Влияние духовно-нравственных ценностей на управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить особенности ценностных ориентаций менеджеров и их влияние на управленческую активность. В рамках поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме ценностных ориентаций;
изучить ценностные ориентации менеджеров и их влияние на управленческую активность;
провести исследование нравственных ценностей менеджеров-управленцев;
проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_менеджмент (2).docx

— 68.56 Кб (Скачать файл)

Введение

Личностные ценности менеджеров не только влияют на уровень профессионализма рассматриваемой категории работников, но и определяют цели, мотивы, способы, содержание и гуманизм профессиональной деятельности.

Особое значение в ценностной структуре управленца приобретают  нравственные ценности, образующие составную часть его профессиональной личности. Проблема заключается в том, что настоящее время характеризуется нестабильностью социальной ситуации, вследствие чего происходит качественное изменение системы общественных и личностных ценностей. Сегодня процесс формирования и развития современных руководителей все более привлекает к себе внимание исследователей, ибо здесь сосредоточена масса нерешенных проблем для общества.

Проблема исследования ценностных ориентаций у современных руководителей остается актуальной. Во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентаций; во-вторых, неспособность четко определять ценности влечет за собой снижение эффективности профессиональной деятельности в организации.

Цель исследования - выявить  особенности ценностных ориентаций менеджеров и их влияние на управленческую активность. В рамках поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

  • проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме ценностных ориентаций;
  • изучить ценностные ориентации менеджеров и их влияние на управленческую активность;
  • провести исследование нравственных ценностей менеджеров-управленцев;
  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Объектом исследования являются менеджеры-управленцы. Предмет исследования – ценностные ориентации менеджеров.

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы влияния интересов и ценностей на управленческую деятельность

1.1. Понятие интересов и ценностей

Трудовая деятельность формируется  под воздействием потребностей, интересов, ценностей, ценностных ориентаций, мотивов, установок. Потребности выступают глубинными источниками возникновения интересов.

Интерес — это конкретное выражение осознанных потребностей. В отличие от потребности интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника.

Интересы бывают материальные (экономические) — интерес к денежным и материально-вещественным средствам  удовлетворения потребностей. Отсюда интересы работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные  условия труда, к режиму труда  и т.д. Кроме того, интересы могут быть и нематериальные: интерес к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т д.

Любая из потребностей может  породить многообразие различных интересов. Например, потребность в знаниях может сформировать у работников интерес к повышению своего профессионального мастерства; к поиску творческой, разнообразной и содержательной работы, требующей постоянного расширения своего профессионального багажа; интерес к чтению специальной литературы, обобщающей и освещающей передовой опыт и т.д. В различных условиях жизнедеятельности у разных социально-демографических, профессионально-квалификационных и других социальных групп работников разная структура и направленность потребностей и интересов.

На основе потребностей формируются  мотивы, ценности и ценностные ориентации, которые взаимно воздействуют друг на друга и напрямую формируют трудовое поведение.

Ценности — это представления  субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях  жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей. К ценностям относят предметы и явления, которые обладают положительной значимостью в  глазах общества, коллектива, личности.

Ценности бывают: материальными, духовными, социальными, политическими и т.д. Для разных социальных групп работников, отличающихся условиями и содержанием труда, профессией, квалификацией и другими социальными признаками, одни и те же объекты и явления могут иметь разную значимость. Так, для одних главным ориентиром поведения в сфере труда является материальное благополучие, для других важнее содержание труда, его творческая насыщенность, для третьих — возможность общения и т д.

Среди ценностей различают  ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Терминальные ценности отражают стратегические цели существования человека: здоровье, интересная работа, любовь, материальное благополучие и т.д. Инструментальные представляют собой средства достижения целей. Это могут быть разные личные качества, способствующие реализации целей, убеждения личности.

