Аттестация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 14:12, реферат

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена следующим. Каждый руководитель организации стремится к эффективной и конкурентоспособной деятельности на рынке, а персонал организации является тем ресурсом, который либо обеспечивает это, либо не обеспечивает. Критерии и методы оценки «качества» человеческих ресурсов меняются в соответствии с изменением характера труда. Если раньше от работников требовался лишь высокий уровень профессиональных знаний, то теперь все большее значение придается их человеческим качествам, таким, как коммуникабельность и умение работать в составе команды профессионалов, умение генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь. Поэтому в современных условиях проблемы аттестации персонала являются особо актуальными.

Содержание

Введение. 7
1. Сущность и особенности аттестации персонала предприятия. 11
1.1 Понятие системы аттестации персонала предприятия. 11
1.2 Виды и формы аттестации персонала. 19
1.3 Методы аттестации персонала. 25
2. Анализ системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС" 37
2.1 Характеристика ОАО "МТС". 37
2.2 Исследование состава и структуры кадровой политики в ОАО "МТС". 45
Еще одним важным элементом системы управления персоналом в ОАО "МТС" является стимулирование и мотивация. 51
2.3 Анализ существующей системы аттестации персонала в ОАО "МТС". 54
3. Направление совершенствования системы аттестации персонала предприятия на примере ОАО "МТС". 60
3.1 Предложения по совершенствованию методов и приемов аттестации и экономическая эффективность проводимых мероприятий. 60
3.2 Подготовка кадров и программы повышения квалификации персонала в ОАО "МТС" 71
Заключение. 76
Список используемых источников и литературы.. 80
1. www.mts.ru. 84

Вложенные файлы: 1 файл

..........doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

Обобщая вышесказанное, исследуемый офис продаж ОАО "МТС" имеет удовлетворительную и стабильную структуру персонала. В качестве недостатка можно отметить тот факт, что большинство продавцов имеют небольшой стаж работы на предприятии. Следовательно, основным направлением совершенствования работы с кадрами на исследуемом предприятии может быть улучшение адаптации, обучение и повышение квалификации данной категории персонала. Кроме того, предприятию необходимо совершенствовать методику подбора персонала.

Коллектив предприятия по численному составу, уровню квалификации не является постоянной величиной, он всё время изменяется: увольняются одни работники, принимаются другие. Анализ движения персонала включает изучение форм движения, причин движения и результатов движения. Для характеристики движения персонала офиса продаж ОАО "МТС" рассчитаем и проанализируем динамику следующих показателей:

1.         Коэффициент оборота по приему =  .

2.         Коэффициент оборота по выбытию =  .

3.         Коэффициент общего оборота =  .

4.         Коэффициент текучести персонала =  .

Исходные данные для анализа движения персонала ОАО «МТС» за 2006 - 2008 гг. приведены в таблице 6, а сами показатели для наглядности обобщены в таблице 7.

Как видно из таблицы 7, в 2008 году число выбывших менеджеров превысило число принятых (коэффициент оборота по выбытию составил 0,17 что больше коэффициента оборота по приему). Как уже отмечалось, это произошло по причине перевода части персонала в дочернее предприятие. В 2008 г. в офисе продаж ОАО "МТС" выбыло 7 человек, в то время как было принято на работу 6 человек. При этом оборот по выбытию составил 21%, что больше оборота по приему – 18%. Таким образом, в течение 2008 г. численность персонала офиса продаж ОАО «МТС» уменьшилась.

Таблица 6. Исходные данные для анализа движения персонала офиса продаж ОАО "МТС"*

Категории персонала

2006 г.

2007 г.

2008 г.

принято

выбыло

среднеспис.численность

принято

выбыло

среднеспис.

численность

принято

выбыло

среднеспис.

численность

Специалисты

-

-

8

-

1

7

-

-

7

Продавцы-консультанты

3

3

15

2

7

10

2

2

10

Вспомогательный персонал

2

2

9

2

3

8

3

3

8

Менеджеры

-

-

7

-

-

7

-

1

6

Обслуживающий персонал

-

-

3

1

1

3

1

1

3

Итого

5

5

42

5

12

35

6

7

34




Коэффициент общего оборота и коэффициент сменяемости персонала используются при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях. Так, уменьшение общего оборота персонала офиса продаж ОАО "МТС" с 0,49 в 2007 г. до 0,38 в 2008 г. можно оценить положительно, так как данная тенденция свидетельствует о стабильности персонала предприятия. Однако, по мнению экспертов, если на предприятии абсолютно отсутствует текучесть кадров, это свидетельствует о необоснованном завышении заработной платы по сравнению с аналогичными предприятиями отрасли. Следовательно, такой уровень мобильности можно признать приемлемым для офиса продаж ОАО "МТС". 

