Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:34, реферат
Актуальность- исследования обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы., при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект- субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса.
Таблица 2. Реплики и высказывания учителя, создающие барьеры в разговоре
Характер реплик и высказываний |
Примеры |
Приказ, указание, команды. |
Повтори еще раз. Не говори со мной таким тоном. Смотри мне в глаза. Подними голову. Вынь руки из карманов. Я все понял. Выброси эту дрянь из головы. |
Категорическое суждение |
Это плохо. То, что сделал, глупо (ужасно, безобразно и т.п.). это ложь |
Поучение |
Ты сделал неверно. Нужно было так-то... Я предупреждала тебя, что этим все кончится. В вашем возрасте нам это и не снилось. В ваши годы я уже... Вам бы нашу жизнь... |
Выяснение – допрос |
И кто тебя надоумил? Опять выкинул номер? Ну что, опять? И что же ты натворишь в следующий раз? |
Осуждение, обвинение |
Это все, что ты хотел сказать? И только в этом твоя вина? А в другом – все прекрасно? |
Подозрение, недоверие |
Когда же это было? Докажи! Что-то не помню такого, не было этого. |
Предупреждение, угроза |
Еще раз повторится, вызываю отца (напишу родителям на производство, иду к директору...) |
Вынесение своего рода приговора |
Больше не верю тебе. Это – предел. Это невозможно. Не хочу иметь с тобой дела. Ты лжец (вор, отпетый человек...) |
Таблица 3. Разговор с учащимися
Наблюдаемый параметр (аспект) общения |
Влияние на общение |
Уровень проявления наблюдаемого параметра у учителя (выписать А,В,С) | ||||
оптимизирует |
сдерживает (затрудняет) |
сказывается негативно (тормозит) | ||||
А |
В |
С | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Наличие цели и плана разговора |
Цель определена, план намечен |
Цель и план определены не очень четко |
Определенности цели и плана нет |
|||
Позиция в разговоре |
Рядом с учащимися: старинный друг |
Над учащимися: умудренный жизненным опытом, выговаривает неопытному |
Неопределенная |
|||
Настрой перед разговором |
Доброжелательный:
искренние намерения |
Нейтральный или равнодушный: разговор скорее обязанность, неодолимое желание разнести, указать, наказать |
Неопределенный, скорее полное равнодушие: выполнение указаний администрации школы |
|||
Место разговора, если его инициатор: - учитель |
Кабинет, классное помещение, лаборантская, нейтральное уютное помещение |
Коридор школы, учительская, столовая |
Кабинет директора, завуча, учительская |
|||
- ученик |
Не имеет значения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Расположение участников разговора |
||||||
- учитель |
Оба сидят или стоят, учитель не за учительским столом |
Учитель сидит (не за учительским столом), ученик стоит |
Учитель сидит за учительским столом, ученик стоит |
|||
- ученик |
Не имеет значения, но лучше если оба на равных: сидят или стоят. |
|||||
Стратегия разговора |
Гибкая; учитель принимает во внимание все его повороты, нюансы, неожиданные ситуации |
Довольно жесткая; жесткая: учитель достаточно твердо реализует намеченные цель и план |
Неопределенное |
|||
Управление разговором |
В полной мере обеспечивается учителем, но незаметно для учащегося |
В достаточной мере обеспечивается учителем, но на учащегося оказывается давление, не допускающее отклонений в разговоре |
Неопределенное |
|||
Тон учителя в разговоре |
Искренний, заинтересованный |
Безразлично-спокойный, равнодушный; указывающий назидательный, надменный |
Неискренний, неопределенно-вялый, спокойно-равнодушный, безразличный |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Эмоциональный фон разговора (со стороны учителя) |
Экспрессивный в соответствии с конкретной ситуацией |
Чрезмерно экспрессивный, с элементами агрессивности |
Практически без экспрессии |
|||
Драматичность разговора (связана с нарастанием напряжения и его снижением при разрешении проблемы) |
Прослеживает, отвечает логике и содержанию разговора, сложности рассматриваемых проблем |
Чрезмерная (учитель «перегибает»); не отвечает сложности рассматриваемых проблем |
Практически не прослеживается |
|||
Эмпатия со стороны учителя
(связана с нарастанием и |
Учитель стремится вникнуть в состояние учащегося, понять его чувства |
Учитель особенно не стремится вникнуть в состояние учащегося, понять его |
Учителю учащийся не понятен и безразличен, стремление преодолеть непонимание нет. |
|||
Инициатива в разговоре |
Свободно переходит от учителя к ученику и обратно |
Постоянно у учителя,
который стремится |
Обычно хаотический обмен мнениями и высказываниями |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Импровизация по ходу разговора со стороны учителя |
Присутствует; реализует свободно, умело, естественно, тонко |
Присутствует, но не всегда: чаще отсутствует, т.к. жестко реализует намеченный план |
Импровизация на грани хаоса из-за отсутствия и цели и плана разговора, возможно, и намерения его ввести |
|||
Достигаемая в разговоре интимность (т.е. достигаемое взаимное соглашение, взаимопонимание) |
Достаточная для достижения целей разговора |
Не достаточная для достижения целей разговора, в основном из-за позиции учителя |
Неопределенна, обычно отсутствует |
|||
Визуальный контакт |
Естественный, периодический |
Периодический, по требованию учителя («Смотри мне в глаза») |
Эпизодический, случайный, отсутствует |
|||
Юмор в разговоре |
Используется учителем тактично и уместно; принимается юмор учащегося |
Используется, но не всегда уместно, порой граничит с унижением, высмеиванием учащегося; юмор со стороны учащегося обычно не допускается |
Практически отсутствует |
Таблица 5. Задачи учителя на каждом этапе взаимодействия с учащимися
Учебный этап |
Этап взаимодействия учителя и ученика |
Итог | ||||||
Опека |
Наставничество |
Партнерство |
Сотрудничество | |||||
Стимулирующе-мотивационный |
Пробудить любопытство,
снять эмоциональное |
Пробудить любознательность, создать обстановку доверия, возможные трудности в работе обсудить с учащимися |
Поддержать познавательный
интерес, пробудить чувство |
Совместно с учащимися обсудить задачи деятельности, создать творческую обстановку |
Снятие эмоционального напряжения, психологический настрой на работу; осознанное включение учащихся в активную учебную деятельность и зависимости от индивидуальных возможностей | |||
Операционно-деятельностный |
Обеспечить учащихся заданиями, способствующими «заражению успехом» |
Обеспечить учащихся заданиями, дающими ощущение «вкуса победы» |
Создать «поле» для самопреодоления |
Дать учащимся возможность самостоятельного поиска путей успешного выполнения задания |
Интеллектуальное
насыщение, овладение учебными действиями
и операциями на развитие познавательного
интереса, совершенствование | |||
Оценочно-результативный |
Подробно обосновать учащимся оценку результата их деятельности |
Привлечь учащихся к оценке результатов их деятельности |
Организовать незначительную помощь учащимся в оценке результатов их деятельности |
Создать атмосферу адекватного восприятия оценки учителем и самооценки деятельности |
Эмоциональное подкрепление учащихся для включения в последующую деятельность, адекватное восприятие результатов деятельности |
Информация о работе Взаимоотношение теории и практики на уроке