Внутренняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

При разработке стратегии предприятия менеджеры должны использовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится анализ внутренней среды предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ внутренней среды предприятия.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

4.4. Анализ внешней  среды 

Основные свойства внешней среды и их характеристика. Все факторы во внешней среде  тем или иным образом взаимосвязаны  и взаимодействуют друг с другом.

К основным свойствам  внешней среды относятся: сложность, объемность, подвижность, неопределенность, коммуникабельность.

Сложность характеризуется  определением трудозатрат материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку  требуемого количества элементов внешней  среды.

Выделяют три уровня сложности: высокий, средний, низкий.

Уровень сложности  — величина субъективная для каждой организации. К снижению уровня сложности  элементов внешней среды для  их обработки ведут повышение  квалификации персонала и ресурсного содержания.

Объемность определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должны учитывать предприятия при разработке и реализации управленческих решений.

Неопределенность  характеризуется неполнотой или  неточностью информации о текущем  и перспективном состоянии элементов  внешней среды, например информации о времени принятия новых законов  и их содержании.

Неопределенность  связана прежде всего с,возможностью возникновения в ходе реализации проекта компании неблагоприятных для нее ситуаций и последствий.

Коммуникабельность  характеризуется уровнем отношений  между компанией и внешней  средой. Различают три уровня коммуникабельности: полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие, преимущественное противодействие.

Виды анализа внешней  среды. Сущность анализа внешней  среды состоит в систематическом  изучении и оценке контролируемых и  неконтролируемых факторов (объектов и событий), отно-, сящихся к предприятию. Главная цель такого анализа — получе-, ние необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель — выявление сильных и слабых сторон самого предприятия, а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой.

Менеджер, занимаясь  анализом состояния внешней среды, должен анализировать рынки, уровни конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий-конкурентов строится по той же схеме, что IT анализ работы собственного предприятия

Используются различные  виды анализа и их комбинации:

анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической  информации — анализ фактов, или  фактический анализ;

анализ, проводимый на базе информации, ориентированной  в прошлое и будущее — анализ событий и отклонений. Анализ отклонений является частью процессов контроля;

анализ, проводимый на базе будущей информации — анализ планируемых показателей. Служит для  оценки составленных планов и выбора плановых альтернатив.

Анализ может проводиться  как в форме чистого анализа  фактов, так и в форме причинно-следственного  анализа, чаще всего при изучении отклонений. 

Рассмотрим наиболее популярные методы анализа.

Функционально-стоимостной  анализ. Объектом функционально-стоимостного анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы.

Этот анализ позволяет  оптимизировать, с точки зрения соотношения  «затраты—результаты», выполнение процессов, требуемых для разработки и производства того или иного продукта. Для функционально-стоимостного анализа необходима координация  всех участвующих в решении проблемы подразделений предприятия, а последопательность шагов при стоимостном анализе соответствует этапам процесса принятия решения.

Бенчмаркинг {benchmarking). Бенчмаркинг — аналитический процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и производству продуктов мирового класса как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом данного анализа являются продукты и их компоненты, а также функции и процессы на предприятии, связанные с разработкой, производством и сбытом продукции. В центре анализа чаще всего стоит сравнение одних и тех же функций, выполняемых различными предприятиями отрасли для выявления «лучшего в своем классе». Цель такого анализа — обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и причин этих явлений в сравнении с «лучшим в своем классе» и принятие соответствующих мер по их устранению.

Анализ цепочки  создания стоимости. Совокупность функций, выполняемых предприятием, может  быть представлена как цепочка процессов  создания стоимости, которая в начале и конце интегрируется с деятельностью  партнеров по рынку.

Инструмент анализа, ориентированный на цепочку процессов, был разработан известным западным специалистом Майклом Е. Портером.

Анализ полей бизнеса {Profit Impact of Market Strategies — PIMS). Анализ полей бизнеса — анализ воздействия рыночных стратегий на прибыль, который проводится как для предприятия в целом, так и для отдельных полей бизнеса на базе банка данных более чем о 20 тыс. однородных полей бизнеса. Рассматривается воздействие специфической среды того или иного вида бизнеса и внутренних факторов, действующих на самом предприятии, на показатели прибыли и денежного потока.

