Виртуальные корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 11:21, контрольная работа

Краткое описание

методических подходов и прикладных аспектов такой научной проблемы как исследование управления на предприятиях новой организационной формы — виртуальных организациях, установления видовых отличий от других форм организаций (традиционных и сетевых предприятий), определения основных функций и институций таких организаций, обоснования фундаментальных принципов управления ими в рамках современной теории управления.
Вступление человечества в новую стадию своего развития предъявляет определенные требования, как к построению компаний, так и к формированию структур управления. Постепенно происходит переход от компаний, "базирующихся на рациональной организации", к компаниям, "базирующимся на знаниях и информации". Новые формы организаций должны обладать большей гибкостью, способностью быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды, генерировать новые знания, разрабатывать и внедрять инновации.
Соединение сети организаций с ее узлами и связями с информационно-техническими средствами породило наиболее передовую форму современного предприятия — виртуальную организацию. Такая форма организации позволяет не только получить синергетический эффект от комбинирования элементов ресурсной базы предприятий-партнеров, но и создавать новые формы производственно-финансового воздействия на инновационный процесс воспроизводства.
На основе современных информационных технологий, создаются системы реорганизации существующих организаций и принципиально новые типы организаций - виртуальные.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1.Виртуальная корпорация
1.1. Понятие и сущность виртуальной корпорации…………………………….4
1.2. Виртуальные корпорации – разновидность организации будущего……...8
1.3. Информационные технологии и сотрудничество виртуальных корпораций…………………………………………………………………..……10
1.4. Особенности виртуальных корпораций и их управление………………...13
2.Виртуальные корпорации - новая организационная форма
2.1. Основные характеристики виртуальных корпораций……………………15
2.2. Структура виртуальной корпорации………………………………………18
Заключение...............................................................................................................23
Список использованной литературы…………………..…………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

корпоративный менеджмент.docx

— 58.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виртуальные корпорации – новая организационная форма

 

   2.1. Основные характеристики  виртуальных корпораций

 

Можно выделить следующие отличительные  черты виртуальной корпорации:

- непостоянный характер функционирования;

- осуществление связей и управленческих  действий на основе интегрированных  и локальных информационных систем  и телекоммуникаций;

- взаимоотношения со всеми партнерскими  и другими заинтересованными  организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение  собственностью;

- образование временных альянсов  организаций в смежных областях  деятельности;

- частичная интеграция с материнской  компанией и сохранение отношений  совместной собственности до  тех пор, пока это считается  выгодным;

- договорные отношения работников  с администрацией во всех звеньях.

Очевидно, что виртуальные корпорации не имеют практически ничего общего с традиционными формами организации. Другой вопрос, кто из них более  адаптирован к постоянно изменяющейся экономике и необходимости постоянной реорганизации и развития? Чтобы  ответить на данный вопрос необходимо провести сравнительный анализ традиционных организаций и ВК. Результаты такого анализа представлены в таблице 1.

Достаточно ясно видно, что виртуальные корпорации обладают большей динамичностью и гибкостью, как в смене партнеров, так и смене сферы своей деятельности. Традиционные объединения ориентированы на более долгосрочные проекты, что лишает их возможности адекватно реагировать на изменения рыночной ситуации. Громоздкие, а подчас просто гигантские, структуры требуют огромных капиталовложений (это связано прежде всего с затратами на управление). В области управления ВК сделали значительный шаг вперед по сравнению с традиционной иерархической структурой многих объединений. Иерархическая структура управления, где каждая новая ситуация выносится на высший уровень, где и принимаются решения, становится неработоспособной в современном быстроменяющемся мире. В противовес этому ВК применяют сетевую структуру, где каждый доступен для каждого, а функции руководящих менеджеров ограничиваются организацией совместной работы, подбором персонала, обучением. Виртуальные организации обеспечивают серьезные конкурентные преимущества за счет существенного снижения затрат на основные и оборотные средства.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Различия между традиционными и виртуальными организациями

Форма кооперационной связи

 

Основная цель

 

Типичные признаки

Отличия от виртуальной организации

 

Групповая или проектная организация.

 

Отдельные проекты с целью решения сложных и рисковых задач.

Временная организационная структура, сотрудничество различных подразделений  иерархических уровней.

