Взаимосвязь планирования и разработки управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Разработка и принятие управленческих решений на основании анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности на данный момент является необходимым фактом в формировании конкурентоспособности фирмы в той или иной области употребления.
В последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях (экономики, политики, управления и др.) и широкого применения принципа децентрализации власти значительно возросла роль муниципального управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………….5
1.1. Характеристика основных приемов и методов финансово-хозяйственного анализа……………………………………………………...9
1.2. Методика факторного анализа………………………………………..12
1.3. Стандартизация системы финансово хозяйственного планирования на предприятии……………………………………………………………..19
2. Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия управленческого решения на примере ЗАО “Приалит”…….24
2.1. Аспекты результатов финансово-хозяйственной деятельности ЗАО “Приалит”…………………………………………………………………...40
2.2. Сущность себестоимости и ее экономическое значение на предприятии ЗАО “Приалит”……………………………………………...46
2.3. Расчет себестоимости продукции (работ, услуг) на ЗАО “Приалит”…………………………………………………………………...52
2.4. Управленческие решения как главный компонент муниципального управления на ЗАО “Приалит”…………………………………………….54
Заключение……………………………………………………………………….61
Список использованной литературы…………………………………………...64

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая управленческие решения.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

актуальность информации (значимость) — важность информации для оценки риска;

стоимость информации.

Предлагается установить взаимосвязь между риском и качеством  информации, по которой идет его (риска) оценка. Высказывается предположение, что вероятность риска принятия некачественного (убыточного) решения  зависит от качества и объема используемой информации. Это предположение взято из неоклассической теории риска. Согласно данной теории, при наличии нескольких вариантов принятия решения (при равной доходности) выбирается такое решение, при котором вероятность риска (колебания) наименьшая. Можно предположить, что также при наличии нескольких вариантов с одинаковой прибылью выбирается такое решение, которое основано на более качественной информации, то есть существует связь между риском и информацией.

На рис. 3. показана предполагаемая зависимость вероятности риска принятия некачественного (убыточного) решения и объема/качества информации.

 
Рисунок 3. Зависимость риска и  информации

Большая вероятность  возникновения риска соответствует  минимуму качественной информации.

Для оценки качества информации предлагается использовать табл. 1.

Таблица 1

Оценка используемой информации

 

Данная таблица позволяет  проанализировать любую информацию и наглядно убедиться в ее качестве. Номера 1—10 вверху таблицы обозначают качество информации: чем информация качественней, тем выше ей присваивается номер. Результатом анализа может служить итоговое значение качества информации, которое находится как среднеарифметическое значение.

Источниками и методами получения информации являются следующие:

документированная информация — наиболее ценный вид получения информации;

пресса и печатные издания — традиционно наиболее емкий и широко используемый метод  получения информации;

данные операторов партнеров;

использование косвенных  признаков (метод сопроцессов). Ни один процесс не протекает в вакууме, в отрыве от окружения. Это приводит к тому, что всегда его будут сопровождать некоторые самостоятельные процессы, проявления которых можно обнаружить;

агентурные методы —  платное систематическое выполнение человеком заданий в ваших  интересах.

Фиксация рисков

При оценке финансово-хозяйственной  деятельности предлагается произвести фиксацию рисков, то есть ограничить количество существующих рисков, используя принцип  “разумной достаточности”. Этот принцип  основывается на учете наиболее значимых и наиболее распространенных рисков для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рекомендуется использовать следующие виды рисков: региональный, природно-естественный, политический, законодательный, транспортный, имущественный, организационный, личностный, маркетинговый, производственный, расчетный, инвестиционный, валютный, кредитный, финансовый.

Составление алгоритма  принимаемого решения

Данный этап в оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности предназначен для поэтапного разделения планируемого решения на определенное количество более мелких и простых решений. Такое действие называется составлением алгоритма решения.

