Аудит управления человеческими ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы изучение теоретических и методических положений аудита управления человеческими ресурсами, как диагностической формы совершенствования управления персоналом.
В соответствии с поставленной целью, в ходе курсовой работы ставились задачи:
1)Изучить понятие управления человеческими ресурсами
2) Понять значении комплексного аудита персонала
3) Рассмотреть методы аудита в управлении человеческими ресурсами
4) Изучить аудит на примере предприятия ОАО "МТС"
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы. При написании работы информационную базу составили труды таких авторов, как Кибанов А.Я., Коротков Э.М., Травин В.В, Крылов.Ю.В, Музыченко В.А и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические аспекты Аудита управления человеческими ресурсами…………………………………………………………………….…....5
Понятие и сущность управления человеческими ресурсами……………….……………………………………………………..5
Значение комплексного аудита персонала…………………………….10
Методы аудита в управлении человеческими ресурсами………….....15
Глава 2. Анализ системы аудита человеческих ресурсов предприятия на примере ОАО "МТС"……………………………………………………………21
2.1 Характеристика ОАО "МТС"………………………………………..….21
2.2 Анализ существующей системы аудита персонала в ОАО "МТС"……………………………………………………………………………29
2.3 Направление совершенствования системы аудита персонала предприятия на примере ОАО "МТС"…………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………...45
Список использованной литературы ……………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по уп.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)
 

     Как видно из таблицы 3, в 2008 году в офисе продаж ОАО "МТС" среднесписочная численность персонала снизилась, как по сравнению с прошлогодним уровнем - на 1 человека, или на 2,9%, так и в 2007 по сравнению с 2006 г. – на 7 чел., или на 16,7%. Снижение среднесписочной численности персонала офиса продаж ОАО "МТС" произошло в основном за счет продавцов-консультантов. Это произошло по причине перевода части персонала в дочернее предприятие. Среднесписочная численность обслуживающего персона в отчетном году по сравнению с уровнем прошлого года не изменилась.

     * Здесь и далее информация из  внутренней документации МТС.  

     Таблица 4.

     Структура персонала офиса продаж ОАО "МТС"

Категории персонала 2006 г. 2007 г. 2008 г.
численность, чел. Уд. вес,% численность, чел. Уд. вес,% численность, чел. Уд. вес,%
Специалисты 8 19.0 7 20.0 7 20.6
Продавцы-консультанты 15 35.7 10 28.6 10 29.4
Вспомогательный персонал 9 
21.4 
8 
22.9 
8 
23.5 
 
Менеджеры 7 16.6 
7 
20.0 
6 
17.6
Обслуживающий персонал, в т.ч.

уборщица

программист

слесарь оборудования

3

1

1

1

7.1

2.3

2.3

2.3

3

1

1

1

 
8.5

2.9

2.9

2.9

 
3

1

1

1

 
8.9

2.9

2.9

2.9

Итого 42 100 35 100 34 100

      

     Структура персонала офиса продаж ОАО "МТС" для наглядности изображена на рисунке 5. Наибольший удельный вес в структуре персонала занимают продавцы-консультанты, однако, их удельный вес в 2008 г. по сравнению с 2006 г. очень значительно снизился - с 35.7% до 29.4%. Удельный вес специалистов также высок, при этом данный показатель имеет тенденцию к росту - с 19% в 2006 г. до 20.6% в 2008 г. Удельный вес вспомогательного персонала на исследуемом предприятии высок (22.9% и 23.5% в 2007 г. и в 2008 г. соответственно). В 2008 г. по сравнению с прошлым годом произошло снижение удельного веса таких категорий персонала, как менеджеры (с 20.0% в 2007 г. до 17.6% в 2008 г.). Наименьший удельный вес в структуре персонала офиса продаж ОАО "МТС" занимает обслуживающий персонал (8.5% в 2007 г., 8.9% в 2008 г.).

     Рассмотрим, какой стаж работы имеют сотрудники исследуемого офиса продаж ОАО "МТС". Как видно из таблицы 5, в офисе продаж ОАО "МТС" большинство работников работает от 2 до 5 лет. 

