Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:12, курсовая работа
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных единиц, а также управление ею.
Введение 3
1. Сущность организационной культуры 4
1.1 Понятие организационной культуры 4
1.2 Структура организационной культуры 6
1.3 Формирование организационной культуры 10
2. Влияние организационной культуры на социально-экономическую эффективность деятельности организации 17
2.1 Понятие эффективной организационной культуры 17
2.2 Параметры эффективности современных типов организаций
и функции организационных культур 20
2.3 Методы поддержания организационной культуры 21
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Содержание.
Введение 3
1. Сущность организационной культуры 4
1.1 Понятие организационной культуры 4
1.2 Структура организационной культуры 6
1.3 Формирование организационной культуры 10
2. Влияние организационной
культуры на социально-
2.1 Понятие эффективной организационной культуры 17
2.2 Параметры эффективности современных типов организаций
и функции организационных культур 20
2.3 Методы поддержания организационной культуры 21
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Введение
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных единиц, а также управление ею.
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям миссии организации, планированию, мотивацией политике, производительности, качеству труда и т. д.
Каждому, кто знаком с различными организациями, известно, что они отличаются по атмосфере, методам выполнения работы, степени активности, индивидуальным целям - и все эти факторы зависят от истории организации, ее традиции, ее настоящего положения, технологии производства и т.п.
Вопрос об управлении организационной культурой в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.
1. Сущность организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры
Организационная культура - это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.
Вполне очевидно, что если
культура организации согласуется
с ее общей целью, она может
стать важным фактором организационной
эффективности. Поэтому современные
организации рассматривают
Организационная культура включает
не только глобальные нормы и правила,
но и текущий регламент
Характеристика
Эти характеристики включают
как структурные, так и поведенческие
измерения. Та или иная организация
может быть подвергнута анализу
и подробно описана на основе перечисленных
выше параметров и свойств. Обобщая
сказанное можно дать более общее
определение организационной
Организационная культура -
это система общественно
1.2 Структура организационной культуры
Анализируя структуру
организационной культуры, Е. Шейн выделяет
три ее уровня: поверхностный, внутренний
и глубинный. Знакомство с организационной
культурой начинается с поверхностного
уровня, включающего такие внешние
организационные
Те, кто пытаются познать
организационную культуру глубже, затрагивают
ее второй, внутренний уровень. На этом
уровне изучению подвергаются ценности
и верования, разделяемые членами
организации, в соответствии с тем,
насколько эти ценности отражаются
в символах и языке. Восприятие ценностей
и верований носит сознательный
характер и зависит от желания
людей. Исследователи часто
Третий, глубинный уровень
включает базовые предположения, которые
трудно осознать даже самим членам
организации без специального
сосредоточения на этом вопросе. Среди
этих принимаемых на веру скрытых предположений,
направляющих поведение людей в организации,
Шейн выделил отношение к бытию в целом,
восприятие времени и пространства, общее
отношение к человеку и работе.
Некоторые исследователи предлагают более дробную структуру организационной культуры, выделяя ее следующие компоненты:
Указанные характеристики культуры организации в совокупности отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Содержание организационной культуры определяется не простой суммой ожиданий и реального положения вещей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой и как они фо; профили определенных культур.
Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими. В этом контексте говорить об организационной культуре как однородном феномене не приходится.
В любой организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей, т.е. собственно организационной культурой, если она целенаправленно поддерживается и используется организационной властью как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.
1.3. Формирование организационной культуры
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы.
Первая - это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции.
Вторая - это внутренняя интеграция:
как внутриорганизационные
Процесс внешней адаптации
и выживания связан с поиском
и нахождением организацией своей
ниши на рынке и ее приспособлением
к постоянно меняющемуся
- миссия и стратегия
(определение миссии
- цели (установление специфических целей и внутреннее принятие их работниками);
средства (ресурсы, используемые
для достижения целей; консолидация
усилий в достижении выбранной цели;
адаптация организационной
контроль (установление индивидуальных
и групповых критериев
корректировка поведения (создание системы поощрения и наказания, увязанной с выполнением или невыполнением поставленных задач).
Члены организации должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что нередко декларируется с высоких трибун для акционеров и общественности. Это поможет им сформировать понимание собственного вклада в выполнение организацией своей миссии.
В любой организации работники должны участвовать в следующих процессах:
-выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;
-разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов;
-находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.
На формирование организационной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации.
Особенно сильным такое
влияние бывает в том случае, если
организация находится в стадии
становления, а ее руководитель обладает
выдающимися личностными и
Формирование в организации определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру «в изменения». Однако эта черта может потому проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.
Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся «вирусы» других культуры. Иммунитет организации от подобных «инфекций» зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами:
-«глубиной»;
-той степенью, в какой ее разделяют члены организации;
-ясностью приоритетов.
«Глубина» организационной
культуры определяется количеством
и устойчивостью важнейших