинают ругаться между собой кто же пойдёт первым отвечать этот стих после уроков). 
 
2. Конфликт между учителем и учеником (межличностный конфликт). Все дети разные, все по-разному реагируют на замечания учителей, на оценки. Существую такие дети, которые не умеют держать себя в руках. Они могут из-за своего недовольства грубо разговаривать с преподавателем, хамить ему и.т.д. Конечно же, не каждому человеку понравится, когда с ним так разговаривает ученик, который на много младше своего учителя. Такие конфликты бывают часто в каждой школе. 
 
3. Межгрупповой конфликт, точнее это конфликт между несколькими неформальными группами, которые возникли внутри формальной, т.е в классе. Учась вместе, дети объединяются в группы (по своим интересам, по общению и.т.д. ). Такой конфликт недавно произошёл в лицее, между 2-мя восьмыми классами. Причина в принципе детская, один класс утверждал, что он самый лучший из параллели, а другой класс говорил, что он. Вот и вся причина. Из-за этого разногласия мальчики из обоих классов подрались друг с другом. После данного инцидента, родители учеников, участвовавших в драке, были вызваны в школу к директору, даже шла речь об исключении некоторых детей. 
 
4. Следующий конфликт случился в прошлом году, между двумя девочками из 9-х классов. Была перемена, половина класса находилась в столовой, а другая половина стояла возле класса и ждала начала урока. Вдруг две одноклассницы начали спорить о чём-то внешкольном и, неожиданно, одна девочка ударила другую, началась драка, но одноклассники не растерялись и разняли их. Этот инцидент увидела одна из учительниц. Началось разбирательство. Девочкам было сказано, что если они ещё раз затеют драку между собой, то будут исключены. 
 
5. Так же в МОУ СОШ № 91были и такие случаи конфликтных ситуаций, когда одному или нескольким ученикам объявляли бойкот неформальные группы. Этому было множество причин : унижение и посмешка над более слабыми детьми; зависть кому-то (когда один ребёнок завидует другому, он старается настроить против целый класс); некие разногласия и.т.д. 
 
        Таким образом, я сделала вывод о том, что, где вы не учились бы, не работали, конфликты есть везде, в слабой или сильно выраженной форме. С конфликтными ситуациями надо бороться.

 
3.3. Методы эффективного  управления конфликтными ситуациями  в учебном учреждении МОУ СОШ № 91

 
 
        Школа – это место, где  обучаются тысячи детей. Решать детские  конфликты и взрослые – это  совершенно разные вещи. Решение конфликтных  ситуаций у взрослых проще, так как  взрослые люди намного опытнее, умнее, смышленее, они не такие впечатлительные, нежели дети. 
 
        Как было сказано выше, существуют различные методы разрешения конфликтных ситуаций. Один из таких методов – это использование руководителем власти, в данном случае руководитель – это директор, учителя и психолог. Они пользуются данными им полномочиями, при решении конфликтов, например: прежде чем принимать какие-либо меры по разрешению конфликта, учителя МОУ СОШ № 91 обращаются к школьному психологу, чтобы спросить совета о правильных действиях в той или иной ситуациях. Бывает так, что психолог старается сам поговорить с детьми и решить ситуацию без исключений и вызовов родителей в школу. 
 
        К методу использования координационных и интеграционных механизмов относится вызов родителей в школу. Данный метод является основным. «Если в школе происходит конфликт, то мы обязаны оповестить об этом родителей учеников» - говорит директор Богданов Игорь Михайлович. Родители – это именно те люди, которые способны повлиять на собственного ребёнка, в основном дети прислушиваются к родителям и подчиняются им. 
 
        Следующий метод, который применяют учителя лицея – это исключение, являющееся одним из самых крайних мер. Данный метод является структурным, а точнее использование руководителем власти, основанной на принуждении. Конечно же, никому не хочется уходить из школы, особенно когда к этому принуждают. 
 