Ограничение определенными областями  задач, диктуемых отраслевой или  рыночной обстановкой. Отсутствие стратегической управленческой концепции.

Внутрифирмен-ное организационное образование.

Псевдосамостоя-тельные структуры для повышения эффективности.

Псевдосамостоя-тельные единицы, самоорганизация, внутрифирменное предпринимательство.

Временной кооперационной сетью не является, концепции с третьей  стороной не увязываются.

 

 

«Кэйрэцу»

Сплочение торгового, нескольких промышленных предприятий и одного крупного банка (или страховой компании).

 

Объединение базируется на культурных связях, теснейшие  контакты с политиками и администрацией.

 

Кооперация  на неопределенный срок, низкая гибкость при смене партнеров, сложные  финансовые связи (перекрестный холдинг).

 

Стратегический  альянс или совместное предприятие.

Хозяйственное сотрудничество для  получения преимуществ во времени, издержках

«ноу-хау».

Долгосрочное сотрудничество со взаимным участием, использование общего процесса производства благ.

Долгосрочная кооперация с немногими  партнерами. Как правило, взаимное участие  в капитале, обычно жесткие, прочные  договорные связи.

 

Отдача  работ на сторону.

Вычленение и передача своеобразных задач третьей стороне.

Договорные, а не культурные связи. Отдельные фазы производства благ.

Классический подход «производить или покупать». Договорные связи  обычно с одним партнером, перемещение  частей.

 

 

 

Многонациональ-ное предприятие.

Международная, иногда глобальная деятельность предприятий для извлечения выгоды от расширения масштабов. производства или ассортимента продукции

 

Правовое  соглашение между предприятиями, общая  хозяйственная политика.

 

Правовая  единица на длительный срок, стабильность состава партнеров, слабая рыночная подвижность.





Таблица 2. Основные характеристики сетевых  организаций.

 

Тип сети

Особенности организации

Сферы применения

Недостатки, связанные с расширением  сети

Недостатки связанные с модификацией структуры

Стабильная

 

 

Крупная фирма

(с центром), создающая рыночно-ориентированные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз.

 

Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Объединение собственности партнеров ограничивает риск и побуждает к полному использованию всех ресурсов.

 

 

Чрезмерное использование услуг  поставщиков или продавцов может  привести к их излишней зависимости  от центра фирмы.

 

 

 

Большие надежды, возлагаемые на кооперацию, могут ограничить творческий потенциал партнеров.

Внутренняя

 

 

Совместное владение, распределение  ресурсов по ценностной цепи с использованием рыночных механизмов.

 

 

Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Рыночные цены позволяют оценивать работу внутренних подразделений.

 

Фирма может расширить владение активами за пределы возможностей «внутреннего рынка» и механизмов оценки результатов деятельности.

 

 

Руководители фирмы используют команды вместо влияния и стимулов, чтобы направлять внутренние операции.

Динамичная

 

 

Независимые элементы фирмы вдоль  ценностной цепи формируют временные союзы из большого числа потенциальных партнеров.

 

 

Отрасли с низким техническим уровнем, с коротким производственным циклом и динамично изменяющиеся высокотехнологичные отрасли (электроника, биотехнологиями т. д.).

 

 

 

Экспертиза может оказаться  слишком узкой и выгоды от ценностной цепи могут достаться другой фирме.

 

Могут быть разработаны действенные  механизмы, чтобы предотвратить сопротивление партнеров.

Ограниченное общение с нижестоящими и вышестоящими партнерами.


 

                      2.2.  Структура Виртуальной Корпорации

Анализ существующих виртуальных  корпораций в сети Internet показал, что развитие концепции происходит, в основном, либо в направлении, связанном с использованием высоких вычислительных возможностей техники (моделирование объектов в гиперпространстве при проектировании), либо в области "чистого" бизнеса (виртуальный магазин, виртуальная юридическая консультация, аудиторская фирма, и т.д.). Наряду с этим крайне недостаточно исследованы возможности виртуальной корпорации в области реального промышленного производства. Причиной сложившейся ситуации является специфика объединения производственных подразделений в состав корпорации, связанная с необходимостью управления реальным технологическим оборудованием, именно поэтому необходим системный комплекс решений.

