Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 11:21, контрольная работа
методических подходов и прикладных аспектов такой научной проблемы как исследование управления на предприятиях новой организационной формы — виртуальных организациях, установления видовых отличий от других форм организаций (традиционных и сетевых предприятий), определения основных функций и институций таких организаций, обоснования фундаментальных принципов управления ими в рамках современной теории управления.
Вступление человечества в новую стадию своего развития предъявляет определенные требования, как к построению компаний, так и к формированию структур управления. Постепенно происходит переход от компаний, "базирующихся на рациональной организации", к компаниям, "базирующимся на знаниях и информации". Новые формы организаций должны обладать большей гибкостью, способностью быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды, генерировать новые знания, разрабатывать и внедрять инновации.
Соединение сети организаций с ее узлами и связями с информационно-техническими средствами породило наиболее передовую форму современного предприятия — виртуальную организацию. Такая форма организации позволяет не только получить синергетический эффект от комбинирования элементов ресурсной базы предприятий-партнеров, но и создавать новые формы производственно-финансового воздействия на инновационный процесс воспроизводства.
На основе современных информационных технологий, создаются системы реорганизации существующих организаций и принципиально новые типы организаций - виртуальные.
Введение.....................................................................................................................3
1.Виртуальная корпорация
1.1. Понятие и сущность виртуальной корпорации…………………………….4
1.2. Виртуальные корпорации – разновидность организации будущего……...8
1.3. Информационные технологии и сотрудничество виртуальных корпораций…………………………………………………………………..……10
1.4. Особенности виртуальных корпораций и их управление………………...13
2.Виртуальные корпорации - новая организационная форма
2.1. Основные характеристики виртуальных корпораций……………………15
2.2. Структура виртуальной корпорации………………………………………18
Заключение...............................................................................................................23
Список использованной литературы…………………..…………………….24
2.Виртуальные корпорации – новая организационная форма
2.1. Основные характеристики виртуальных корпораций
Можно выделить следующие отличительные черты виртуальной корпорации:
- непостоянный характер
- осуществление связей и
- взаимоотношения со всеми
- образование временных
- частичная интеграция с
- договорные отношения
Очевидно, что виртуальные корпорации
не имеют практически ничего общего
с традиционными формами
Достаточно ясно видно, что виртуальные корпорации обладают большей динамичностью и гибкостью, как в смене партнеров, так и смене сферы своей деятельности. Традиционные объединения ориентированы на более долгосрочные проекты, что лишает их возможности адекватно реагировать на изменения рыночной ситуации. Громоздкие, а подчас просто гигантские, структуры требуют огромных капиталовложений (это связано прежде всего с затратами на управление). В области управления ВК сделали значительный шаг вперед по сравнению с традиционной иерархической структурой многих объединений. Иерархическая структура управления, где каждая новая ситуация выносится на высший уровень, где и принимаются решения, становится неработоспособной в современном быстроменяющемся мире. В противовес этому ВК применяют сетевую структуру, где каждый доступен для каждого, а функции руководящих менеджеров ограничиваются организацией совместной работы, подбором персонала, обучением. Виртуальные организации обеспечивают серьезные конкурентные преимущества за счет существенного снижения затрат на основные и оборотные средства.
Таблица 1. Различия между традиционными и виртуальными организациями
Форма кооперационной связи |
Основная цель |
Типичные признаки |
Отличия от виртуальной организации |
Групповая или проектная организация. |
Отдельные проекты с целью решения сложных и рисковых задач. |
Временная организационная структура, сотрудничество различных подразделений иерархических уровней. |
Ограничение определенными областями задач, диктуемых отраслевой или рыночной обстановкой. Отсутствие стратегической управленческой концепции. |
Внутрифирмен-ное организационное образование. |
Псевдосамостоя-тельные структуры для повышения эффективности. |
Псевдосамостоя-тельные единицы, самоорганизация, внутрифирменное предпринимательство. |
Временной кооперационной сетью не является, концепции с третьей стороной не увязываются. |
«Кэйрэцу» |
Сплочение торгового, нескольких промышленных предприятий и одного крупного банка (или страховой компании). |
Объединение базируется на культурных связях, теснейшие контакты с политиками и администрацией. |
Кооперация на неопределенный срок, низкая гибкость при смене партнеров, сложные финансовые связи (перекрестный холдинг). |
Стратегический альянс или совместное предприятие. |
Хозяйственное сотрудничество для получения преимуществ во времени, издержках «ноу-хау». |
Долгосрочное сотрудничество со взаимным участием, использование общего процесса производства благ. |
Долгосрочная кооперация с немногими партнерами. Как правило, взаимное участие в капитале, обычно жесткие, прочные договорные связи. |
Отдача работ на сторону. |
Вычленение и передача своеобразных задач третьей стороне. |
Договорные, а не культурные связи. Отдельные фазы производства благ. |
Классический подход «производить или покупать». Договорные связи обычно с одним партнером, перемещение частей. |
Многонациональ-ное предприятие. |
Международная, иногда глобальная деятельность предприятий для извлечения выгоды от расширения масштабов. производства или ассортимента продукции |
Правовое соглашение между предприятиями, общая хозяйственная политика. |
Правовая единица на длительный срок, стабильность состава партнеров, слабая рыночная подвижность. |
Таблица 2. Основные характеристики сетевых организаций.
