Визитная карточка МДОУ – «Центра развития ребенка – детский сад №144» города Перми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:24, доклад

Краткое описание

Представляем Модель деятельности учреждения, которая выстроена по 4-м взаимосвязанным пространствам:
1) пространство развития ДОУ,
2) пространство развития родителей,
3) пространство развития педагогов,
4) пространство развития ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

Визитная.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Образовательное пространство

Процесс развития нашего учреждения ориентирован на реализацию ключевых позиций концепции дошкольного воспитания, реализуемой комплексной программы «Радуга»: охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), а также коррекция недостатков психического, речевого и физического развития (так как в ДОУ функционируют логопедические группы), дальнейшую гуманизацию целей и принципов воспитательно-образовательной работы, обеспечение преемственности между всеми сферами функционирования ДОУ.

Дополнительное  образовательное пространство представлено бесплатными и платными услугами:

В ДОУ реализуется 6 программ дополнительного образования. Из них:

2 бесплатные образовательные услуги:

  • «Умелые ручки». Кружок для детей 4-7-летнего возраста. Цель: обучение детей изготовлению объемных поделок (игрушек) из бумаги.
  • «Развивающие игры». Кружок для детей 3-7-летнего возраста. Цель: углубленное развитие психических процессов дошкольников.

4 платные  образовательные услуги:

  • «Чтение – это интересно». Кружок для детей 5-7-летнего возраста (как посещающих детский сад, так и «неорганизованных»). Цель: обучение детей чтению.
  • «Хореография». Кружок для детей 3-7 лет. Цель: обучение детей танцевальным движениям.
  • «Бисероплетение». Кружок для детей 4-7-летнего возраста (как посещающих, так и не посещающих ДОУ). Цель: обучение детей приемам бисероплетения, изготовлению несложных поделок из бисера, бусин, стекляруса.
  • группы кратковременного пребывания детей (адаптационные): 
    - с 1 года до 2 лет, 
    - с 2 лет до 3 лет.

На каждую дополнительную образовательную услугу разработана  программа с рецензией, оформлен весь необходимый пакет нормативно-правовых документов, продумана и создана методическая и дидактическая база.

Социальная  ситуация развития

Дети, посещающие наш детский сад, являются призерами  и лауреатами различных конкурсов  краевого и муниципального уровней:

  • конкурса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек»;
  • фестиваля детского музыкального творчества «Веселые лучики»;
  • районного фестиваля детских театров моды;
  • фестиваля «Семейная радость», посвященному международному дню защиты детей;
  • спортивных мероприятий «Веселые старты»;
  • областного конкурса детского художественного творчества «Салют Победы»;
  • вокального радиоконкурса «Первые шаги» и др.

Медико-социо-психо-педагогическое сопровождение осуществляется через организацию работы консилиумов: психолого-медико-педагогического и социально-педагогического. Задача работы консилиумов включают: комплексное обследование дошкольников, анализ и уточнение индивидуальной программы с обоснованием и рекомендациями для дальнейшего развития детей и сопровождения специалистами.

Выводы

Результатом работы коллектива детского сада в 4-х пространствах, выделенных нами, стала разработка и апробация новых форм дошкольного  образования.

В учреждении с 2002 года функционирует клуб «Счастливый  малыш». Работа ведется по 2-м направлениям: с детьми, не посещающими дошкольное учреждение и их родителями:

  • педагоги детского сада и приглашенные специалисты оказывают родителям консультативную и методическую помощь по вопросам воспитания, развития и оздоровления малышей;
  • а для детей с 1 года до 3 уже на протяжении 8 лет функционируют группы кратковременного пребывания детей. С детьми занимаются квалифицированные педагоги. Занятия художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной направленности проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Результатом системной  работы является легкая, безболезненная адаптация малышей к новым  социальным условиям: у 87% детей, посещающих ГКП, адаптация к детскому саду прошла в легкой степени, они более открыты, владеют навыками общения и практическими  навыками по разделам программы.

Особенно актуальной стала данная услуга в связи с  выплатами пособий родителям, чьи  дети не посещают детский сад (в рамках реализации краевого проекта по выплате  пособий семьям, дети которых не посещают детский сад).