     Рис. 5. Структура персонала офиса продаж ОАО "МТС"* 

     Самый большой стаж характерен для продавцов-консультантов и специалистов - два работника имеют стаж работы на предприятии свыше 12 лет.

     Самый маленький стаж работы на изучаемом предприятии имеет вспомогательный и обслуживающий персонал. Так, 2 человека имеют стаж работы менее 1 года, и ни один менеджер не имеет стажа более 10 лет.  

 

      Таблица 5

     Стаж  работы персонала офиса продаж ОАО "МТС" в 2008 г.

Категории персонала  Численность персонала Стаж  работы
До 1 года 2-5 лет 6-10 лет 10-12 лет Свыше 12 лет
Специалисты 7 - 2 3 2 1
Продавцы-консультанты 10 2 3 2 1 1
Вспомогательный персонал 8 2 3 2 1 -
Менеджеры 6 - 3 3 - -
Обслуживающий персонал 3 1 1 1    
Итого 34 5 12 11 4 2
Процентное  соотношение  100 14,7% 35,3% 32,3% 11,8% 5,9%
 

     Обобщая вышесказанное, исследуемый офис продаж ОАО "МТС" имеет удовлетворительную и стабильную структуру персонала. В качестве недостатка можно отметить тот факт, что большинство продавцов имеют небольшой стаж работы на предприятии. Следовательно, основным направлением совершенствования работы с кадрами на исследуемом предприятии может быть улучшение адаптации, обучение и повышение квалификации данной категории персонала. Кроме того, предприятию необходимо совершенствовать методику подбора персонала.

     Коллектив предприятия по численному составу, уровню квалификации не является постоянной величиной, он всё время изменяется: увольняются одни работники, принимаются другие. Анализ движения персонала включает изучение форм движения, причин движения и результатов движения. Для характеристики движения персонала офиса продаж ОАО "МТС" рассчитаем и проанализируем динамику следующих показателей:

  1. Коэффициент оборота по приему = .
  2. Коэффициент оборота по выбытию = .
  3. Коэффициент общего оборота = .
  4. Коэффициент текучести персонала = .

     Исходные  данные для анализа движения персонала ОАО «МТС» за 2006 - 2008 гг. приведены в таблице 6, а сами показатели для наглядности обобщены в таблице 7.

     Как видно из таблицы 7, в 2008 году число выбывших менеджеров превысило число принятых (коэффициент оборота по выбытию составил 0,17 что больше коэффициента оборота по приему). Как уже отмечалось, это произошло по причине перевода части персонала в дочернее предприятие. В 2008 г. в офисе продаж ОАО "МТС" выбыло 7 человек, в то время как было принято на работу 6 человек. При этом оборот по выбытию составил 21%, что больше оборота по приему – 18%. Таким образом, в течение 2008 г. численность персонала офиса продаж ОАО «МТС» уменьшилась.

     Таблица 6

     Исходные  данные для анализа движения персонала офиса продаж ОАО "МТС"

Категории персонала 2006 г. 2007 г. 2008 г.
принято выбыло среднеспис.численность принято выбыло среднеспис.

численность

принято выбыло среднеспис.

численность

Специалисты - - 8 - 1 7 - - 7
Продавцы-консультанты 3 3 15 2 7 10 2 2 10
Вспомогательный персонал 2 2 9 2 3 8 3 3 8
Менеджеры - - 7 - - 7 - 1 6
Обслуживающий персонал - - 3 1 1 3 1 1 3
Итого 5 5 42 5 12 35 6 7 34
 

     Коэффициент общего оборота и коэффициент  сменяемости персонала используются при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях. Так, уменьшение общего оборота персонала офиса продаж ОАО "МТС" с 0,49 в 2007 г. до 0,38 в 2008 г. можно оценить положительно, так как данная тенденция свидетельствует о стабильности персонала предприятия. Однако, по мнению экспертов, если на предприятии абсолютно отсутствует текучесть кадров, это свидетельствует о необоснованном завышении заработной платы по сравнению с аналогичными предприятиями отрасли. Следовательно, такой уровень мобильности можно признать приемлемым для офиса продаж ОАО "МТС".

