Бизнес-этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Этикет (от фр. Etiquette) означает форму, манеру поведения, правела учтивости и вежливости, церемониал, принятие в том или ином обществе. Это результат опыта многих поколений. Этикетные нормы и правила являются международными, поскольку соблюдаются более или менее одинаково во всех странах, обусловлены исторически и основаны на национальных и религиозных традициях, культуре, обычаях, привычках. Родиной этикета считается Италия. Данная тема актуальна, так как в настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления, с целью повышения уровня культуры этих отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

бизнес-этикет.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Обычно перед  входом в зал посетители осматривают  себя в зеркало. Перед зеркалом только поправить прическу, одежду, это касается и мужчин и женщин. Дефекты одежды и прически устраняются в туалете.

В зал ресторана  первым входит мужчина, а его спутница следует за ним. Если же первой в  зал вошла женщина, то по пути к  столику мужчина немного опережает  её, показывает места и помогает занять самое удобное место.     Наиболее удобными местами обычно считаются: у стены – лицом к залу, в середине зала – лицом к входу. 

Мужчина садится  после того как села дама. Не стоит садится за столик к знакомым, если они первыми Вас не пригласят. Поблагодарите знакомых за приглашение и садитесь за другой столик. Если вы садитесь за столик к людям, которых не знаете, то знакомиться не обязательно. Необходимо лишь поздороваться и пожелать приятного аппетита. Меню мужчина должен предложить женщине или прочитать сам. Если вы пришли в ресторан с компанией, то читает кто-то один, и заказывает каждый индивидуально.

Не стоит  громко звать официанта, стучать  вилкой, ложкой или ножом по бокалу, выкрикивать что-нибудь. Лучше всего  дождаться, когда официант будет поблизости от вас, и жестом показать, что он вам нужен.

Сидя за столиком нельзя причёсываться, насвистывать, петь. Не нужно играть попавшими под руку предметами. Считается не тактичным переговариваться с сидящими за соседним столиком. Если возникла необходимость обсудить что-либо с людьми, сидящими за соседним столом, то лучше всего на пару минут подсесть к ним. Если мимо вашего столика проходят знакомые, то их нужно приветствовать, не вставая с места. Вставать нужно, если завязался разговор. Не надо читать в ресторане ничего, кроме меню. Если вы пришли со спутницей, и если стол большой, женщину нужно посадить справа от себя, если маленький, то напротив. В большой компании рассаживать стоит с учётом круга интересов и возраста (при условии, что это не банкет).

Если вы пришли в компании, но без спутницы, то уделяйте внимание женщине, сидящей справа от вас. На танец можно пригласить всех женщин. Если вы приглашаете на танец незнакомую женщину, не стоит быть навязчивым и приглашать её на танец более двух раз. Во время танца нельзя курить. Разговаривать желательно, но не обязательно. В случае если женщина находить в ресторане со своим спутником, необходимо спросить у него разрешения пригласить даму на танец.

Покинуть ресторан первым обычно предлагает инициатор  встречи. Расчёт производиться, когда все закончили есть.

При оплате счёта, обычно придерживаются следующих привил:

- если приглашение в ресторан происходило от одного человека, то обычно расплачивается он.

- мужчина платит за  приглашённую женщину. Однако  женщина может расплатиться сама за себя.

- если решение пойти  в ресторан родилось в компании, то порядок расчёта необходимо  оговорить  заранее. Можно платить  «в складчину», либо каждый за  себя.

Недопустимо говорить на тему кто будет оплачивать счет после того, как его уже оплатили.

Требуемая сумма  кладётся на тарелочку, на которой подан  счёт. Не привлекайте внимание к  себе, когда вы расплачиваетесь –  это не красиво. Мужчина должен помочь даме одеться. Желательно проводить женщину до дома. Никогда не следует предлагать даме левую руку. 

3.2 Беседа за столом

Наиболее общее  правило – говорить за столом нужно  о чём-либо спокойном, не следует  затрагивать острых тем, предпочтительна  остроумная и лёгкая беседа. За столом принято говорить на темы, повышающие аппетит. Не стоит затрагивать вопрос о стоимости блюд и напитков. За столом считается невежливым шептать на ухо вашему собеседнику.

Беседовать  за столом желательно не только со своим  партнёром, но и с ближайшими соседями. Любую беседу нужно вести так, чтоб не мешать еде.