Следовательно, отвечая требованиям времени и социальному заказу родителей, в данный момент разрабатываем программу «Компетентный родитель» по работе с детьми с 1,5 до 5 лет.

Оказание образовательных  услуг населению способствует повышению  статуса  ДОУ в районе и городе и дает возможность использования многоканального финансирования деятельности дошкольного учреждения.

 
Таким образом, наиболее важными  подходами для обеспечения социально-педагогических условий развития способностей детей  дошкольного возраста можно определить:

процессы дезадаптации детей дошкольного возраста обусловлены  как объективными факторами: постановка медицинского диагноза, специальные  педагогические условия, педагогическая некомпетентность родителей, так и  субъективными характеристиками: установки, мотивы, ценностные ориентации, профессиональные и личностные качества лиц институтов адаптации - дошкольных образовательных учреждений.

каждый институт адаптации имеет в силу специфики  работы свое "функциональное" место  в "цепочке", и прорыв этого  звена обусловливает резкое снижение эффективности целостного процесса социализации ребенка в условиях единого образовательного пространства территории, отсутствует целостная концепция социализирующей деятельности типового дошкольного образовательного учреждения на современном этапе развития образовательного системокомплекса РФ.

для создания единого  образовательного пространства необходимо создание системы координации и  информационного обеспечения деятельности всех "институтов адаптации" (дошкольные образовательные учреждения, школы, внешкольные учреждения, семья)

для удовлетворения потребностей современной семьи  и ребенка требуется разработать  модель и создать новый вид  дошкольного образовательного учреждения, направленный на адаптацию детей  дошкольного возраста разного уровня возможностей к условиям общегражданской школы.

Глава II Разработка концептуальной модели и педагогической технологии нового вида дошкольного  образовательного учреждения

§ 1 Анализ состояния  дошкольного детства в Свердловской области

Исследования Г.Е.Зборовского (1993) [138, С. 3] показали, что социологический анализ и прогноз развития дошкольного образования практически отсутствует, также как не существует пока социологии дошкольного образования. Объяснений этому явлению несколько и они имеют не столько социологический, сколько социальный характер:

- проблемы качества  и содержания всегда стояли  на втором плане по отношению  к проблеме обеспечения каждой  семьи местом в государственном  дошкольном образовательном учреждении;

- детские сады  приоритетно используются как "камеры хранения" (по И.В.Бестужеву-Ладе);

- дошкольные  образовательные учреждения находятся  в сфере деятельности ряда  ведомств, где наиболее слабое  внимание уделяется образовательной  функции - развитию личности ребенка;

- система дошкольного воспитания не признается обществом особо важной социальной системой;

- система дошкольного  воспитания не выступает в  ранге социального института;

- система дошкольного  воспитания оторвана от системы  образования в целом: не существовало  и не существует общей концепции образования;

- многие воспитатели  дошкольных образовательных учреждений  не имеют специального педагогического  образования;

- утвердилась  традиционная методология дошкольного  воспитания и традиционный подход  к дошкольному образовательному учреждению.

Резкое снижение рождаемости до 1996 года отразилось на количестве функционирующих дошкольных образовательных учреждений. За последние  годы

Анализ социально-демографической  и экономической ситуации в Свердловской области показывает увеличение рождаемости за последние годы.

резко снизилось  количество дошкольных учреждений, принадлежащих  предприятиям. Возросло количество дошкольных образовательных учреждений, передаваемых предприятиями в муниципальную  собственность. Вместе с тем, не намечаются тенденции открытия частных дошкольных учреждений.

В настоящее  время уровень социально-экономических  отношений в Свердловской области  определил приоритеты развития частной  собственности. Это резко снизило  финансовое благополучие определенных категорий семей. Снижение экономического уровня семьи повлекло за собой проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений.

1996 год

Поэтому, даже при  наличии необходимого количества дошкольных образовательных учреждений в соответствии с количеством детей дошкольного  возраста фактически многие дети их не посещают. Вместе с тем, образовательный уровень родителей в вопросах обучения детей дошкольного возраста в условиях семьи, не соответствует социально-экономическим факторам развития общества и личности.