Следующий метод также относится к использованию власти руководителем. «Бывают и такие ситуации» - говорит Игорь Михайлович, «когда в одном классе не могут «ужиться» 2 ученика, они постоянно спорят, конфликтую между собой». В таком случае директор принимает меры и «разводит» учеников по разным классам, т. е они остаются в школе, учатся в одной параллели, но в разных классах. Это и есть следующий метод разрешения конфликтной ситуации. 
Как известно, после разрешения любого конфликта, практически всегда остаётся «осадок», т. е последствия. Они могут быть самыми разными, например, в случае 4 про 2-х учениц, которые подрались прямо перед классом, последствием этой ситуации явилось то, что эти девочки перестали дружить и общаться вообще. В 3-ем случае про конфликт между двумя классами, последствие было следующее, несколько мальчиков получили серьёзные ушибы в драке, после чего лежали в больнице. 
 
По моему мнению, нужно ввести в лицее некую систему вознаграждения. Например: в конце недели за хорошее поведению учеников, давать определённое количество баллов, при суммации которых ставить в журнал хорошую оценку. Дети, зная это, будут стараться вести себя хорошо, соблюдая все школьные правила. Я считаю, что данный метод может воздействовать на поведение детей. 
 
Ещё одним методом является проведение классных часов в конце каждой учебной недели, на которых учитель может разговаривать с детьми, выясняя какие проблемы имеются в группе, или решать проблемы, которые руководитель заметил сам, наблюдая за детьми. Мне кажется, это эффективный способ не только для решения конфликтных ситуаций, но и для лучшего познания учителем детей, так сказать установление связи между классом и руководителем. 
 
Итак, если МОУ СОШ № 91будет следовать своим уже установленным методам решения конфликтов и примет во внимание мои рекомендации, то можно быть уверенным, что число конфликтов снизится. 
           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
        Подводя итог анализа эффективных различных методов разрешения конфликтов в организации, можно утверждать, что существование общества без конфликтов невозможно. Конфликт – это многоплановое явление, в работе он представлен с разных ракурсов обозрения этой проблемы. Выделены основные виды конфликтов, причины их появления, последствия, методы управления конфликтной ситуацией. Так же в работе есть ссылка на конкретный пример (МОУ СОШ № 91). В данном примере показаны типичные конфликтные ситуации, которые мы можем встретить в школе, и, наконец, какие методы предпринимает педагогический состав школы 91  для решения данных проблем. 
 
        Для достижения поставленной цели были выполнены необходимые задачи. Такие как: анализ научной литературы по теме конфликтологии; исследование сущности конфликтов, причины их появления и последствия, которые получились вследствие конфликтной ситуации в МОУ СОШ № 91; предоставлены разные методы решения конфликтов в МОУ СОШ № 91. 
 
        Итак, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы :

 
1. Ведение переговоров и разрешение  конфликтов / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006-226с. – (Серия «Классика Harvard Business Review») Москва 2006. 
 
2.  Менеджмент: Учеб. для. вузов/ Д.Д. Вачугов; Т.Е. Берёзкина; Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. Школа, 2008. – 399с.: ил. 
 
3. Организационное поведение. Л.Г. Зайцев; М.И. Соколова. Москва «экономистъ» 2005. 
 
4. Организационное поведение, 8-е издание. /Пер. с англ. Под ред. Е.Г. Молл. – СПБ.: Питер, 2004. – 637с.: ил. 
 
5. Сергеев А.М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288. с. 
 
6. Теория управления. В.И. Коробко. Рекомендовано Учебно-методическим центром «профессиональный учебник» в качестве учеб. пособия для студентов вузов, обучающ. по. Специальностям 080504 «Гос. и муницип. Управление». 080500 «Менеджмент организации» Юнити/Unity. Москва 2009. 
 
7. Мескон, М. Х., Альберт, М., Хедоурн, Ф. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Вильямс, 2009. - 672 с.  
 
8. Личный сайт МОУ СОШ № 91 : school91-nn.ru/


Информация о работе Анализ эффективного применения различных методов разрешения конфликтов в организации