Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:24, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности ценностных ориентаций менеджеров и их влияние на управленческую активность. В рамках поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме ценностных ориентаций;
изучить ценностные ориентации менеджеров и их влияние на управленческую активность;
провести исследование нравственных ценностей менеджеров-управленцев;
проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Введение
Личностные ценности менеджеров не только влияют на уровень профессионализма рассматриваемой категории работников, но и определяют цели, мотивы, способы, содержание и гуманизм профессиональной деятельности.
Особое значение в ценностной структуре управленца приобретают нравственные ценности, образующие составную часть его профессиональной личности. Проблема заключается в том, что настоящее время характеризуется нестабильностью социальной ситуации, вследствие чего происходит качественное изменение системы общественных и личностных ценностей. Сегодня процесс формирования и развития современных руководителей все более привлекает к себе внимание исследователей, ибо здесь сосредоточена масса нерешенных проблем для общества.
Проблема исследования ценностных ориентаций у современных руководителей остается актуальной. Во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентаций; во-вторых, неспособность четко определять ценности влечет за собой снижение эффективности профессиональной деятельности в организации.
Цель исследования - выявить особенности ценностных ориентаций менеджеров и их влияние на управленческую активность. В рамках поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Объектом исследования являются менеджеры-управленцы. Предмет исследования – ценностные ориентации менеджеров.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы влияния интересов и ценностей на управленческую деятельность
1.1. Понятие интересов и ценностей
Трудовая деятельность формируется под воздействием потребностей, интересов, ценностей, ценностных ориентаций, мотивов, установок. Потребности выступают глубинными источниками возникновения интересов.
Интерес — это конкретное выражение осознанных потребностей. В отличие от потребности интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника.
Интересы бывают материальные (экономические) — интерес к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Отсюда интересы работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда, к режиму труда и т.д. Кроме того, интересы могут быть и нематериальные: интерес к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т д.
Любая из потребностей может
породить многообразие различных интересов.
Например, потребность в знаниях может
сформировать у работников интерес к повышению
своего профессионального мастерства;
к поиску творческой, разнообразной и
содержательной работы, требующей постоянного
расширения своего профессионального
багажа; интерес к чтению специальной
литературы, обобщающей и освещающей передовой
опыт и т.д. В различных условиях жизнедеятельности
у разных социально-демографических, профессионально-
На основе потребностей формируются мотивы, ценности и ценностные ориентации, которые взаимно воздействуют друг на друга и напрямую формируют трудовое поведение.
Ценности — это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей. К ценностям относят предметы и явления, которые обладают положительной значимостью в глазах общества, коллектива, личности.
Ценности бывают: материальными, духовными, социальными, политическими и т.д. Для разных социальных групп работников, отличающихся условиями и содержанием труда, профессией, квалификацией и другими социальными признаками, одни и те же объекты и явления могут иметь разную значимость. Так, для одних главным ориентиром поведения в сфере труда является материальное благополучие, для других важнее содержание труда, его творческая насыщенность, для третьих — возможность общения и т д.
Среди ценностей различают ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Терминальные ценности отражают стратегические цели существования человека: здоровье, интересная работа, любовь, материальное благополучие и т.д. Инструментальные представляют собой средства достижения целей. Это могут быть разные личные качества, способствующие реализации целей, убеждения личности.
Содержание ценностей
в обществе зависит от его культуры,
развитости духовной и нравственной
жизни, общественного сознания. Специфической
формой ценностей выступают
1.2. Формирование интересов и ценностей менеджеров-управленцев
Все больше острых проблем
приходится решать руководителям
компаний и в частности, одна из них
- это собственный
Каждый руководитель выбирает, что и как делать. Быть полностью поглощенным работой или делать только столько, чтобы перебиться. Отдаваться делу без остатка и приходить домой ночью или рационально использовать каждую минуту своего времени, чтобы хватало и на семью. Этот выбор зависит от воспитания человека, взглядов, его поведения, условий развития, мнений других людей влияющих на него, опыта и последующих действий. Решения, которые принимает менеджер – то, что он считает важным и правильным – оказывают влияние на его жизнь, на то, как он относится к окружающим, и на то, каким человеком является. Эти решения, принятые в прошлом, определяют поведение в настоящем и становятся основой ценностей.
Наши ценности – это
то, что мы получаем уже сейчас. Они
являются принципами, в которые мы
верим. Они занимают центральное
место в жизни каждого человека
и наполняют смыслом мечты
и деятельность, направляют выбор
и делают жизнь значимой. Именно
по ним оценивают нас как личность
другие, и именно они влияют на наш
профессионализм и его
Ценности человека определяют его жизненную позицию.
По мнению американских ученых М. Вудкока и Я. Френсиса, хороший менеджер должен обладать такими качествами как: разумное восприятие личных ценностей, разумное представление о том, что является важным и ценным в жизни, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию. Конечно, перечень человеческих ценностей не ограничивается какими-то рамками, однако можно выделить главные из них: это здоровье, интересная работа, свободное время, возможности для самосовершенствования и роста, независимость, друзья, любовь, безопасность, деньги и богатство, призвание, удовольствие.