Если необходимо что-либо сказать другому лицу, сидящему за вашим соседом, то говорят за его  спиной. Разговор «через соседа» не должен быть долгим, он может состоять из реплики, шутки, небольшой фразы, но всё это в случае необходимости. Не дотрагивайтесь до собеседника с целью привлечь его внимание.

Если во время беседы вы хотите чихнуть, постарайтесь сделать  это не громко и извинитесь перед  своим собеседником. Если же чихнул кто-нибудь из присутствующих, оставьте это без внимания, не нужно говорить «будьте здоровы!»  Не поворачивайтесь спиной, если намерены поговорить с соседом.

В беседе не стоит рассказывать о причинах, побуждающих, не есть какое либо блюдо – достаточно отказаться.

Самое подходящее время для того, чтобы произнести застольную речь или тост – перерыв  или пауза между блюдами, когда  присутствующие за столом не едят. Речь не должна быть долгой или слишком вычурной. Человек, который хочет взять слово, встаёт, слегка по своей рюмке для того, чтобы привлечь внимание гостей и начинает говорить.

Застольная  речь заканчивается тостом. Перед  началом речи говорящий может попросить наполнить рюмки. Невежливо продолжать есть или переговариваться со своими соседями в то время, когда кто-нибудь говорит речь. Слушать надо молча.

3.3 Культура еды

Всё начинается с посадки. Нужно полностью сесть  на стул так, чтобы между корпусом и краем стола помещалась ваша ладонь (четыре пальца).

Садиться нужно прямо, несколько расслабленно, локти прижать к корпусу, не отводить их в стороны даже из соображений удобства. Немного отодвинуть можно будет в паузе между блюдами или после того, как подача блюд будет уже закончена, и гости просто общаются между собой. Не стоит ставить локти на стол даже в том случае, если вы курите и вам удобно опереться на стол локтём руки с сигаретой.

Салфетку нужно  взять, и, развернув, положить на колени, для того, чтобы предохранять костюм или платье от капель, крошек. После еды салфеткой можно коснуться губ и протереть концы пальцев.

Первые блюда  могут подавать либо в глубокой тарелке, либо в специальной бульонной  чашке. Чтобы остудить суп, не нужно на него дуть. Необходимо просто подождать, пока он остынет. Допустимо наклонить тарелку левой рукой от себя для того, чтобы съесть весь суп. Первые блюда, подаваемые в бульонной чашке, едят обычно десертной ложкой, левой рукой придерживают ручку чашки во время еды. Как бульон, так и суп-пюре необходимо сначала есть ложкой, потом можно пить, как из простой чашки. Пользуясь во время еды столовыми приборами, нож держат в правой руке, а вилку в левой руке. Не стоит нарезать сразу несколько кусочков – мясо остынет и станет не вкусным. Ножом, которым нарезают мясо, не берут соль из солонки, еду из общего блюда. В соус или иное блюдо не стоит крошить хлеб.

Если приходиться  временно прервать еду, выпить воды, взять  хлеба, нож и вилку кладут на тарелку  так,  как их держали (нож в право, а вилку – влево). Окончив еду, нож и вилку кладут на тарелку. Если кто-либо попросит передать прибор, то ножи, вилки, ложки передают ручкой вперёд, взяв прибор за нейтральную середину. Для устриц, омаров, и мягких блюд (таких как мясо, рыба и т.п.) следует употреблять только ножи. Птицу, дичь едят с помощью ножа и вилки. Некоторые блюда едят руками (спаржу, цыплят табака и др.).

Рыбу в горячем  виде принято есть при помощи специального прибора, чтобы не подрезать кости. Едят рыбу и одной вилкой, держа её в правой руке и помогая кусочком хлеба, находящегося в левой. Кости с помощью вилки складывают на край тарелки.

Салаты на маленьких  тарелочках едят, не перекладывая на большую  тарелку. Салат, поданный в вазе, накладывают  себе в тарелку ложкой или вилкой, приложенной к салату. Бутерброды иногда едят ножом и вилкой.

Считается, очень не приличным есть фрукты, откусывая прямо от них. Нужно ножом отчистить фрукт от кожуры, разрезать нарезать его на части, вырезать сердцевину с зёрнами и только после этого есть.

Никто не должен просить, чтобы ему первому поднесли блюдо, выказывая каким-либо образом  своё нетерпение. Если вам за столом захотелось пить, то следует протянуть  свою рюмку к тому, кто наливает, держа её между большим указательным и средним пальцами правой руки. Нужно избегать, оставлять в своём стакане вино или водку, которые могут пролиться.

