Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:53, курсовая работа
Целью работы является изучение понятий власть, властные полномочия и влияние и определение прав руководителя в процессе его организационной работы.
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1 Понятие «Власть», «Лидерство», «Руководство»……………4-14 стр.
1.1 Понятие, сущность, значение и элементы власти…………………...4-7 стр.
1.1.1 Понятие и сущность власти………………………………………....4-5 стр.
1.1.2 Властные отношения как элемент власти………………………….....6 стр.
1.1.3 Значение власти для организации………………………………….…7 стр.
1.2 Понятие «Лидерство»……………………………………………..….8-11 стр.
1.3 Понятие «Руководство»……………………………………….……12-14 стр.
Глава 2 Основы, источники власти и стили руководства организации…..15-23 стр.
2.1 Виды, формы и источники власти………………………………....15-19 стр.
2.1.1 Источники власти……………………………………………………..15 стр.
2.1.2 Формы власти…………………………………………………..….16-19 стр.
2.2 Стили руководства…………………………………………………..20-23 стр.
Глава 3 Стили руководства в педагогической деятельности……..…24-26 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Список используемой литературы……………………………………..….28 стр.
Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, органов местного самоуправления. С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на
производстве, в профсоюзном движении,
в различных обществах:
3) политический тип лидерства
(государственные,
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».
Талант руководства людьми основывается
на целом комплексе социально-
Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, - модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
Лидерство - это процесс социальной организации и управления. М. Омаров. Руководитель. Размышления о стиле управления. - М., Политиздат, 1987, С.85.
Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
1.3 Понятие «Руководство»
Руководство - это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.
Это способность влиять на поведение
группы людей или отдельных
Согласно положению социальной психологии, руководство - это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем, прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.
В руководстве тесно связаны
концепция власти и личного влияния.
Поэтому среди руководителей-
Можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.
Для того чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.
Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.
Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.
Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону - она сломается.
Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.
В сфере новой философии
Современное производство - это сложный,
динамичный организм, основу которого
составляет трудовой коллектив. Его
успехи зависят в основном от сознательного
отношения к труду рядовых
членов коллектива, от морального климата
в коллективе, от степени развития
демократических начал в
Вот почему понятие руководства
имеет огромное значение. Раньше можно
было назначить работника
В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:
- выдача директив относительно того, что нужно сделать;
- налаживание сотрудничества
- обеспечение энергии,
- формирование целей и
Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.
Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы. Кнорринг В.И. Искусство управления. - М., БЕК, 1997, С.188.
Сознание людей
Главное - понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:
- требования (разумные, реальные);
- контроль (обязательно личный);
- поощрения, наказания (быть справедливым);
- организация общественного
Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ, ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ И СТИЛИ РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Виды, формы и источники власти
2.1.1 Источники власти
В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти:
- власть положения - это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей должности;
- власть ресурсов - это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., т.е. человек получает власть в результате своего служебного положения и доверенных ему полномочий;
- власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей и т.д., т.е. власть даётся в результате выявления у человека качеств, способствующих получению организацией важной информации и выгодному партнёрству с другими организациями;
- власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта. Различают два вида знаний, которые дают человеку власть эксперта - это технические знания и знания процесса;
- власть личности основывается на личных качествах человека, т.е. власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны и продемонстрировать все свои положительные качества своим подчинённым. Таким образом, он заслужил уважение и ему хотят подчиняться;
- власть информации является одним из важнейших источников власти, т.к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.
Самыми лучшими руководителями являются те люди, которые получили право управлять из таких источников власти, как власть личности и власть эксперта.
2.1.2 Формы власти
Власть бывает формальной и реальной.
Формальная власть - это власть
должности; она связана с официальным
местом лица в системе управления
организацией и измеряется либо числом
подчинённых, которые прямо или
косвенно обязаны выполнять его
распоряжения, либо объёмом материальных
ресурсов, которые данное лицо может
по своему усмотрению без согласования
с другими использовать. Реальн
Власть проявляется в
1. Власть, основанная на принуждении. Власть, основанную на принуждении, также называют влиянием через страх. Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви или уважения. Поэтому даже в тех ситуациях, где насилие не присутствует, страх является распространенной причиной того, почему люди - сознательно или бессознательно - разрешают на себя влиять. Например, страх потерять работу свойствен, кажется, всем. В определенных обстоятельствах можно так легко и эффективно использовать страх, что некоторые руководители часто прибегают к нему: даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочии или понижение в должности Доблаев В.Л. Власть и коммуникации в организациях, 1995. С.74.обычно дает немедленные результаты. Когда подчиненные надежно защищены от такого рода угроз, грубых и прямых, руководитель может использовать более тонкие способы вселения страха.
Влияние через страх может быть направлено не только на подчинённых, но и на руководителя. Но грубые угрозы обычно не действуют на опытных руководителей. Страх, нагоняемый на руководителя, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Поскольку авторитет руководителей держится на уважении к их личности, они, как правило, болезненно реагируют на всякие унижения. Чтобы избежать чрезмерного воздействия, унижение выдается руководителям в малых дозах: например, вскользь брошенное замечание.
Страх может быть использован и фактически используется в современных организациях, но не часто, т.к. он со временем может стать весьма дорогостоящим способом влияния. Когда основой власти является, главным образом, принуждение, почти невозможно поддерживать эффективный контроль при умеренных затратах, так как усиливается стремление людей сознательно обманывать организацию.
Даже если представляется возможность
создать эффективную систему
контроля при умеренных затратах,
лучшее, чего можно добиться посредством
страха - минимально адекватная производительность
труда. Поскольку человеку не дают возможности
удовлетворить его более
2. Власть, основанная на вознаграждении. Власть, основанная на вознаграждении, также называется влиянием через положительное подкрепление.
Обещание вознаграждения - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей. Власть, основанная навознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он или она в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме.
Поскольку все - личности, и их потребности
имеют уникальный характер, то, что
одному представляется ценным вознаграждением,
может не показаться таковым другому
или тому же первому, но в иной ситуации.
Чтобы влиять на поведение, вознаграждение
должно восприниматься как достаточно
ценное. Другими словами, исполнителю
должно предоставляться такое
В некотором смысле власть, основанная на вознаграждении, будет действенна всегда при условии, что руководитель сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением, и фактически предложить ему это вознаграждение. Однако на практике у руководителя масса ограничений в возможности выдавать вознаграждения. У каждой организации ресурсы ограничены, и она может выделить на поощрение персонала строго определенное количество ресурсов. Трудность использования власти, основанной на вознаграждении, увеличивается еще и тем, что часто бывает не просто определить, что же сочтут вознаграждением. Деньги и более престижная должность не всегда способны произвести впечатление на человека и повлиять на его поведение.