Стремление к самосовершенствованию во многом связано с потребностью личности к реализации своих потенциальных возможностей. Зачастую сдерживающими факторами в развитии человеческого потенциала являются:
• влияние семьи (т. е. сформированные
в детстве представления о
ценностях, о себе и своих возможностях);
• собственная инерция, в том числе капитуляция
перед успехом;
• преждевременное разочарование, связанное
с неудачами на первых этапах деловой
карьеры;
• недостаток поддержки, враждебность
окружающих, недостаточность ресурсов.
В ценностных ориентациях как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Решения, принятые в прошлом, определяют поведение в настоящем, они становятся основой ценностей. Руководителю целесообразно проанализировать свои ценности и занять определенные позиции.
1.3. Взаимосвязь управленческой деятельности и развития ценностей руководителя
Ценности, такие как: честность, доверие, обязательство и т.д., каждый человек воспринимает по-своему. Поэтому очень важно прояснить в коллективе единое понимание ценностей и выработать единое отношение и следование им. Это поможет и руководителю прояснить и свои ценности.
Сложившиеся в компании принципы и правила поведения должны быть восприняты всеми сотрудниками. Очень важно, чтобы руководитель раскрыл свое видение бизнеса, свое видение команды, ее целей и ценностей. Ее принципов и основ поведения. Имидж компании, как видит его руководитель, будет восприниматься сотрудниками, а через сотрудников – клиентами, партнерами и конкурентами.
Именно от руководителей зависит, будут ли сотрудники его компании лояльными. Любой успех компании начинается с отношения руководителя к жизни, к персоналу, к бизнесу, к компании.
Каждая задекларированная ценность руководителя требует более четкого определения: что стоит за тем или иным высказыванием. Именно это позволяет человеку проанализировать и прокорректировать свои ценности.
Из психологии развития мы знаем, что формирование человека и его личности происходит в процессе общения. Общение это ключевой фактор воспитания личности человека. Взаимодействуя с другими людьми, мы познаем не только окружающий мир, но и свой собственный.
Если говорить об узловых способностях
руководителей, то большинство из них
лежат в умении строить коммуникации
со своими сотрудниками. Общение это
суть работы руководителя, а разговор
с сотрудником это
В процессе любого общения происходит обмен ценностями. Роль ценностных установок в формировании организации велика. Руководитель это хранитель организационной культуры и ценностей организации. Общаясь со своими сотрудниками, руководитель, контролирует их работу, анализирует их настрой и мотивацию.
Когда возникает конфликт в организации? Ситуаций может быть множество, но одна из них, это когда руководитель находит несоответствие между ценностями сотрудника и своими собственными, которые он считает более правильными для организации. Другая ситуация, когда в процессе развития компании ценности изменяются и обогащаются за счет новых. Так, если в начале деятельности фирмы, главной ее ценностью будет прибыль, то после нахождения своей рыночной ниши, компания больше заинтересована в стабильности, и будет развивать организационную культуры и корпоративные процедуры, способствующие этому.
Среди факторов, влияющих на индивидуальное поведение работников, особое место занимают ценности, т.е. набор жизненных убеждений человека. Ценности у человека имеют систему приоритетов. Каждый работник в организации выстраивает свою субъективную систему ценностей. Для одного человека те или иные убеждения, предметы и явления в жизни могут иметь очень большую ценность, в то же время для другого они не представляют никакой ценности. Такая жизненная ценность, как «быть здоровым и богатым лучше, чем бедным и больным», является, вероятно, одной из бесспорно важных ценностей для большинства. Однако для некоторых, например, богатство не является важной ценностью, для них главное - власть и влияние, т.е. господство над другими. Система ценностей закладывается у человека с детства - в семье, школе и т.д. На протяжении жизни она может у многих людей существенно пересматриваться. То, что было ценностью в юности, зачастую становится не столь важным для зрелых лет. В старости система ценностей еще раз меняется в сторону семьи, близких или так называемых вечных категорий - смысла жизни, религиозных ценностей и т.п.
Итак, ценности являются мощным регулятором индивидуального и группового поведения. Они представляют собой жизненные принципы, определяющие не только цели, но выбор личностью способов реализации поставленных целей. Степень ясности и непротиворечивости индивидуальных ценностей проявляется в силе жизненной позиции личности, ее активности, инициативности, творчестве и внутренней мотивации к достижениям. Поэтому внимание менеджмента к личностным ценностям работников целесообразно в точки зрения совершенствования организационной деятельности.
Профессионализм менеджмента заключается
в способности осуществлять управление
ценностями компании. Данное управление
предполагает выявление общих ценностей
различных категорий
Информация о работе Влияние духовно-нравственных ценностей на управление персоналом