Организационные
принципы закрепляются в уставах
субъектов Российской Федерации6.
Процесс управления включает в себя
несколько этапов: целеполагание, оценка
ситуации, определение проблемы и
принятие решения по ее разрешению.
По характеру взаимодействия
названных этапов процессы управления
подразделяют на несколько типов:
- Если осуществление этапов происходит в строгой последовательности и есть достаточная определенность по всем этапам процесса управления и уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к линейному типу: цели – ситуация – проблема – решение.
- Если при выполнении какого-либо этапа предыдущий нуждается в корректировке и она вносится, то процесс управления называется корректирующим.
- Когда нет возможности выделить главную проблему и принять единственное решение, тип процесса управления характеризуется как разветвленный.
- Если цель формируется в условиях неопределенности как предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в этом случае носит название ситуационного.
- Если приходится непрерывно уточнять ситуацию и корректировать проблему, процесс может быть назван поисковым.
Особенности принятия решения
в органах муниципального управления:
- Преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.
Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.
- Наличие у управленцев умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона.
- Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.
- Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.
Итак мы рассмотрели понятие
местного самоуправления, его функции
и организационные принципы, выделили
типы управления в зависимости от
этапов управленческой деятельности,
охарактеризовали особенности принятия
управленческих решений в органах
муниципального образования. Муниципальное
управление имеет важное значение в настоящее
время. Его цели и задачи определяются
исходя из интересов местного населения.
Функции управления различны, и эффективность
их реализации напрямую зависит от своевременности
и качества принимаемых управленческих
решений. Соблюдение всех организационных
принципов позволит повысить рациональность,
гибкость, плавность, эффективность управленческой
деятельности, применение новых методов
управления. В настоящее время значительно
возросла роль стратегического управления,
которая облегчает управленческую деятельность.
Заключение
Подводя итог можно сказать,
что анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия представляет
собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии
и результатах деятельности предприятия
с целью оценки перспективы его развития.
Главной задачей анализа
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия является снижение неизбежной
неопределенности, связанной с принятием экономических решений ориентированных
в будущее.
Основная цель анализа
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия – это получение
максимально качественных информативных
параметров, дающих объективную и
точную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков,
изменений.
Основное требование
к муниципальному управлению – его
эффективность в достижении целей,
реализации функций и задач. Выполнение
данного требования зависит от целесообразности,
своевременности, содержательности управленческих решений, которые являются
важнейшим связующим звеном процесса
управления.
По свое содержательности
управленческие решения достаточно
разнообразны. Одно и то же решение
может классифицироваться по разным
признакам. Тем не менее каждое из
них должно всесторонне охватывать соответствующую
ему ситуацию для ее своевременного, полного
и точного анализа и разрешения.
Главный недостаток в
управленческой деятельности - это
не плохое решение, а отсутствие решения.
Выделим следующие причины некачественных решений: значительный объем принимаемых
решений, что не позволяет каждое из них
тщательно разрабатывать и обосновывать;
несогласованность вновь принимаемых
решений с ранее принятыми, что вызывает
дублирование, рассогласование действий
и конфликтность; принятие «расплывчатых»
решений, не носящих конкретного содержания,
отражающих только общую установку: обратить
внимание, повысить, принять необходимые
меры (таких решений в практике управления
до 10 %); недостаточное информационное
обеспечение, следствием чего является
выработка слабых решений, реализация
которых не снимет сути той или иной проблемы.
Субъекты, принимающие
управленческие решения, должны ориентироваться
в главных организационных предпосылках,
которые могут помочь повысить качество
решений, тем самым способствовать повышению
эффективности управления в целом.
Чтобы обеспечить эффективность
процесса разработки и принятия решений,
предлагаются следующие рекомендации:
- люди предпочитают не брать на себя ответственность добровольно, и этого ждать от них не следует;
- нельзя пускать на самотек процессы согласования на всех этапах, включая совещания и заседания;
- нельзя во всем полагаться на память, многое рекомендуется фиксировать в записной книжке или иных материальных носителях;
- необходимо осваивать и пополнять знания по теории разработки управленческих решений.
Важную проблему составляет
низкая мотивация исполнителей управленческого
решения. Для решения этого вопроса
в настоящее время рекомендуется
своевременно доводить решения до исполнителей
для предупреждения потери принятым управленческим
решением своей актуальности; повысить
мотивацию через расширение привлечения
населения территорий, городов и районов
к разработке концепций, парадигм, ключевых
положений, стратегий, а не только путем
согласования с ним сформированных решений;
формировать общественное мнение по проблемам
через средства массовой информации, проводить
конференции, семинары, симпозиумы; создавать
системы кадрового обеспечения реализации
решений; организовывать контроль за исполнением
решения, что позволит руководству города,
района вносить своевременно необходимые
коррективы. Правильным на все времена
решение быть не может, так как любая социально-экономическая
система движется во времени и пространстве,
меняется ситуация внутри нее. В новой
ситуации возникают иные проблемы, стратегический
курс корректируется, принимается новое
решение. Так начинается очередной управленческий
цикл. Поэтому необходимо стремиться к
гибкости управления и принятия управленческих
решений.
