Влияние внешних факторов на принятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

Целью работы было продемонстрировать влияние каждой группы факторов на конкретном примере.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Обозначить основные моменты процесса принятия управленческих решений на государственном и муниципальном уровнях.
2. Определить факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений в ГМУ.
3. Рассмотреть влияние описанных выше факторов на принятие решения о Стратегическом плане Екатеринбурга до 2020 года.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
§ 1. Принятие решений в муниципальном управлении. Основные понятия………………4
§ 2. Факторы, влияющие на процесс принятия решений…………………………………...6
§ 3. Рассмотрение факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений на примере принятия решения о Стратегическом плане города Екатеринбург до 2020 года………………………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………………………20
Список использованных источников и литературы………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат рур.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)


РЕФЕРАТ

на тему

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений

(на примере решения  о Стратегическом плане муниципального  образования «город Екатеринбург»  до 2020 года)

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы

ГМУ-553, Овчарук Оксана. 
Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………………..3

§ 1. Принятие решений в муниципальном управлении. Основные понятия………………4

§ 2. Факторы, влияющие на процесс принятия решений…………………………………...6

§ 3. Рассмотрение факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений на примере принятия решения о Стратегическом плане города Екатеринбург до 2020 года………………………………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………………………20

Список использованных источников и литературы………………………………………..22

 

Введение

 

 

Принятие управленческих решений в ГМУ— это сложный  процесс, который находится под  влиянием большого числа факторов. Их значимость особенно высока, когда  речь идёт о принятии решений на государственном или муниципальном уровне в связи с объектом управленческой деятельности. От лиц, принимающих решения требуется умение  выделять ключевые, наиболее острые вопросы, выявлять    стратегические противоречия подведомственного объекта, принимать адекватные, обоснованные, своевременные решения в условиях неопределенной постоянно изменяющейся внешней среды.

В реферате рассмотрим основные группы факторов, влияющих на процесс  принятия решений в государственном  и муниципальном управлении и  продемонстрируем их на примере принятия решения о Стратегическом плане  города Екатеринбург до 2020 года, документа, определяющего главные цели и задачи города, важнейшие стратегические направления развития и основные мероприятия.

Целью работы было продемонстрировать влияние каждой группы факторов на конкретном примере.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Обозначить основные моменты процесса принятия управленческих решений на государственном и муниципальном уровнях.

2. Определить факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений в ГМУ.

3. Рассмотреть влияние описанных выше факторов на принятие решения о Стратегическом плане Екатеринбурга до 2020 года.

 

§ 1. Принятие решений в муниципальном управлении. Основные понятия.

 

Управленческое решение – это сознательный волевой акт субъекта  управления, принятый  им  в  соответствии  с  закрепленной  компетенцией,   в   процессе управленческой    деятельности    и    направленный    на     урегулирование подведомственных отношений. Управленческое  решение  -  основной  инструмент воздействия работников государственной и муниципальной службы на управляемый объект. Управленческое решение можно определить как фиксированный акт «управленческий акт», выраженный в письменной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации.

Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность протекающих в управляемой системе процессов, но и возможность устойчивого и адаптивного развития в быстро меняющемся современном мире.

Процесс принятия решения  можно проиллюстрирован на следующей  схеме:

Субъектами  управленческих   решений   выступают   лица,   полномочные принимать эти решения в процессе управленческой деятельности. В муниципальном управлении в качестве основных субъектов управленческих решений рассматриваются исполнительные  органы  местного  самоуправления  – аппарат управления, реализующий властные  функции и направляющий   свою деятельность на достижение целей муниципального образования; их  должностные лица. К  данным  субъектам  относятся:

  • глава  муниципального   образования;
  • руководители   муниципальных   органов   исполнительной    власти;   
  • первые заместители и заместители главы  муниципального  образования,  муниципальных органов исполнительной власти;
  • заместители глав муниципальных образований  и руководителей муниципальных органов  исполнительной  власти  -  управляющие делами   и   их   заместители;
  • руководители,   заместители   руководителей самостоятельных управлений,  комитетов, отделов  и иных органов,  являющихся юридическими  лицами,  а  также  руководители,   заместители   руководителей комитетов  исполнительных  органов  муниципального  образования; 
  • начальники структурных отделов  исполнительного  органа  муниципального  образования  и структурных отделов самостоятельных управлений, комитетов,  отделов  и  иных органов, являющихся юридическими лицами.