Содержание ценностей  в обществе зависит от его культуры, развитости духовной и нравственной жизни, общественного сознания. Специфической  формой ценностей выступают общественные идеалы, т.е. представления о том, какими в обществе должны быть общественные отношения, работник. Социально признанные ценности и идеалы влияют на формирование индивидуальных ценностей. В соответствии с ними работник оценивает окружающую действительность, свои и чужие поступки и действия. Если предполагаемое действие не находит оправдания в системе общественных и личных ценностей, то оно может не совершиться. Поведение работника, его мотивация обусловливаются не только системой ценностей общества, трудовой организации (коллектива), но и социальными нормами — стихийно сложившимися или сознательно установленными правилами поведения, которые регулируют конкретные поступки, действия.

 

1.2. Формирование интересов и ценностей менеджеров-управленцев

Все больше острых проблем  приходится решать  руководителям  компаний и в частности, одна из них - это собственный профессионализм. Он начинается с личностных ценностных  установок, которые влияют на их поведение и жизнь.

Каждый руководитель выбирает, что и как делать. Быть полностью  поглощенным работой или делать только столько, чтобы  перебиться. Отдаваться делу без остатка и приходить домой ночью или рационально использовать каждую минуту своего времени, чтобы хватало и на семью. Этот выбор зависит от воспитания человека, взглядов, его поведения, условий развития, мнений других людей влияющих на него, опыта и последующих действий. Решения, которые принимает менеджер – то, что он считает важным и правильным – оказывают влияние на его жизнь, на то, как он относится к окружающим, и на то, каким человеком является. Эти решения, принятые в прошлом, определяют поведение в настоящем и становятся основой ценностей.

Наши ценности – это  то, что мы получаем уже сейчас. Они  являются принципами, в которые мы верим. Они занимают центральное  место в жизни каждого человека и наполняют смыслом мечты  и деятельность, направляют выбор  и делают жизнь значимой. Именно по ним оценивают нас как личность другие, и именно они влияют на наш  профессионализм и его признание. Ценности и личные жизненные позиции вырабатываются под влиянием впечатлений и в долгосрочной перспективе могут оказаться неподходящими и даже разрушительными. Ценности  не являются чем-то, что можно увидеть и именно поэтому, они ускользают от понимания. Их можно распознать, только изучая свои реакции и подходы, лежащие в основе поведения, а так же по реакции окружающей среды.

Ценности человека определяют его жизненную позицию.

По мнению американских ученых М. Вудкока и Я. Френсиса, хороший менеджер должен обладать такими качествами как: разумное восприятие личных ценностей, разумное представление о том, что является важным и ценным в жизни, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию. Конечно, перечень человеческих ценностей не ограничивается какими-то рамками, однако можно выделить главные из них: это здоровье, интересная работа, свободное время, возможности для самосовершенствования и роста, независимость, друзья, любовь, безопасность, деньги и богатство, призвание, удовольствие.

Стремление к самосовершенствованию во многом связано с потребностью личности к реализации своих потенциальных возможностей. Зачастую сдерживающими факторами в развитии человеческого потенциала являются:

• влияние семьи (т. е. сформированные в детстве представления о  ценностях, о себе и своих возможностях); 
• собственная инерция, в том числе капитуляция перед успехом; 
• преждевременное разочарование, связанное с неудачами на первых этапах деловой карьеры; 
• недостаток поддержки, враждебность окружающих, недостаточность ресурсов.

В ценностных ориентациях как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Решения, принятые в прошлом, определяют поведение в настоящем, они становятся основой ценностей. Руководителю целесообразно проанализировать свои ценности и занять определенные позиции.

 

1.3. Взаимосвязь управленческой деятельности и развития ценностей руководителя

Ценности, такие как: честность, доверие, обязательство и т.д., каждый человек воспринимает по-своему. Поэтому очень важно прояснить в коллективе единое понимание  ценностей и выработать единое отношение и следование им. Это поможет и руководителю прояснить и свои ценности.