Качественная оценка рисков

Качественная оценка рисков подразумевает: выявление рисков, присущих реализации предполагаемого решения; определение количественной структуры рисков; выявление наиболее рискоопасных областей в разработанном алгоритме принимаемого решения.

Для осуществления данной процедуры предлагается использовать таблицу качественного анализа. В данной таблице по строкам представлен алгоритм действий при принятии решения, а по столбцам — фиксированные ранее риски. Так, при решении на размещение новых базовых станций на одном из предприятий связи оценка рисков может выглядеть следующим образом (см. табл. 2.).

Таблица 2

Качественная оценка рисков

После составления данной таблицы производится качественный анализ рисков, присущих реализации данного  решения.

Основная цель данного  этапа оценки — выявить основные виды рисков, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже на начальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на этом этапе отказаться от претворения в жизнь определенного решения.

Количественная оценка рисков

В основу количественной оценки рисков предлагается положить методику, применяемую при проведении аудиторских проверок, а именно: оценку рисков по контрольным точкам финансово-хозяйственной деятельности. Использование данного метода, а также результаты качественного анализа позволяют проводить комплексную оценку рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Количественная оценка рисков проводится на основе данных, полученных при качественной их оценке, то есть оцениваться будут только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения.

Для каждого зафиксированного риска составляется таблица оценки риска на основе данных, полученных из статистических, научных, периодических источников, а также на основе личного опыта руководителей. Данные таблицы оценки риска составлены таким образом, чтобы наиболее полно определить составляющие факторы риска. При использовании этого подхода достигается высокая оперативность качественной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Проблема субъективности при оценке может быть устранена применением метода Дельфи.

В составленных таблицах выбираются значения, наиболее близко соответствующие поставленным вопросам. В ряде случаев предлагается самостоятельно определять значение риска по десятибалльной шкале. После выбора значения риска при его уровне, превышающем 0.8, в соответствующей графе делается произвольная метка (+). Заключительным этапом заполнения граф таблицы является проставление значения качества информации, на основе которой принималось решение. В конце таблицы подводится итоговая количественная оценка как среднеарифметическое значение всех показателей составляющих риска. В качестве иллюстрации предлагается часть таблицы оценки организационного риска, заполненной в реальной ситуации (табл. 3).

Таблица 3

Сводная таблица оценки организационного риска (фрагмент)

 

Принятие решения

Принятие решения является заключительной и самой ответственной процедурой в оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности.

При выработке стратегии поведения  и в “процессе принятия конкретного  решения целесообразно различать  и выделять определенные области (зоны риска) в зависимости от уровня возможных (ожидаемых) потерь в финансово-хозяйственной деятельности” [1].

Так, на основании обобщения результатов  исследований многих авторов по проблеме количественной оценки рисков финансово-хозяйственной  деятельности предприятий разработана  и предлагается эмпирическая шкала  риска, которую можно применять при его количественной оценке (табл. 4).

 

 

 

 

Таблица 4

Эмпирическая шкала  риска

 

Принятие решения состоит  из трех этапов:

1 этап — предварительное  принятие решения

Предварительное принятие решения производится на основе среднеарифметического  значения отдельного вида риска и  качества информации раздельно по каждой операции алгоритма принятия решения.

2 этап — анализ  критических значений

На этом этапе оценки проводится анализ тех составляющих риска, значения которых превышают  критическую величину (в нашем  случае данная величина равна 0.8). Необходимость данного действия состоит в выявлении и выделении тех составляющих, вероятность риска для которых очень велика, что может привести к потере всех вложенных средств и банкротству предприятия.

В качестве примера принятия решения на 1 и 2 этапе предлагается фрагмент таблицы, которая составлена на основании планируемого решения предприятия связи на размещение нового оборудования в одном из районов г. Хабаровска (см. табл. 5).

Таблица 5

Оценка рисков при  принятии решения (фрагмент)

 

3 этап — принятие окончательного решения

Принятие окончательного решения  производится на основе результатов  предварительного решения и анализа  критических значений.