       Как показало исследование, наиболее нестабильной является такая категория персонала, как продавцы-консультанты. Однако, в 2008 г. для этой категории характерно равенство поступивших и выбывших работников. Нестабильность работников данной категории может объясняться низким уровнем оплаты труда данной категории персонала.

     Таблица 7

     Показатели  движения персонала офиса продаж ОАО "МТС"

Показатели категории персонала
Специа-листы Прод.-консультанты Вспомогательный персонал Менеджеры Обслуж. персонал Всего
2006 год
Коэффициент оборота по приему - 0.20 0.22 - - 0.12
Коэффициент оборота по выбытию - 0.20 0.22 - - 0.12
Коэффициент общего оборота - 0.40 0.44 - - 0.24
Коэффициент текучести персонала - - - - - -
2007 год
Коэффициент оборота по приему - 0.20 0.25 - 0.33 0.14
Коэффициент оборота по выбытию 0.14 0.70 0.38 - 0.33 0.34
Коэффициент общего оборота 0.14 0.90 0.63 - 0.67 0.49
Коэффициент текучести персонала 0.14 0.50 0.13 - - 0.20
2008 год
Коэффициент оборота по приему - 0.20 0.38 - 0.33 0.18
Коэффициент оборота по выбытию - 0.20 0.38 0.17 0.33 0.21
Коэффициент общего оборота - 0.40 0.75 0.17 0.67 0.38
Коэффициент текучести персонала - - - 0.17 - 0.3
 

     Сегодня текучесть кадров в офисах продаж ОАО "МТС" - одна из многих проблем, с которыми сталкиваются современные предприятия. Следует различать ее естественный уровень в пределах 3-5% от численности персонала и повышенный, вызывающий значительные экономические потери. Естественный уровень способствует обновлению производственных коллективов. Этот процесс происходит непрерывно и не требует каких-либо чрезвычайных мер со стороны кадровых служб и руководства. Часть работников уходит на пенсию, часть увольняется по различным причинам, на их место приходят новые сотрудники — в таком режиме живет каждое предприятие. Но, уровень текучести гораздо выше естественного среди продавцов-консультантов исследуемого офиса продаж ОАО "МТС". В этом случае издержки становятся значительными и возрастают с увеличением оттока кадров. Издержки связаны с затратами на обучение принятого на работу сотрудника, потерями вызванными проведением процедуры найма работников на вакантное рабочее место, потерями рабочего времени. 
 
 
 
 

     2.2 Анализ существующей системы аудита персонала в ОАО "МТС"

     Аудит персонала - процесс, который позволяет эффективно оценивать результаты работы персонала, формировать кадровый резерв, оптимально распределять фонд оплаты труда и материального вознаграждения. Рассмотрим основные элементы существующей системы оценки работы персонала в исследуемой организации.

     Необходимо  заметить, что научно-методическое обеспечение системы оценки работы персонала в ОАО "МТС" неудовлетворительное, поскольку:

  • в организации на сегодняшний день практически не используются современные методы осуществления процесса оценки персонала, в том числе проведения аттестации;
  • мало исследуется передовой отечественный и зарубежный опыт в проведении конкретных мероприятий по оценке персонала;
  • выбор инструментария для оценки, проверки профессиональных и личностных качеств на сегодня ограничен;
  • анализ и оценка содержания и условий труда на рабочем месте в ОАО "МТС" не проводится;
  • разработка должностных инструкций ведется формально;
  • анализ закрепляемости и успешности новых работников осуществляется несистематически.

     Значительные  финансовые средства на проведение работ  по оценке персонала в офисе продаж ОАО "МТС" не выделялись; смета  затрат на систему оценки в Обществе не составлялась.

Информация о работе Аудит управления человеческими ресурсами