Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ подходов к выделению различных стилей руководства в различных научных школах.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
осветить место лидерства и руководства в системе менеджмента предприятия;
охарактеризовать подходы к выделению различных стилей работы руководителя.
Суть первого стиля
заключается в указаниях
Второй стиль – “продавать” – эффективен для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они способны нести ответственность, но не могут делать этого. Данный стиль сочетает в равной мере ориентацию на организационную сторону дела, и на коллективность. Здесь руководитель должен одновременно давать исполнителям указания и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
Третий стиль эффективен
для сотрудников, которые могут,
но не хотят отвечать за решение
поставленных задач, несмотря на наличие
всех условий и обладание достаточно
Четвертый стиль характеризуется высокой степенью зрелости, когда подчиненные хотят и могут нести ответственность работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя. Херси и Бланшар рекомендуют делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления.
В целом критики данной модели жизненного цикла отмечают отсутствие последовательного метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление стилей и неясность того, смогут ли руководители на практике вести себя так гибко и адаптивно как требует модель.
По мнению авторов модели принятия решения руководителем, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристикам самой проблемы можно выделить пять стилей управления. Эти пять стилей представляют континуум, начиная с автократического стиля принятия решений (А и Б) затем консультативный (В и Г) и завершается полным участием (Д) [9, с. 162].
А - Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
Б - Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
В - Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.
Г - Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение.
Д - Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
-наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
- уровень требований, предъявляемых к решению;
- четкость и структурированность проблемы;
- степень причастности к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения; вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
- заинтересованность исполнителей в достижении целей;
- степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений. В зависимости от этих критериев руководитель использует пять перечисленных стилей управления.
Данная модель отличается от других ситуационных моделей тем, что ее основа – принятие решений, но она аналогична другим подходам тем, что еще раз показывает руководителю, что нет оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуаций принятия решений.
В настоящее время все большее распространение получает концепция атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. В основе этой концепции лежит реакция руководителя не на само поведение подчиненных, а на причины его вызвавшие. При этом руководитель основывается на трех видах информации: о том, насколько поведение подчиненного обусловлено особенностями задания; о том, насколько оно стабильно, и о том, насколько оно уникально. Если поведение подчиненного вызвано серьезными внутренними причинами, руководитель принимает по отношению к нему необходимые меры воздействия и в дальнейшем осуществляет их коррекцию в соответствии с ответной реакцией подчиненного. Если же причины вызваны внешними условиями, руководитель направляет усилия на их изменение.
Переходя от одной модели к другой можно заметить их усложнение, включение в рассмотрение все большее количество факторов, влияющих на тот стиль руководства, которого будет придерживаться менеджер в конкретной ситуации и в конкретном коллективе. Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Конечной целью деятельности руководителя является достижение целей организации, что он, естественно, делает не без помощи подчиненных. А привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации – это и есть стиль руководства персоналом.
Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.
К настоящему времени известны три подхода к формированию теории лидерства, определяющие основные концепции эффективного руководства: подход с позиций личных качеств; поведенческий подход и ситуационный подход. Согласно личностной теории лидерства лучшие руководители должны обладать определенным набором личных качеств, общих для них, обеспечивающих эффективное руководство. В рамках поведенческого подхода к лидерству, эффективность руководства и лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. А основное концептуальное положение ситуационного подхода заключается в том, что стили руководства должны выбираться в зависимости от характера конкретной ситуации аналогично тому, как разные ситуации в самой организации и во внешней среде требуют различных стратегий и организационных структур управления.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок А.1. Место руководителя-автократа (1) и руководителя-демократа (2) при проведении деловых совещаний
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1. Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия руководителей с подчиненными |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Приемы принятия решений |
Единолично решает все вопросы |
Принимая решение, советуется с коллективом |
Ждет указаний руководства или отдает инициативу в руки подчиненных |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных |
Просит, упрашивает |
Приемы принятия решений |
Берет на себя или перекладывает на конкретного исполнителя |
Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет в соответствии с переданными полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношения к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников |
Подбирает деловых, грамотных работников |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостатку собственных знаний |
Все знает и умеет, гипертрофированное самомнение |
Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику |
Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения |
Жестко формальный |
Дружески настроен, любит общаться |
Боится общения, общается с подчинен-ными только по их инициативе, допускает фамильярное обращение |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровная манера пове-дения. Постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист, иногда легковерен |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной, жесткой дисциплины |
Сторонник разумной дисциплины,
осуще-ствляет дифференци- |
Требует формальной дисциплины, не умея ее соблюдать |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных |
Считает наказание методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам |
Постоянно использует разные стимулы |
Использует поощрение чаще, чем наказание |
Примечание - Источник: [11, с.170]
ПРИЛОЖЕНИЕ В
9 |
1,9 |
9,9 | |||||||
8 |
|||||||||
7 |
|||||||||
6 |
|||||||||
5 |
5,5 |
||||||||
4 |
|||||||||
3 |
|||||||||
2 |
|||||||||
1 |
1,1 |
9,1 | |||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
0 |
Рисунок В.1. Управленческая решетка
Информация о работе Виды и характеристики стилей работы руководителя