Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ причин возникновения конфликтов, изучение их типологии, а также рассмотрение методов урегулирования и профилактики конфликтных ситуаций.
Основные задачи в исследовании организационного конфликта:
изучить понятие и сущность организационного конфликта;
рассмотреть причины возникновения конфликтов;
проанализировать способы разрешения и профилактики конфликтов в организации.
Введение……………………………………………………………………... 4
1. Организационный конфликт и его сущность ………………………….…….6
1.1. Понятие конфликта……..……………………………………..……..…6
1.2. Отношение к конфликтам различных школ управления ………..….12
2. Типология и причины возникновения организационных конфликтов…....14
2.1. Типология и уровни организационных конфликтов...................…...14
2.2. Причины возникновения и последствия организационных конфликтов……………………………………………………………………… 19
3. Управление конфликтами в организации…………………………………...23
3.1. Способы разрешения организационного конфликта……………….23
3.2. Методы профилактики организационного конфликта……………..27
Заключение……………………………………………………………..…..33
Список использованной литературы…………………………………..….35
Федеральная таможенная служба
Государственное казённое образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
Кафедра управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Организационное поведение»
студента_____ ___________________
группа_____222_________форма обучения _______очная_____________
факультета ______________экономического _______________________
на тему: «Виды конфликтов в организации»
Руководитель: Н.К.Семёнова
к.т.н. доцент
Оценка___________________
Подпись__________________
«___» ________________2012
Владивосток
2013
Федеральная таможенная служба
Государственное казённое образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
ЗАДАНИЕ
На курсовую работу студенту 2 курса
Тема курсовой работы
Виды конфликтов в организации
На материалах: учебной литературы, периодических изданий, информации из сети Интернет
Цель и общее направление работы: изучить понятие и сущность организационного конфликта, анализ причин возникновения конфликтов, изучение их типологии, а также рассмотрение методов урегулирования и профилактики конфликтных ситуаций в организациях.
Содержание работы Введение…………………………………………………………
1. Организационный конфликт и его сущность ………………………….…….6
1.1. Понятие конфликта……..………………………
1.2. Отношение к конфликтам
различных школ управления ……….
2. Типология и причины
возникновения организационных
конфликтов…....14
2.1. Типология
и уровни организационных
2.2. Причины возникновения и
3. Управление конфликтами в организации…………………………………...23
3.1. Способы разрешения организационного конфликта……………….23
3.2. Методы профилактики
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………..….
Приложение 1.………………………………………………………….………..
Сроки выполнения курсовой работы:
начало работы: _______________
конец работы: ________________
срок предоставления работы на кафедру: ________________
Руководитель курсовой работы Н.К. Семенова
Введение…………………………………………………………
1. Организационный конфликт и его сущность ………………………….…….6
1.1. Понятие конфликта……..……………………………………..…
1.2. Отношение к конфликтам различных школ управления ………..….12
2. Типология и причины возникновения организационных
конфликтов…....14
2.1. Типология и уровни организационных
конфликтов...................…
2.2. Причины возникновения и последствия
организационных
конфликтов……………………………………………………
3. Управление конфликтами в организации…………………………………...23
3.1. Способы разрешения организационного конфликта……………….23
3.2. Методы профилактики организационного конфликта……………..27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..….35
Приложение 1.……………………………………………………….……..36
Введение
Основными формами взаимодействия людей выступают кооперация, конкуренция и приспособление. Но не менее важной формой является конфликт, под которым в самом общем смысле понимают противоречие различных как объективных, так и субъективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и других объединений.
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу к достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.
Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение, для разрешения конфликтной ситуации. Даже внутри фирмы, по мере того как она становится более специализированной и растет число ее подразделений, почва для противоречий только расширяется.
Актуальность данной темы заключается в том, что современный менеджер должен знать типологию конфликтов, причины их возникновения, а также методы управления конфликтами. Сам конфликт всегда осознан, но его мотивы для субъекта не всегда ясны и понятны. Следовательно, умение грамотно вести себя в конфликтных ситуациях является для руководителя чрезвычайно важным.
Целью курсовой работы является анализ причин возникновения конфликтов, изучение их типологии, а также рассмотрение методов урегулирования и профилактики конфликтных ситуаций.
Основные задачи в исследовании организационного конфликта:
Объект исследования: конфликт в организации.
Предмет исследования: в данной работе будет рассматриваться не конфликт в целом, а именно организационный конфликт, решение которого приобретает все большую значимость для дальнейшего успешного развития организаций.
Общество, как целостное образование, характеризуется сложной системой отношений – социальных, экономических, политических, родственных и др. Эти отношения основываются на удовлетворении потребностей людей и защите их интересов. В случае возникновения каких-либо препятствий на пути реализации этих потребностей и интересов возникают кризисные ситуации и противоречия между людьми, что в конечном итоге приводит к конфликтам.
Особое место среди
кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях, поскольку
организация – это не только производственно-
Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка. В соответствии с этим можно выделить и основные типы конфликтов в организации:
В данной работе рассматривается первая группа конфликтов.
Организационный конфликт — это процесс, который начинается тогда, когда одна сторона начинает ощущать, что другая сторона оказывает на нее негативное воздействие. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива.
Существуют три подхода к оценке конфликта. В соответствии с первым подходом конфликт представляет собой негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой. Второй подход заключается в том, что конфликт — это естественный элемент существования и развития любой группы. Без него группа не может успешно функционировать, и в ряде случаев конфликт позитивно воздействует на эффективность ее работы. Современный подход к конфликту основывается на том, что отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводит к застою, тормозит развитие инноваций и поступательное движение всей организации. Именно поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять им для достижения целей организации. [5]
Особенностью организационных конфликтов является то, что они являются следствием организационного регламентирования деятельности личности: применение должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.
Рассмотрим сущность конфликта.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, серьезное разногласие, спор) - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. Так же конфликт определяют, как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель. [12]
Западные ученые неоднократно предпринимали попытки формулировки единого четкого определения конфликта, но к единодушию в этом вопросе так и не пришли.
М.А. Робер и Ф. Тильман определяют конфликт, как состояние дезорганизации и потрясения. [14]
Определение Дж. фон Неймана и О. Моргенштейна звучит следующим образом: «конфликт – это взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов можно рассматривать людей, организации, группы и др. Их деятельность так или иначе связана с постановлением и решением организационных и управленческих задач, с прогнозированием и принятием решений». [11]
Курт Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. [14]
По У.Ф. Линкольну, конфликт – «это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны, готовые бороться за захват, подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных». Таким образом, конфликт – это конкуренция в удовлетворении интересов. [13]
В теории социальных конфликтов Л. Козера конфликт – это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти средств, в которых цели противников нейтрализуются, ущемляются. [6]
Рассмотрим
представления о конфликте
«Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями», – считает А.Г. Здравомыслов.
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».
Каждое из этих определений не исключает другие, а дополняет. Можно сделать вывод, что конфликт – это состояние противоборства двух и более сторон, возникающее в результате столкновения их интересов в области конкретного вопроса или проблемы.
Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Ситуацию здесь определяют: состояние оборудования и инструмента, планирования и техдокументации, норм и расценок, заработной платы и премиальных средств; справедливость оценки «лучших», «худших»; распределение заданий и загрузка людей; выдвижение и повышение и т.п.