1996 1999

Рис. 4. Посещаемость детьми дошкольных образовательных учреждений: 1 - дети, не посещающие ДОУ; 2 - дети, посещающие ДОУ.

Таким образом, на современном  этапе развития общества крупного промышленного  центра необходимо сохранение традиционной системы дошкольного образования  при условии реформирования содержания ее программно-методического обеспечения, так как современная семья нуждается в информационно-консалтинговой, методической деятельности современных "институтов адаптации".

§ 2. Разработка модели нового вида дошкольного образовательного учреждения Центра Проблем Детства

Деятельность  нового вида дошкольного образовательного учреждения расширяет возможности  различных категорий семей при  организации системы подготовки детей дошкольного возраста разного уровня возможностей к условиям общеобразовательной школы и жизни в современном сообществе.

Проведенный теоретический  анализ имеющегося зарубежного и  российского педагогического наследия обосновал возможность применения опыта зарубежных педагогов в РФ. В системе дошкольного образования за последнее десятилетие создаются разные виды образовательных учреждений: про-гимназии, группы развития, приюты, центры образования. Но среди них нет такого, условия которого создавали бы возможность адаптации детей дошкольного возраста разного уровня возможностей к общеобразовательной школе. Поэтому нужен новый вид дошкольного образовательного учреждения, который был бы адекватным средством адаптации здоровых детей вместе с детьми с ограниченными возможностями к условиям современной общегражданской школы и жизни в обществе.

Нами был выбран новый вид дошкольного образовательного учреждения -Центр Проблем Детства, который рассматривается как  адекватное средство адаптации детей  дошкольного возраста разного уровня возможностей к условиям общегражданской школы в целях удовлетворения потребностей семьи крупного промышленного центра. Центр Проблем Детства был создан на условиях самофинансирования и самоокупаемости в Октябрьском районе г Екатеринбурга на базе дошкольного образовательного учреждения №190 Оптико-механического завода. Финансирование образовательной деятельности Центра осуществлялось за счет: долевого участия Управления социальной защиты населения Октябрьского района г.Екатеринбурга в соответствии с целевой программой "Дети-инвалиды" по оплате детомест для детей с ограниченными возможностями Октябрьского района и родителей здоровых детей.

Построение модели Центра проходило в три этапа. Методологической основой построения функциональной модели адаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями была принята диспозиционная теория личности (К.А.Абульханова-Славская, В.Я.Ядов, Н.И.Рейтнвальд) и практика реа

лизации современных  образовательных программ в сфере  дошкольного образования.

На первом этапе был разработан функциональный компонент, имеющий три составляющие: диагностическую, деятельностную и прогностическую (рис. 5)

Диагностическая составляющая характеризует исследования уровней интеллектуального (познавательного) развития ребенка, его возможности (в зависимости от уровня развития высших психических функций) в пределах педагогической нормы (от допустимого-среднего-высокого до активно-творческого). В основе определения понятия "педагогическая норма" лежит биологически определенный жизненный темп (экстра-интровертируемость личности), генетически определенная скорость протекания психических процессов. Понятие "развитие" можно соотнести с динамическим переходом ребенка с одного интеллектуального уровня на другой, более высокий [242, 251], которые могут соответствовать или не соответствовать возрасту ребенка.

а

Педагогическая  норма

Процесс развития

f= 1 >

Органические  Допустимый Средний Высокий Активно- Психогенети-

нарушения уровень  уровень уровень творческий ческая одарен-

ВНД развития развития развития уровень ность

развития

Деятельностную  составляющую характеризуют системообразующие  виды деятельности, эффективно влияющие на развитие способностей детей и  удовлетворяющие потребности самого ребенка и его родителей. Структура  образовательного процесса определяется учебным годом. Учебный год соответствует учебному году общеобразовательной школы. Обязательным компонентом образовательного процесса является социально-педагогический тренинг межличностного общения детей, родителей, педагогов в форме семейных праздников, самопрезентаций и творческих отчетов в течение учебного года.

Информация о работе Визитная карточка МДОУ – «Центра развития ребенка – детский сад №144» города Перми