На эффективность управленческих решений значительное влияние
оказывает информационное обеспечение,
которое должно быть комплексным и охватывать
весь процесс принятия решений.
Важная роль также
принадлежит системе планирования.
Распространение данного процесса
на все уровни управления гарантирует прозрачность деятельности
подразделений, позволяет установить
характеристики результативности работы.
Планы должны лечь в основу оперативных
совещаний, оценки деятельности подразделений
и их руководителей, анализа объема исполняемых
функций, эффективности использования
бюджетных средств и т. д.
Поэтому необходимым
является повышение эффективности
управленческих решений, что является
главной предпосылкой рационального
управления.
Список использованной литературы
- Амстронг М. Основы менеджмента. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С.410 - 417.
- Анализ и обоснование хозяйственных решений. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Железнодорожный : ТОО НПЦ "Крылья", 2000.
- Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений: Учеб. пособие. М.: ИИК "Калита", 2000.
- Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.
- Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – 344 с.
- Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. М.: Дело, 2003. С.183 - 192.
- Кутафин О.Е., Фадеев. В.И Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 428 с.
- Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 2002.
- Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Наука, 2003.
- Лебедева О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие. СПб.: МиМ, 2003. С.165 - 178.
- Лескин А.А., Мальцев В.Н. Системы поддержки управленческих и проектных решений. Л.: Машиностроение, 2002.
- Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ "Экмос", 2003.
- Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 480 с. (Серия «Учебники и учебные пособия»).
- Матвеев Л.А. Системы поддержки принятия решений: Учеб. пособие. СПб.: Спец. литер., 2003.
- Муниципальное право: Вопросы и ответы/Под ред. проф. А.И. Коваленко. – М.: Новый Юрист, 2002. – 160 с. (Серия «Подготовка к экзамену»).
- Никольский А.А. и др. Технология принятия управленческих решений. М.: МГАГП, 2002.
- Общий и социальный менеджмент: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Гапоненко. М.: РАГС,2002. Ч. 2. С.14 - 25.
- Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2001. С.214 - 242.
- Ременников В.В. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Самоуправление в Российской Федерации. Сб. Федеральных законов с комментариями. М.; 2003.
- Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты . М.:ИНФРА-М, 1996. С.529. 38. Теория выбора и принятия решений: Учеб. пособие. М.: Наука, 2000.
- Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000.
- Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 183 с. – (Серия «Вопрос-ответ»).
- Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. / Тюмен. гос. ун-т. Тюмень, 2002.
- Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 2003. №3.
- Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы, практики. // Политические исследования. Февраль 2000 № 2.
- Лаптева Л.Е. региональное и местное управление в России (втор. пол. XIX в.) – М.: Издательство Академии правового института при ИГП РАН; 2002. – 151 с.
- Новикова Лидия, Сиземская Ирина. Власть и самоуправление в «зеркале заднего вида». // Власть. 2003. №8 – 9. С. 99 – 104.
- Попов А.В. Административно – территориальное управление и новая политическая роль регионов. // Социально – гуманитарное знание. 2000. № 5.
- Попов А.В. О проблемах становления региональных систем управления. // Социально – гуманитарное знание. 2000. № 3, 4.
- Попов А.В. Специфика самоуправления – в единстве государственного и муниципального управления. // Социально – гуманитарное знание. 2001. № 2,3.
- Шуменкова Н.В. муниципальный менеджмент (Методологические подходы к преподаванию). // Социально – гуманитарное знание. 1998. № 4.
1 Серия Европейских договоров № 122. Страсбург,
Совет Европы, Отдел изданий и документов.
ISBN № 92-871-0804-8. Май 1990.
2 Четвериков В.С. Муниципальное право:
Учеб. пособие. – М.; 2001.
3 Мандрица В.М. Юридический менеджмент.
– Ростов н/Д.; 97.
4 Иванов А.И., Малявина А.В.
Разработка управленческих решений: Учеб.
пособие. М.: ИИК "Калита", 2000.
5 Коваленко А.И. Муниципальное право:
Вопросы и ответы. – М.; 98.
6 Собрание законодательства Российской
Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917;
1996. № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст.
3330.