Как уже говорилось ранее, при принятии решения в условиях неопределенности отдельное внимание должно отводиться качеству информации. В связи с этим предлагается использовать риско-информационную таблицу принятия решения (табл.6). Данная таблица составлена на основании итоговых результатов, полученных при апробации предлагаемого метода на одном из предприятий связи. С целью обеспечения конфиденциальности точное название предприятия не указывается.

 

Таблица 6

Риско-информационная таблица принятия решения

 

Выводы по оценке риска  принятия решения руководством предприятия  связи на размещение и использование  нового оборудования для предоставления услуг связи в одном из районов г. Хабаровска:

Наиболее высокая оценка риска у транспортного (0.5) и финансового (0.83) рисков.

Наиболее рискоопасной по качественному составу рисков является операция по привлечению оборотных  средств для реализации проекта.

Самая высокая степень  риска потери (порчи) активов предприятия  возникает при осуществлении  операции по транспортировке (0.5).

Самая низкая степень  риска при осуществлении операции по организации сделки и покупки  оборудования (0.39).

При анализе риско-информационной таблицы видно, что большая часть рисков располагается в одной области, что говорит о тщательном планировании и проработке принимаемого решения. В то же время хочется обратить внимание на недостаток информации при рассмотрении регионального, производственного, кредитного и инвестиционного рисков. При использовании более качественной информации данные виды рисков могли из области с высоким риском перейти в область со средним риском.

Общая оценка риска решения  составляет 0.44, что соответствует в предлагаемой шкале градаций риска показателю “высокий”. Реально существует ограниченное количество факторов, негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Значительная вероятность наступления отрицательных последствий может быть устранена после детального анализа по минимизации и нейтрализации негативных факторов либо с применением других методов по управлению рисками.

Общая оценка качества информации при  принятии решения составляет 0.73, что  соответствует в предлагаемой шкале градаций риска показателю “средний”. При оценке риска используется информация хорошего качества, что говорит об ответственном подходе руководства предприятия к принятию решений.

Исходя из пунктов 6 и 7, предлагается сделать вывод, что  общий риск по решению будет определяться как “высокий / средний”.

 

 

 

2.1. Аспекты результатов  финансово-хозяйственной деятельности  ЗАО “Приалит”.

 

Предприятие ЗАО “Приалит” в процессе своей  деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое  и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов  и др.  Их характер, состав и структура зависят от многих факторов: организационно-правовой формы  хозяйствования, отраслевой принадлежности, места, занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленными законодательно правилами и принципами поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой   и фондовой сферах.  В связи с этим нельзя однозначно разделить весь сложный комплекс совершаемых предприятием затрат на какие-то определенные группы.  Поэтому принято классифицировать затраты по различным направлениям. Остановлюсь подробнее на этих классификациях.

 

Исходя из экономического содержания затраты ЗАО “Приалит” можно разделить на три группы:

  1. затраты,  связанные с извлечением прибыли;
  2. затраты не связанные с извлечением прибыли;
  3. принудительные затраты.

В первую группу затрат данной классификации включаются затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции. Состав этих затрат можно разделить на следующие категории:

  • материальные затраты, включающие затраты на сырье и материалы, полуфабрикаты и  комплектующие изделия, топливо и энергию всех видов, упаковку и упаковочные материалы, запасные части,  МБП, производственные услуги сторонних организаций;
  • затраты на оплату труда, представляющие денежные и натуральные выплаты работникам предприятия для нормального воспроизводства рабочей силы;
  • затраты накладного характера, состоящие из затрат на администрацию и управление, арендной платы, амортизации нематериальных активов, затрат вспомогательного производства и т.д.;
  • инвестиции, представляющие капитальные вложения как  в целях расширения объемов собственного производства и его технического обновления, использования нематериальных активов, создания различных денежных фондов и резервов, направленных на развитие предприятия, так и для извлечения дохода на финансовых и фондовых рынках.

Информация о работе Взаимосвязь планирования и разработки управленческих решений