Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:53, курсовая работа
Целью работы является изучение понятий власть, властные полномочия и влияние и определение прав руководителя в процессе его организационной работы.
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1 Понятие «Власть», «Лидерство», «Руководство»……………4-14 стр.
1.1 Понятие, сущность, значение и элементы власти…………………...4-7 стр.
1.1.1 Понятие и сущность власти………………………………………....4-5 стр.
1.1.2 Властные отношения как элемент власти………………………….....6 стр.
1.1.3 Значение власти для организации………………………………….…7 стр.
1.2 Понятие «Лидерство»……………………………………………..….8-11 стр.
1.3 Понятие «Руководство»……………………………………….……12-14 стр.
Глава 2 Основы, источники власти и стили руководства организации…..15-23 стр.
2.1 Виды, формы и источники власти………………………………....15-19 стр.
2.1.1 Источники власти……………………………………………………..15 стр.
2.1.2 Формы власти…………………………………………………..….16-19 стр.
2.2 Стили руководства…………………………………………………..20-23 стр.
Глава 3 Стили руководства в педагогической деятельности……..…24-26 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Список используемой литературы……………………………………..….28 стр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф.Решетнева
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Менеджмент»
На тему: Власть и влияние в организации
Красноярск 2012г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие «Власть», «Лидерство», «Руководство»……………4-14 стр.
1.1 Понятие, сущность, значение и элементы власти…………………...4-7 стр.
1.1.1 Понятие и сущность власти……………
1.1.2 Властные отношения как
1.1.3 Значение власти для
1.2 Понятие «Лидерство»……………………………
1.3 Понятие «Руководство»………………………
Глава 2 Основы, источники власти и стили руководства организации…..15-23 стр.
2.1 Виды, формы и источники власти………………
2.1.1 Источники власти……………………………………
2.1.2 Формы власти………………………………………………
2.2 Стили руководства…………………………………
Глава 3 Стили руководства в педагогической деятельности……..…24-26 стр.
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..….28 стр.
ВВЕДЕНИЕ.
Тема данной курсовой работы - «Влияние и власть в организациях». Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля. Под эффективной системой управления понимается система, обладающая двумя свойствами:
- максимальной эффективностью
решений, принимаемых
- эффективностью выполнения
Для того чтобы персонал организации качественно выполнял все поручения руководителя, последний должен обладать властью и применять её. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций.
Из этого следует, что обозначенная тема занимает важную позицию в теории современного менеджмента.
Целью работы является изучение понятий власть, властные полномочия и влияние и определение прав руководителя в процессе его организационной работы.
Задачи данной курсовой работы:
- раскрыть понятие «Власть», Лидерство», «Руководство»;
- изучить основы и источники власти организации;
- сравнить различные виды
- рассмотреть различные формы власти;
- обобщить основные виды и формы власти;
- выбрать из всего
Методами работы являются подбор и изучение специальной литературы и статей для получения и закрепления знаний.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ «ВЛАСТЬ», «ЛИДЕРСТВО», «РУКОВОДСТВО»
1.1 Понятие, сущность, значение и элементы власти
1.1.1 Понятие и сущность власти
Власть - это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей.
В обиходе власть отождествляют
соответственно с вертикальными
отношениями в организации. Психологическая
основа власти (и подчинения) состоит
в способности индивидов
Одним из элементов власти являются властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.
В периоды стабильного роста
власти появляется необходимость осуществления
быстрых всеобъемлющих
При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений и процессов, связанных с властью.
Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных между собой: власть как специфическое благо и власть как особого рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам.
1.1.2 Властные отношения как элемент власти
Внутри организации существует
сложная сеть властных отношений. Во-первых,
речь идёт о формальной иерархии, вокруг
которой строится любая организация.
Во-вторых, важную роль играют неформальные
коалиции и группы влияния, преследующие
собственные интересы. Чем большей
является организация, тем более
сложной становится структура формальных
и неформальных отношений власти.
Между формальными и
С точки зрения формальной иерархической структуры реальная концентрация властных отношений в организации может произойти либо «внизу» (у формальных «подчинённых»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). Если формальная и неформальная пирамиды власти оказываются «перевёрнутыми» относительно друг друга, это ведёт к негативным последствиям с точки зрения мотивации и обострения внутриорганизационных конфликтов.
Структура властных отношений обуславливается как внеорганизационными, так и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы.
Помимо институтов своё давление на
внутриорганизационные властные отношения
оказывает и конкурентная среда.
Она ограничивает возможности для
чрезмерного ужесточения
1.1.3 Значение власти для организации
С помощью влияния на поведение подчинённых, т.е. властью над ними, руководители не просто ведут их к решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется для того, чтобы сделать лидерство и влияние руководителя более эффективным.
Власть руководителю требуется потому, что он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне её. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними.
Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов организации, например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты. Доблаев В.Л. Власть и коммуникации в организациях, 1995, С.127.
1.2 Понятие «Лидерство»
Лидерство - это управленческие взаимоотношения
между руководителем и
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
- проведение организационных
- достигнув цели, лидер стремиться
сохранить свою власть, что не
всегда соответствует
- уход лидера резко снижает
качество управления на
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
- видение ситуации в целом;
- способность к коммуникациям;
- доверие сотрудников;
- гибкость при принятии решений.
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.
Проблемы лидерства являются ключевыми
для достижения организационной
эффективности. С одной стороны,
лидерство рассматривается как
наличие определенного набора качеств,
приписываемых тем, кто успешно
оказывает влияние или
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, в конечном счете, утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.
Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.