Сложившиеся в компании принципы и правила поведения должны быть восприняты всеми сотрудниками. Очень  важно, чтобы руководитель раскрыл  свое видение бизнеса, свое видение  команды, ее целей и ценностей. Ее принципов и основ поведения. Имидж компании, как видит  его руководитель, будет восприниматься сотрудниками, а через сотрудников – клиентами, партнерами и конкурентами.

Именно от руководителей  зависит, будут ли сотрудники его  компании лояльными. Любой успех компании начинается с отношения руководителя к жизни, к персоналу, к бизнесу, к компании.

Каждая задекларированная  ценность руководителя требует более  четкого определения: что стоит  за тем или иным высказыванием.  Именно это позволяет человеку проанализировать и прокорректировать свои ценности.

Из психологии развития мы знаем, что формирование человека и его личности происходит в процессе общения. Общение это ключевой фактор воспитания личности человека. Взаимодействуя с другими людьми, мы познаем не только окружающий мир, но и свой собственный.

Если говорить об узловых способностях руководителей, то большинство из них  лежат в умении строить коммуникации со своими сотрудниками. Общение это  суть работы руководителя, а разговор с сотрудником это нематериальный живой продукт, от качества которого зависит успех и развитие организации. 

В процессе любого общения  происходит обмен ценностями. Роль ценностных установок в формировании организации велика. Руководитель это хранитель организационной культуры и ценностей организации. Общаясь со своими сотрудниками, руководитель, контролирует их работу, анализирует их настрой и мотивацию.  

Когда возникает конфликт в организации? Ситуаций может быть множество, но одна из них, это когда руководитель находит несоответствие между ценностями сотрудника и своими собственными, которые он считает более правильными для организации. Другая ситуация, когда в процессе развития компании ценности изменяются и обогащаются за счет новых. Так, если в начале деятельности фирмы, главной ее ценностью будет прибыль, то после нахождения своей рыночной ниши, компания больше заинтересована в стабильности, и будет развивать организационную культуры и корпоративные процедуры, способствующие этому.

Среди факторов, влияющих на индивидуальное поведение работников, особое место  занимают ценности, т.е. набор жизненных  убеждений человека. Ценности у человека имеют систему приоритетов. Каждый работник в организации выстраивает свою субъективную систему ценностей. Для одного человека те или иные убеждения, предметы и явления в жизни могут иметь очень большую ценность, в то же время для другого они не представляют никакой ценности. Такая жизненная ценность, как «быть здоровым и богатым лучше, чем бедным и больным», является, вероятно, одной из бесспорно важных ценностей для большинства. Однако для некоторых, например, богатство не является важной ценностью, для них главное - власть и влияние, т.е. господство над другими. Система ценностей закладывается у человека с детства - в семье, школе и т.д. На протяжении жизни она может у многих людей существенно пересматриваться. То, что было ценностью в юности, зачастую становится не столь важным для зрелых лет. В старости система ценностей еще раз меняется в сторону семьи, близких или так называемых вечных категорий - смысла жизни, религиозных ценностей и т.п.

Итак, ценности являются мощным регулятором индивидуального и группового поведения. Они представляют собой жизненные принципы, определяющие не только цели, но выбор личностью способов реализации поставленных целей. Степень ясности и непротиворечивости индивидуальных ценностей проявляется в силе жизненной позиции личности, ее активности, инициативности, творчестве и внутренней мотивации к достижениям. Поэтому внимание менеджмента к личностным ценностям работников целесообразно в точки зрения совершенствования организационной деятельности.

Профессионализм менеджмента заключается  в способности осуществлять управление ценностями компании. Данное управление предполагает выявление общих ценностей  различных категорий работников, которые являются факторами результативности, создающими преимущества или ограничения деятельности компании. Управление ценностями также включает в себя формирование и культивирование общих ценностей, оптимальных для стратегии компании.

Информация о работе Влияние духовно-нравственных ценностей на управление персоналом