Как показало исследование, наиболее нестабильной является такая категория персонала, как продавцы-консультанты. Однако, в 2008 г. для этой категории характерно равенство поступивших и выбывших работников. Нестабильность работников данной категории может объясняться низким уровнем оплаты труда данной категории персонала.

Таблица 7. Показатели движения персонала офиса продаж ОАО "МТС"*

Показатели

категории персонала

Специа-листы

Прод.-консультанты

Вспомогательный персонал

Менеджеры

Обслуж. персонал

Всего

2006 год

Коэффициент оборота по приему

-

0.20

0.22

-

-

0.12

Коэффициент оборота по выбытию

-

0.20

0.22

-

-

0.12

Коэффициент общего оборота

-

0.40

0.44

-

-

0.24

Коэффициент текучести персонала

-

-

-

-

-

-

2007 год

Коэффициент оборота по приему

-

0.20

0.25

-

0.33

0.14

Коэффициент оборота по выбытию

0.14

0.70

0.38

-

0.33

0.34

Коэффициент общего оборота

0.14

0.90

0.63

-

0.67

0.49

Коэффициент текучести персонала

0.14

0.50

0.13

-

-

0.20

2008 год

Коэффициент оборота по приему

-

0.20

0.38

-

0.33

0.18

Коэффициент оборота по выбытию

-

0.20

0.38

0.17

0.33

0.21

Коэффициент общего оборота

-

0.40

0.75

0.17

0.67

0.38

Коэффициент текучести персонала

-

-

-

0.17

-

0.3


Сегодня текучесть кадров в офисах продаж ОАО "МТС" - одна из многих проблем, с которыми сталкиваются современные предприятия. Следует различать ее естественный уровень в пределах 3-5% от численности персонала и повышенный, вызывающий значительные экономические потери. Естественный уровень способствует обновлению производственных коллективов. Этот процесс происходит непрерывно и не требует каких-либо чрезвычайных мер со стороны кадровых служб и руководства. Часть работников уходит на пенсию, часть увольняется по различным причинам, на их место приходят новые сотрудники — в таком режиме живет каждое предприятие. Но, уровень текучести гораздо выше естественного среди продавцов-консультантов исследуемого офиса продаж ОАО "МТС". В этом случае издержки становятся значительными и возрастают с увеличением оттока кадров. Издержки связаны с затратами на обучение принятого на работу сотрудника, потерями вызванными проведением процедуры найма работников на вакантное рабочее место, потерями рабочего времени.

 
2.2 Исследование  состава и структуры кадровой  политики в ОАО "МТС" 

 

Основные цели политики ОАО "МТС" в области управления персоналом:

-           обеспечение максимальной гибкости и адаптивности организационного управления и управления персоналом;

-           комплексное управление эффективностью персонала;

-           комплексное управление качеством персонала;

-           максимальная эффективность инвестиций в развитие персонала.

Для достижения поставленных целей руководство «МТС»:

1. Строит взаимоотношения  между работниками и работодателем, строго соблюдая требования законодательства Российской Федерации и принцип социального партнерства, направленный на достижение согласованных интересов, социальной стабильности и общего благосостояния. Руководство компании проявляет заботу о своих работниках, отражая искреннее желание способствовать благополучию и успеху работников на всех уровнях, создавая для них конкурентоспособные условия труда и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне.

2. Формулирует и ставит  четкие, измеримые, реалистичные цели перед компанией, её подразделениями и каждым работником, контролирует их достижение и определяет достойное и справедливое вознаграждение и поощрение в зависимости от достигнутых результатов.

3. Формирует и поддерживает  корпоративную культуру, основанную на общечеловеческих и корпоративных ценностях.

Руководством определены следующие корпоративные ценности Общества:

-          Работники – главная ценность Общества. Именно работники ежедневно решают производственные, коммерческие, финансовые и управленческие вопросы. Именно работники ежедневно создают те самые ценности, которые мы считаем благополучием нашего Общества, его акционеров и работников, а также наших клиентов и партнеров.

-          Эффективность – от эффективности труда каждого работника зависит рост и развитие Общества, уровень капитализации, рост доходов акционеров и конкурентоспособность Общества.

