Введение и понятие структуризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших функций менеджмента является организация. Эту функцию осуществляют менеджеры независимо от их ранга. Но решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена.Руководители более низких рангов лишь помогают им в этом, обеспечивая их необходимой информацией и давая одновременно свои предложения по поводу структуры отдельных подразделений.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.75 Кб (Скачать файл)

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Введение и понятие структуризации                                     

Одной из важнейших функций  менеджмента является организация. Эту функцию осуществляют менеджеры независимо от их ранга. Но решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена.Руководители более низких рангов лишь помогают им в этом, обеспечивая их необходимой информацией и давая одновременно свои предложения по поводу структуры отдельных подразделений. Задача руководства организации в этом случае заключается в том, чтобы использовать ту структуру, которая наиболее соответствует целям и задачам организации, которая наилучшим образом позволяет взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом удовлетворять потребность клиентов и достигать своих целей наиболее эффективно.Под структурным подразделением аппарата управления понимается административно обособленная часть его, выполняющая одну или несколько функций, либо часть функций управления

 

К звеньям управления относятся  структурные подразделения, а также  отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

Ступени управления характеризуют  последовательность подчинения одних  звеньев управления другим снизу  доверху. На основе поступающей информации менеджерами на каждой ступени управления принимаются решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Основные признаки структуризации организации:

  • функциональное назначение;
  • «обслуживаемый» продукт;
  • обслуживаемая группа потребителей;
  • обслуживаемый регион;
  • интервал рабочего времени;
  • количество подчиненных;
  • обслуживаемый процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Понятие и принципы построения управленческих структур

  Структура управления - упорядоченная совокупность устойчиво

взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и  развитие  организации как единого  целого. ОСУ определяется также как  форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. Структура управления - представляется в виде системы оптимального

распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между  входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. Два направления специализации элементов ОСУ:

  • в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
  • исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления,формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство,труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
  • ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
  • ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов. Носят характер согласования и являются одноуровневыми.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи.

  • ЛИНЕЙНЫЕ СВЯЗИ - представляют собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим.   
  • ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ  -  представляют собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений.

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

1.1.Иерархический тип структур

В течение многих десятилетий организации  создавали такие организационные  структуры управления, получившие название иерархических, или бюрократических.Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения: четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов на каждой должности; иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим: Наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность ‘выполнения менеджерами своих задач и обязанность связей; дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности; осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Объективный характер управленческих решений выступает в качестве гаранта рациональности такой структуры.

Иерархический тип структуры имеет  много разновидностей, но самой распространенной является линейно-функциональная организация управления, до сих пор широко еще используется организациями во всем мире. Основу линейно-функциональных структур составляет так называемый “шахтные” принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации.Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, которые чаще повторються и редко меняются задачи и функции. Они проявляются в управлении организациями с массовым или багатосерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее чувствительно к прогрессу в области науки и техники При такой организации управления производством предприятие может успешно функционировать лишь тогда, когда изменения по всем структурным подразделениям происходят равномерно. Но в реальных условиях этого нет, возникает неадекватность реакции системы управления на требование внешней среды. Положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за применения формальных правил и процедур. В результате затрудняется и замедляется передача информации, не может не отражаться на скорости и своевременности принятия управленческих решений.                                                         

 Необходимость согласования  действий разных функциональных  служб резко увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей, то есть. высшего эшелона управления

Недоликк линейно-функциональной структуры управления на практике усугубляются за счет таких условий хозяйствования, при которых допускается несоответствие между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений: превышаются нормы управления, особенно у директоров и их заместителей; формируются нерациональные информационные потоки: чрезмерно централизуется оперативное управление производством; не учитывается специфика работы различных подразделений; будут отсутствуют необходимые при этом типе структуры нормативные документы, это регламентируют.

Аналогичные характеристики имеет  и так называемая линейно-штабная  структура управления, также предусматривающая функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней.Главная задача линейных руководителей здесь – координация действий функциональных служб (звеньев) и направление их в русло общих интересов организации.

Разновидностью иерархического типа организации управления является так  называемая дивизиональная структура, первые разработки которой относятся к 20-х годов, а пик практического использования-до 60 – 70-х годов. Этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).

Ключевыми фигурами в управлении организациями  с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризацияорганизации по отделениям производится, как правило, по общему из трех критериев: по выпускаемой или по услугам предоставляемых (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация). Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. В конце между оперативно-хозяйственной самостоятельностью, отделения стали рассматриваться как “центры прибыли”, активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Линейная структура

Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации..В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.Достоинства:

    • оперативность принятия и реализации управленческих решений;
    • относительная простота реализации функций управления;
    • четко выраженная ответственность.

Недостатки:

    • разобщенность горизонтальных связей в производственных системах;
    • множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка;
    • при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений;
    • увеличение количества уровней управления при росте организации;
    • жесткость структуры.

 

 

 

 

1.3.Линейно-функциональная структура

В качестве преимуществ линейно-функциональных структур отмечают:

    • стимулирование деловой и профессиональной специализации в условиях этой структуры управления;
    • уменьшение дублирования усилий в функциональных областях;
    • улучшение координации деятельности в функциональных областях.

К недостаткам линейно-функциональных структур относят:

    • возможность возникновения противоречий между целями структурных подразделений и организации в целом;
    • отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне между подразделениями;
    • резкое увеличение объема работы руководителя компании и его заместителей из-за необходимости согласования действий разных функциональных служб;
    • потерю гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за применения формальных правил и процедур;
    • слабую инновационную и предпринимательскую реакцию компании.

В настоящее время  классические линейно-функциональные структуры используются мелкими и средними компаниями. Для крупных организаций доминирующим стал дивизиональный подход к построению структур управления.Дивизиональные структуры управления основаны на выделении крупных производственно-хозяйственных отделений с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде.Для дивизиональных структур характерна полная ответственность руководителей отделений за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений. Главная роль в управлении компаниями с дивизиональной структурой принадлежит не руководителям функциональных подразделений, а начальникам, возглавляющим производственные отделения.Структуризацию компании по отделениям производят по одному из трех принципов: по продуктовому — с учетом особенностей выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, согласно ориентации на конкретного потребителя и по региональному — в зависимости от обслуживаемых территорий.

Информация о работе Введение и понятие структуризации