Вставая из-за стола, вовсе не следует складывать свою салфетку и естественно очень не прилично уезжать тот час после обеда, всегда нужно подождать, по крайней мере, полчаса.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБЩЕНИИ

 

5.1 Международный  протокол

Исторический  опыт свидетельствует, что для обеспечения нормальных деловых отношений с иностранными партнерами надо соблюдать не только международно-правовые нормы, но и определенные протокольные обычаи и правила.

Протокол (с  греч. – «первый лист, приклеивающийся  к документу») – это совокупность правил, регулирующих порядок совершения различных церемоний.

Протокол соблюдается при переговорах, подготовке различных договорах и соглашений, подчеркивая их торжественность и значение.

Благодаря точному  соблюдению церемониала и протокола создается благоприятствующая переговорам обстановка, содействующая решению деловых вопросов.

Неправильное  размещение гостей на приеме, одежда партнеров, не соответствующая этикету, — каждая из этих и многих других «мелочей» способна препятствовать развитию деловых отношений и делового сотрудничества.

Следует, однако, подчеркнуть, что правила протокола не являются незыблемыми и могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Протокол так  же, как взаимная вежливость, является одной из основных норм повседневной жизни.

Один из основных принципов повседневной жизни —  поддержание нормальных отношений  между людьми и стремление избегать конфликтов. Этот принцип еще более важен в деловых отношениях. Протокол помогает создать дружественную и непринужденную обстановку на встречах и приемах, способствуя взаимопониманию и достижению ожидаемых результатов.

Рассмотрим  некоторые протокольные нормы, которые следует соблюдать при проведении различного вида приемов, сервировке стола, размещении гостей за столом и т. д.

5.2 Виды приемов и поведение на них

Прием — это  официальное мероприятие, которое  устраивается по случаю национального праздника, прибытия делегации, успешного завершения переговоров и т. д. Устраивая прием за границей, надо учитывать правила и обычаи, принятые в данной стране.

Следует позаботиться о том, чтобы не поставить представителя  иностранной фирмы в положение, унижающее или оскорбляющее его национальное и религиозное достоинство, — в противном случае он может расценить это как неуважение к его государству или религии.

Прежде всего, необходимо особенно строго и четко соблюдать правила этикета, действуя в соответствии с дипломатическим протоколом. Не следует забывать, что дипломатический протокол и общегражданский этикет — это разные вещи.

Приемы разделяются  на дневные и вечерние, с размещением и без размещения гостей за столом.

К дневным относятся  приемы типа «бокал шампанского», «бокал вина», завтрак. В международной практике принято считать, что дневные приемы менее торжественны, чем вечерние.

К вечерним относятся  приемы типа чай, журфикс, коктейль, фуршет, обед, обед-буфет, ужин.

Прием типа «бокал шампанского» начинается, как правило, в 12 часов и продолжается около часа. Поводом для организации такого приема могут быть годовщина национального праздника, пребывание делегации в стране, открытие выставки, фестиваля. Напитки и закуски разносят официанты.

С организационной точки зрения это наиболее простая форма приема, не требующая большой и длительной подготовки. Подаются, как правило, шампанское, вино и соки. Закуска не обязательна, но можно подать маленькие пирожные, бутерброды, орешки. Форма одежды гостей повседневная.

Аналогичным является прием типа «бокал вина». Название в данном случае подчеркивает особый характер приема.

Завтрак устраивается между 12 и 15 часами. Наиболее распространенное время начала завтрака — от 12 до 13 часов. Меню составляется с учетом существующих в стране традиций и обычаев и, как правило, состоит из одного, двух видов холодной закуски, одного горячего рыбного блюда, одного горячего мясного блюда и десерта. Подавать на завтрак первые блюда (супы) не принято, хотя это не будет ошибкой. После завтрака предлагают кофе или чай.

Перед завтраком  подаются коктейль, сухое вино, соки, во время завтрака — минеральная  вода, иногда соки.

После окончания  трапезы хозяин (хозяйка) первым встает из-за стола и предлагает гостям перейти в другой зал, где подается кофе.

Продолжительность завтрака — 1-1,5 часа (нахождение за столом — примерно 45-60 минут, 15-30 минут отводится на кофе).

Инициатива  ухода с завтрака принадлежит  главному гостю.

Форма одежды для  завтрака (указывается в приглашении) в большинстве случаев повседневная.

Чай устраивается между 16 и 18 часами, как правило, только для женщин — жен сотрудников фирмы, посольства. Возможно, приглашение на чай и мужчин.

Информация о работе Бизнес-этикет