      Вышеперечисленные  лица осуществляют исполнительно   –  распорядительную деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют,  как  правило, постоянные штаты. Основное содержание  их  деятельности   реализуется  через решение  управленческих  задач  на  всех  этапах  выполнения  управленческих функций. В соответствии со ст.19 Федерального  закона  «Об  общих  принципах организации местного самоуправления в РФ»  данные  субъекты  имеют право принимать  управленческие   решения   в   соответствии   с   предоставленной компетенцией,  рамки  которой  четко  обозначены  в требованиях формальной структуры.

      Синтезируя  различные  компоненты,  управленческие  решения  выступают способом постоянного воздействия управляющей  подсистемы  на  управляемую  - субъекта на объект управления.

Объект управленческих решений – система  отношений  и  вопросов,  для урегулирования,   изменения   которых    данные    управленческие    решения принимаются.

Особенности принятия решения в органах муниципального управления:

            1. Преобладание стратегических решений  социальной направленности как   директивных   актов,   направляющих,   организующих   и мотивирующих  коллективные  действия  людей  для   достижения стратегических целей. Стратегические    решения    должны    быть    обоснованными, своевременными,  экономичными  и  приниматься  по   следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей  концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

            2.   Наличие   у   управленцев   умения    выявить    зарождение  стратегических противоречий города, региона.

            3. Необходимость умения  выделить  из  огромного числа вопросов узловые.   Для   специалистов    муниципального    управления складывается, как правило, две ситуации.  Первая  связана с возможностью постоянно и внимательно следить за  ситуацией, своевременно подготавливать  стратегические  решения.  Вторая  ситуация  возникает  неожиданно  под  воздействием  изменений внешней среды, и решение в таком случае делится  на  принятия неотложных мер и действий стратегического характера.

            4. Низкая мотивация исполнителей  управленческого решения.

 

§ 2. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

 
 Поскольку принятие решений зависит  как от личности ЛПР и его психологических  особенностей, так и от объективных  условий, в которых он находится, все факторы, влияющие на этот процесс, можно разделить на две большие группы — личностные (субъективные) и ситуационные (объективные).

Личностные  факторы определяются своеобразием психических процессов, состояний и качеств ЛПР, влияющих на процесс принятия решений. Поэтому их можно представить в виде трех уровней, соответствующих традиционной психической структуре личности. К ним относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Психические процессы обычно разделяют на три основных вида: познавательные, волевые и эмоциональные. Кроме того, в отдельную группу можно выделить мотивационные процессы, которые предопределяют направленность, интересы, предпочтения, притязания личности и влияют на формирование целей деятельности человека. Эти процессы оказывают значительное влияние на принятие решений, которое рассматривается как регулятивный психический процесс, включающий все «базовые» или частные психические процессы — познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. Целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение некоторого полезного результата. Психические состояния очень изменчивы и мало подвластны человеку. Можно привести такие примеры психических состояний, как бодрость, усталость, утомление, психическое пресыщение, информационная перегрузка, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, скука, стресс, фрустрация, тревога, истощение и многие другие.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. Всю совокупность психических свойств, или качеств, можно разделить на два класса: общие и индивидуальные. К общим свойствам относятся наиболее типичные и фундаментальные особенности психики, присущие всем людям, и прежде всего, ограничения индивидуальных возможностей по хранению и переработке информации. К индивидуальным свойствам относятся предпочтения и уровень притязаний личности. Под системой предпочтений понимают совокупность взглядов, ценностей, убеждений, интересов, с помощью которых человек сравнивает альтернативы и принимает решение.