Тип сети |
Особенности организации |
Сферы применения |
Недостатки, связанные с расширением сети |
Недостатки связанные с модификацией структуры |
Стабильная |
Крупная фирма (с центром), создающая рыночно-ориентированные связи с ограниченным потоком информации вверх и вниз. |
Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Объединение собственности партнеров ограничивает риск и побуждает к полному использованию всех ресурсов. |
Чрезмерное использование |
Большие надежды, возлагаемые на кооперацию, могут ограничить творческий потенциал партнеров. |
Внутренняя |
Совместное владение, распределение ресурсов по ценностной цепи с использованием рыночных механизмов. |
Добывающие отрасли, требующие крупных капиталовложений. Рыночные цены позволяют оценивать работу внутренних подразделений. |
Фирма может расширить владение активами за пределы возможностей «внутреннего рынка» и механизмов оценки результатов деятельности. |
Руководители фирмы используют команды вместо влияния и стимулов, чтобы направлять внутренние операции. |
Динамичная |
Независимые элементы фирмы вдоль ценностной цепи формируют временные союзы из большого числа потенциальных партнеров. |
Отрасли с низким техническим уровнем, с коротким производственным циклом и динамично изменяющиеся высокотехнологичные отрасли (электроника, биотехнологиями т. д.). |
Экспертиза может оказаться слишком узкой и выгоды от ценностной цепи могут достаться другой фирме. |
Могут быть разработаны действенные механизмы, чтобы предотвратить сопротивление партнеров. Ограниченное общение с |
2.2. Структура Виртуальной Корпорации
Анализ существующих виртуальных корпораций в сети Internet показал, что развитие концепции происходит, в основном, либо в направлении, связанном с использованием высоких вычислительных возможностей техники (моделирование объектов в гиперпространстве при проектировании), либо в области "чистого" бизнеса (виртуальный магазин, виртуальная юридическая консультация, аудиторская фирма, и т.д.). Наряду с этим крайне недостаточно исследованы возможности виртуальной корпорации в области реального промышленного производства. Причиной сложившейся ситуации является специфика объединения производственных подразделений в состав корпорации, связанная с необходимостью управления реальным технологическим оборудованием, именно поэтому необходим системный комплекс решений.
Под виртуальной корпорацией понимается
проблемно-ориентированная
Таблица 3. Уровни.
Уровень |
Решаемые задачи |
Бизнес-уровень корпоративного уровня |
Маркетинг, сбыт продукции, венчурные разработки. |
Собственно корпоративный уровень |
Долговременное планирование, дальнейшее совершенствование продукции. |
Уровень предприятия |
Оперативное планирование, управление. |
Цеховой уровень |
Оперативное планирование, управление. |
Уровень гибкой системы |
Оперативное планирование, управление. |
Физический уровень |
Распределенное локальное управление, диспетчеризация, мониторинг. |
На физическом уровне происходит локальное
управление. Типичными примерами
решаемых задач для системы ЧПУ
являются геометрическая, логическая,
технологическая и задача-
Уровень гибкой системы, цеховой уровень
и уровень предприятия поддерживают оперативное
управление, в рамках которого осуществляется
связывание технологических ресурсов
с технологическими процессами. Такое
связывание может носить, в том числе и
виртуальный характер. Корпоративный
уровень целесообразно разделить на два
подуровня. Первый из них (собственно корпоративный
уровень) обращен как бы внутрь и нацелен
на решение внутренних задач - долговременного
планирования имеющегося производства,
его совершенствования.
Второй - бизнес-уровень - обращен наружу, и решает задачи сбыта продукции, ее маркетинга. Используя предложенную модель можно удобно анализировать варианты ее построения и функционирования.
Развивая такой подход, применим
к ВК типичные в области систем
управления понятий - ресурс и процесс.
Каждый компонент ВК определен ресурсом
(ресурсами), который он предоставляет
для совместного использования.
В случае производственной ВК основными
ресурсами являются производственные
ресурсы (материальные и энергетические);
информационные коммуникации; финансовые;
интеллектуальные ресурсы. В каждом
компоненте виртуальной корпорации
развиваются процессы, которые претендуют
на ресурсы, в том числе принадлежащие
другим членам виртуальной корпорации.
Рассмотрим производственные ресурсы
и их сетевое окружение (информационные
коммуникации) для производственного
подразделения (с физического уровня до
уровня предприятия) в предложенной многоуровневой
модели виртуальной корпорации. Определим
жизненный цикл ресурса, покажем, в чем
же проявляется виртуальность ресурсов
в прикладном слое каждого уровня.
Виртуальная корпорация создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но зато обладает общей коммуникационно - информационной структурой, которая обеспечивает интеграцию усилий партнеров при выполнении какого-то проекта. ВК можно рассматривать как своего рода метапредприятие, объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий для производства и предоставления инновационных услуг или изделий. В общем случае виртуальная корпорация представляет собой сложную систему, образованную из удаленных друг от друга групп людей (виртуальных коллективов), объединяемых на основе симбиоза ведущих сетевых и интеллектуальных технологий, например, Интернета и средств управления знаниями. Электронным путем формируется искусственное сообщество, которое существует и развивается в виртуальном пространстве. С одной стороны, происходит слияние сетевых и интеллектуальных технологий, поскольку сеть, будучи одной из важнейших форм коллективного интеллекта, тесно связана с процессами самоорганизации, спонтанного возникновения новых структур. С другой стороны, речь идет о формировании единой системы поддержки коммуникативных процессов на ВК. Структура виртуальных корпораций позволяет компаниям отказываться от неэффективных или неприбыльных участков работы (путем их передачи другим компаниям) и концентрироваться на том, что отвечает их основной компетенции. Виртуальные корпорации все чаще заключают субконтракты с внешними структурами с тем, чтобы использовать преимущества организаций малых размеров, их гибкость и адаптивность. Внешних контрактов заключается так много, что они становятся каркасом, «зонтом» организации. Это и определяет ее основное качество - широкую распространенность в пространстве и времени. Нередко случается, что виртуальная организация благодаря информационным технологиям и телекоммуникациям распространяется по всему миру.