Под виртуальной корпорацией  понимается проблемно-ориентированная изменяющаяся во времени совокупность субъектов  производства, объединенных современными средствами связи в единую технико-информационную структуру с целью максимально-эффективного использования принадлежащих субъектам  ресурсов.  ВК состоит из некоей иерархии структур, которые по решаемым задачам  удобно разбить на несколько уровней.

 

Таблица 3. Уровни.

Уровень

Решаемые задачи

Бизнес-уровень корпоративного уровня

Маркетинг, сбыт продукции, венчурные разработки.

Собственно корпоративный уровень

Долговременное планирование, дальнейшее совершенствование продукции.

Уровень предприятия

Оперативное планирование, управление.

Цеховой уровень

Оперативное планирование, управление.

Уровень гибкой системы

Оперативное планирование, управление.

Физический уровень

Распределенное локальное управление, диспетчеризация, мониторинг.


На физическом уровне происходит локальное  управление. Типичными примерами  решаемых задач для системы ЧПУ  являются геометрическая, логическая, технологическая и задача-диспетчер. Для локальной сети в число  задач входят мониторинг и разрешение коллизий. 
Уровень гибкой системы, цеховой уровень и уровень предприятия поддерживают оперативное управление, в рамках которого осуществляется связывание технологических ресурсов с технологическими процессами. Такое связывание может носить, в том числе и виртуальный характер. Корпоративный уровень целесообразно разделить на два подуровня. Первый из них (собственно корпоративный уровень) обращен как бы внутрь и нацелен на решение внутренних задач - долговременного планирования имеющегося производства, его совершенствования.

 Второй - бизнес-уровень - обращен  наружу, и решает задачи сбыта продукции, ее маркетинга. Используя предложенную модель можно удобно анализировать варианты ее построения и функционирования.

Развивая такой подход, применим к ВК типичные в области систем управления понятий - ресурс и процесс. Каждый компонент ВК определен ресурсом (ресурсами), который он предоставляет  для совместного использования. В случае производственной ВК основными  ресурсами являются производственные ресурсы (материальные и энергетические); информационные коммуникации; финансовые; интеллектуальные ресурсы. В каждом компоненте виртуальной корпорации развиваются процессы, которые претендуют на ресурсы, в том числе принадлежащие  другим членам виртуальной корпорации. 
Рассмотрим производственные ресурсы и их сетевое окружение (информационные коммуникации) для производственного подразделения (с физического уровня до уровня предприятия) в предложенной многоуровневой модели виртуальной корпорации. Определим жизненный цикл ресурса, покажем, в чем же проявляется виртуальность ресурсов в прикладном слое каждого уровня.

Виртуальная корпорация создается  из различных предприятий на контрактной  основе, не имеет единой юридической  организационной структуры, но зато обладает общей коммуникационно - информационной структурой, которая обеспечивает интеграцию усилий партнеров при выполнении какого-то проекта. ВК можно рассматривать  как своего рода метапредприятие, объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий для производства и предоставления инновационных услуг или изделий. В общем случае виртуальная корпорация представляет собой сложную систему, образованную из удаленных друг от друга групп людей (виртуальных коллективов), объединяемых на основе симбиоза ведущих сетевых и интеллектуальных технологий, например, Интернета и средств управления знаниями. Электронным путем формируется искусственное сообщество, которое существует и развивается в виртуальном пространстве. С одной стороны, происходит слияние сетевых и интеллектуальных технологий, поскольку сеть, будучи одной из важнейших форм коллективного интеллекта, тесно связана с процессами самоорганизации, спонтанного возникновения новых структур. С другой стороны, речь идет о формировании единой системы поддержки коммуникативных процессов на ВК. Структура виртуальных корпораций позволяет компаниям отказываться от неэффективных или неприбыльных участков работы (путем их передачи другим компаниям) и концентрироваться на том, что отвечает их основной компетенции. Виртуальные корпорации все чаще заключают субконтракты с внешними структурами с тем, чтобы использовать преимущества организаций малых размеров, их гибкость и адаптивность. Внешних контрактов заключается так много, что они становятся каркасом, «зонтом» организации. Это и определяет ее основное качество - широкую распространенность в пространстве и времени. Нередко случается, что виртуальная организация благодаря информационным технологиям и телекоммуникациям распространяется по всему миру.

Информация о работе Виртуальные корпорации