-          Качество – качество труда на каждом рабочем месте влияет на качество предоставляемых услуг, эффективность бизнес-процессов и репутацию Общества.

-          Ответственность – от ответственности каждого работника Общества зависит выполнение всех взятых обязательств перед клиентами, партнерами, работниками и акционерами.

-          Доверие – ключевая ценность Общества, фундамент для достижения целей и залог успешной командной работы. Доверие требует получение результатов, обещанных другим людям, доверие требует порядочности в отношениях с людьми, доверие требует проявления заботы о благополучии других людей.

4. Осваивает и развивает методы и средства управления персоналом на основе передовых отечественных и зарубежных достижений и опыта в этой области, применяя эти знания в следующих стратегических направлениях системы управления персоналом:

-          организационное управление;

-          планирование в области управления персоналом;

-          подбор, найм и ротация персонала;

-          оценка персонала;

-          обучение и развитие персонала

-          компенсация и мотивация персонала;

-          управление корпоративной культурой.

5. Улучшает существующую систему управления персоналом, осуществляя планирование деятельности, организацию и контроль выполнения работ, анализ и регулирование функционирования системы управления персоналом

На основании сравнения плана по человеческим ресурсам с численностью персонала, уже работающего в организации, директор по персоналу и руководитель компании определяет вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие места существуют, начинается процесс приема на работу, состоящий из нескольких стадий: детализации требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на его занятие, подбора кандидатов, отбора кандидатов и приема на работу.

Прием на работу начинается с детального определения того, кто нужен организации. Для облегчения подбора кандидатов в ОАО "МТС" создана квалификационная карта, которая описывает основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности. Карта подготавливается начальником отдела и директором по персоналу. Карта представляет собой набор квалификационных характеристик (общее образование, специальное образование, специальные навыки, знание иностранных языков, владение компьютером, умение рисовать и т.д.), которыми должен обладать «идеальный» сотрудник, занимающий эту должность. Использование квалификационной карты дает возможность структурированной оценке кандидатов (по каждой характеристике) и сравнения кандидатов между собой. Определив требования к кандидату, директор по персоналу приступают к привлечению кандидатов, используя несколько методов:

1. Поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок  труда, сначала пробуют искать  среди своих сотрудников, размещая  объявления о вакантном месте  на стендах фирмы, обращаясь к начальникам подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализ личных дел с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками.

2. Объявления в средствах  массовой информации. Для привлечения  кандидатов ОАО "МТС" размещает объявления в специализированных газетах и рубриках.

Преимуществом данного метода является широкий охват населения при относительно низких первоначальных издержках. Недостатком является обратная сторона преимущества: огромный наплыв кандидатов, большинство из которых не обладает требуемыми характеристиками.

3. Частные агентства по  подбору персонала. Обратившись  в одно из частных агентств, директор по персоналу облегчает  себе работу по первоначальному  отбору кандидатов, рассматривая только кандидатуры, предложенные специалистами агентства.

Необходимо так же при подборе кадров применять размещение вакансий в сети Интернет. Это не требует больших затрат и так же эффективно, как размещение объявлений в средствах массовой информации. Но не существует универсального метода подбора кандидатов, поэтому сотрудники отдела по работе с персоналом используют различные методы в зависимости от вакантной должности.

Подбор кандидатов является основой для следующего этапа отбора будущих сотрудников организации, который начинается с анализа списка кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям организации к будущим сотрудникам. Задача первичного отбора состоит в определении ограниченного числа кандидатов, с которыми организация могла бы работать индивидуально. На этом этапе сотрудники службы управления персоналом проводят индивидуальные собеседования с отобранными кандидатами. Цель этих собеседований заключается в оценке степени соответствия кандидата портрету «идеального» сотрудника, его способности выполнять обязанности соответствующей должности, способности адаптироваться в организации и т. д. На основе собеседований (с сотрудником отдела по работе с персоналом, а затем с начальником отдела) выбирают кандидата, который наиболее подходит для этой должности. После этого выбранного сотрудника принимают на работу с испытательным сроком (от 1 до 3-х месяцев), давая возможность руководству оценить кандидата непосредственно на рабочем месте без принятия на себя обязательств по его постоянному трудоустройству. Если по истечении испытательного срока у руководства нет претензий к новому сотруднику, он принимается на постоянную работу.

Информация о работе Аттестация персонала