Но так как нашей целью  является рассмотрение факторов, влияющих на принятие управленческих решений  в государственном и муниципальном  управлении, мы не будем подробно останавливаться на личностных факторах, и перейдём к ситуационным.

Ситуационные факторы – это конкретные обстоятельства, в которых принимается управленческое решение. Эта группа включает в себя факторы внешней и внутренней среды организации, которые влияют на разработку, оценивание, выбор и реализацию альтернатив.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА. Можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на деятельность организации и принятие управленческих решений. Они носят названия макроокруение и непосредственное окружение. 
Макроокруженue включает факторы, оказывающие опосредованное влияние.

Экономические условия — это общий уровень развития экономики, рыночных отношений и конкуренции. О состоянии экономики обычно судят по значениям макроэкономических показателей, таких как размер валового национального продукта, темпы инфляции, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и другим. Изменение экономических условий влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, инвестиционную политику, реальность и своевременность осуществления тех или иных мероприятий.

Политика — это деятельность органов государственной власти, политических партий, общественных организаций. Принимая важные управленческие решения, ЛПР должны иметь четкое представление о том, насколько стабильна политическая ситуация, предстоит ли смена власти и политических лидеров, какие направления деятельности и отрасли хозяйства они будут поддерживать. Понимание этих и многих других вопросов помогает разрабатывать верные сценарии развития событий и принимать адекватные решения, позволяющие воспользоваться благоприятной политической ситуацией или, напротив, избежать крупных потерь вследствие ее ухудшения.

Право — это законы и другие правовые акты, которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, обязанности и ответственность. В процессе принятия управленческих решений правовые факторы выступают в роли юридических ограничений. В частности, это могут быть ограничения полномочий и другие.

Социокультурные факторы — это социальные явления и процессы, происходящие в обществе. К этой группе факторов относятся социальная структура общества, демографические характеристики (например, уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни и темпы роста населения, миграция, общий уровень образования и культуры), а также общественные традиции, ценности, моральные нормы, стиль жизни, привычки, отношение к труду, предпочтения и психология потребителей.

Так как РФ провозглашает себя социально  ориентированным государством, эта  группа факторов имеет наибольшее значение.

Технологии — это общий уровень развития и современное состояние науки и техники, достигнутые в обществе. ЛПР должны знать перспективные направления фундаментальной и прикладной науки, отслеживать все изменения, происходящие на рынке новых технологий.

Природно-географические факторы — это климатические условия, запасы природных ресурсов, экологическая обстановка, катастрофические явления природы. Влияние этих факторов нельзя недооценивать.

Потребители. В этой роли могут выступать население в целом, жители определенной территории, общественные организации, частные предприятия, то есть все объекты, на которых направлено государственное и муниципальное управление.

Конкуренты — для ЛПР, принимающего управленческое решение на муниципальном уровне, это могут быть частные организации, другие муниципальные образования и прочие. Для государственного управления можно также привести такие примеры как другие государства или частные структуры.

Инфраструктура — это среда, которая обеспечивает объект управления (муниципальное образование для муниципального управления, субъект федерации или страна в целом для государственного управления) трудовыми, финансовыми, информационными ресурсами и оказывает ей необходимые услуги.

Другие государственные и муниципальные организации. К ним относятся государственные и муниципальные органы законодательной и исполнительной власти, налоговые инспекция и полиция, фонды, суды и другие организации, выполняющие разнообразные функции государственного контроля и регулирования общественных отношений.

ВНУТРЕННЯЯ  СРЕДА. В процессе принятия управленческих решений любой руководитель вынужден учитывать не только внешние факторы, но и ситуацию, сложившуюся внутри организации. Эта ситуация характеризуется набором внутренних факторов, или переменных, которые включают цели, структуру, культуру, процессы и ресурсы организации.

Информация о работе Влияние внешних факторов на принятие управленческих решений