Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:51, курсовая работа
Целью настоящей работы является выработка рекомендаций по совершенствованию системы взаимоотношения личности и малой группы (на примере конкретной организации).
Задачи работы:
1. Описать теоретические основы изучения взаимодействия личности и малой группы;
2. На примере конкретного предприятия с помощью анкетного опроса исследовать систему взаимодействия личности и малой группы (на предприятии ООО «Лифт-маркет»);
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И МАЛОЙ ГРУППЫ В РАМКАХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
1.1. Понятие малых групп. Превращение группы в коллектив 5
1.2. Проблема «личность-группа» с точек зрения общей психологии и социальной психологии 8
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И МАЛОЙ ГРУППЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЛИФТ-МАРКЕТ» 15
2.1. Краткая характеристика ООО «Лифт-маркет» 15
2.2. Результаты наблюдений за динамикой показателей, характеризующих кадровую ситуацию на предприятии ООО «Лифт-маркет» 19
2.3. Результаты исследования эффективности руководства ООО «Лифт-маркет» 20
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ООО «ЛИФТ-МАРКЕТ» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое [28, c. 23].
Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы - ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.
За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек - диаде- групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп [8, c. 10].
Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя.
Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени применимы знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы - группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,
Неформальные группы - объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.
Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.
По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы)
В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.
Основными критериями психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею - чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность - тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов [29, c. 33].
Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.
Референтность малой группы - значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциям» референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).
С практической точки прения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы - временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера.
Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений.
Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Композиция группы - это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования.
Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны сточки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам [26, c. 90].
В качестве объекта исследования в данной работе выступает строительная организация Общество с ограниченной ответственностью «Лифт-маркет», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).
Местонахождение общества: г. Новосибирск, Кутателадзе, 4 .
Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в строительных товарах и услугах.
Как прописано в Уставе, ООО «Лифт-маркет» может заниматься более чем 20 видами деятельности. Основной вид деятельности - возведение зданий и сооружений из кирпича, производство кирпичной кладки.
В связи с указанными целями общество осуществляет следующие виды деятельности:
Уставной капитал организации составляет 90000 рублей.
В таблице 1 представлены общеэкономические показатели деятельности ООО «Лифт-маркет» в динамике по годам: 2009 – 2011гг.
Таблица 1. Система общеэкономических кадровых показателей в ООО «Лифт-маркет»
№ |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Динамика по годам | ||
2009 |
2010 |
2011 | |||
Общеэкономические показатели |
|||||
1. |
Объем продаж |
млн. руб. |
14,5 |
19,6 |
22,5 |
2. |
Величина основных фондов |
млн. руб. |
8,45 |
9,12 |
9,12 |
3. |
Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения |
% |
69,5 |
70,3 |
72,6 |
4. |
Производительность труда |
млн. руб. |
0,64 |
0,79 |
0,75 |
5. |
Прибыль |
млн. руб. |
2,1 |
2,8 |
3,2 |
6. |
Удельный вес фонда потребления в прибыли |
% |
31 |
35 |
40 |
Кадровые показатели |
|||||
7. |
Численность персонала, всего в том числе по категориям: |
чел. |
10 |
14 |
16 |
- Руководители |
чел. |
3 |
4 |
4 | |
- Специалисты |
чел. |
7 |
10 |
12 | |
8. |
Текучесть кадров |
чел. |
0 |
2 |
1 |
9. |
Образовательный состав персонала: |
чел. |
|||
- средне специальное |
2 |
2 |
4 | ||
- незаконченное высшее |
3 |
3 |
5 | ||
- высшее |
12 |
11 |
16 | ||
10. |
Возрастной состав персонала: |
чел. |
|||
- до 18 лет |
0 |
1 |
1 | ||
- 18-25 лет |
3 |
5 |
7 | ||
- 26-36 лет |
4 |
4 |
4 | ||
- 37-50 лет |
2 |
3 |
3 | ||
- свыше 50 лет |
1 |
1 |
1 | ||
11. |
Средний возраст работающих |
лет |
32,1 |
33 |
31 |
12. |
Структура персонала по полу: |
% |
|||
- женщин |
51 |
53 |
48 | ||
- мужчин |
49 |
47 |
52 | ||
13. |
Распределение персонала по стажу: |
чел. |
|||
- до 1 года |
2 |
3 |
1 | ||
- 1-3 года |
5 |
6 |
5 | ||
- 3-5 лет |
2 |
2 |
3 | ||
- 5-10 лет |
0 |
2 |
3 | ||
- более 10 лет |
1 |
1 |
2 | ||
14. |
Уровень профессиональной подготовки (для руководителей и специалистов) |
% |
|||
- высшее образование |
87,5 |
89,5 |
90 | ||
- среднее специальное |
12,5 |
10,5 |
10 | ||
- практики |
0 |
0 |
0 | ||
Показатели, характеризующие мотивацию трудовой деятельности |
|||||
15. |
Фонд заработной платы |
тыс. руб. |
118,1 |
124,5 |
129,5 |
16. |
Средняя заработная плата на одного работника |
тыс. руб. |
6,32 |
7,0 |
7,3 |
17. |
Затраты на обучение персонала, повышение квалификации (в месяц) |
тыс. руб. |
15,84 |
19,35 |
26,58 |
18. |
Затраты на осуществление льгот для персонала (в месяц) |
тыс. руб. |
49,36 |
51,29 |
68,34 |
19. |
Количество прогулов на одного работника |
час. |
1,8 |
1,3 |
0,8 |
Организация структуры управления компании, как хозяйствующей единицы, определена ее целевыми функциями.
Структура управления компанией сформировалась под воздействием специфических факторов:
Структура управления компании построена в иерархическом порядке, выражающимся в обособленности нескольких уровней управления, четком разделении труда, требующим использования на каждой должности соответствующего специалиста, иерархичности управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему и контролируется им, в наличии правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения задач и обязанностей.
Составим таблицу анализа персонала ООО «Лифт-маркет». Рассмотрим управленческий состав.
Персонал |
Пол |
Возраст |
Стаж |
Образование |
1. Генеральный директор |
Муж. |
35 лет |
15 лет |
Высшее техническое |
2. Зам. ген. Директора |
Жен. |
40 лет |
20 лет |
Высшее эконом. |
3. Главный бухгалтер |
Жен. |
50 лет |
30 лет |
Высшее эконом. |
4. Начальник отдела сбыта |
Муж. |
35 лет |
8 лет |
Среднее специальное |
5. Начальник службы маркетинга |
Жен. |
26 лет |
8 лет |
Высшее эконом. |
6. Начальник отдела рекламы |
Муж. |
28 лет |
9 лет |
Высшее эконом. |
7. Начальник отдела кадров |
Жен. |
48 лет |
21 год |
Высшее эконом. Высшее психологическое |
Информация о работе Взаимодействие личности и малой группы в системах управления