Сравнительный анализ деятельности предприятий. Этот вид  анализа считается классическим. При использовании этого метода сопоставляются в основном технико-экономические  и финансовые показатели двух и более  предприятий-конкурентов. Объектом анализа  является предприятие в целом. Сравнение  может относиться конкретному моменту  или периоду.

Сравнительный отраслевой анализ. Объект такого анализа —  показатели предприятий одной отрасли, например, оборот и производительность труда, рентабельность.

Также различают  количественный и качественный анализ состояния внешней среды. Количественный анализ базируется преимущественно  на абсолютных, относительных показателях  и индексах, представляемых в виде аналитических таблиц и графиков.

Данные качественного  анализа в концентрированном  виде характеризуют состояние внешней  среды и работу предприятия. При  этом используются понятия шансов и  рисков, сильных и слабых сторон предприятия.

Прогноз состояния  внешней среды, или прогнозная информация о внешней среде, содержит предположения  о будущем состоянии (развитии) определенных переменных внешней среды предприятия  с учетом определенных исходных условий. Общая цель такого прогноза — создать  по возможности надежные основы для  планирования собственного будущего поведения, поскольку динамичные системы должны всегда учитывать развитие своей  внешней среды. Специальная цель — по результатам анализа выявить  во внешней среде возможные шансы  и риски для предприятия.

Возможности классификации  прогнозов состояния внешней  среды связаны с видом и  величиной исследуемой области, видом и характером исследуемых  переменных (объекты, явления), а также  с процессами обработки информации или методами ее получения (методы прогнозирования). Так, объектами прогноза состояния  внешней среды могут быть экономические, социально-культурные, технологические, политико-правовые и экологические  сферы внешней среды или их специфические сегменты в соответствующих  регионах. Для выбранных регионов различают общие и специальные  прогнозы состояния внешней среды. По характеру измерения переменных прогнозы состояния внешней среды  подразделяются на качественные и количественные. Наконец, прогнозы внешней среды различаются по методам сбора и обработки информации. Здесь существуют количественные и качественные методы. Их комбинирование и интеграция проводятся в рамках разработки сценариев.

Деловая обстановка. Кроме анализа внешней и внутренней среды хороший менеджер должен уметь  анализировать и оценивать деловую  обстановку, в которой функционирует  его предприятие. В зависимости  от результатов такого анализа и  должны приниматься многие управленческие решения, влияющие на стратегию поведения  предприятия на рынке.

Деловая обстановка — вся совокупность элементов  внешней и внутренней среды, оказывающих  существенное влияние на достижение стратегических целей в деятельности предприятия 

на рынке.

Основные сферы  деловой обстановки во многом совпадают: политическая, экономическая, социально-политическая, юридическо-правовая, криминальная сферы.

Для менеджеров очень  важно уметь определять и прогнозировать деловую обстановку. От этого зависят  не только рост или падение экономических  показателей ведения бизнеса, но и безопасность деятельности компании в определенных условиях. В западных компаниях работа по оценке деловой  обстановки и ее прогнозированию  уже давно ведутся. Российские фирмы  зачастую этим пренебрегают, за что и расплачиваются. Такая работа должна быть поставлена на научный уровень и доверена только грамотному специалисту. Смысл такой деятельности должен быть сведен к трем основным направлениям: во-первых, к классификации уровня безопасности; во-вторых, к оценкам внешних и внутренних воздействий на компанию; в-третьих, к выработке мер противодействия. 

Оценка состояния  деловой обстановки включает несколько  параметров.

Внешние воздействия  могут классифицироваться следующим  образом: недобросовестная конкуренция; недобросовестные отношения; споры; опасности; угрозы; конфронтация.

Внутренние воздействия  могут классифицироваться таким  образом: межличностные, кадровые; техногенные  и технологические.

Состояния деловой  обстановки определяются по следующим  уровням: благоприятная или нормальная; неблагоприятная, или усложняющая; сложная; напряженная, илипредконфликтная; конфликтная; катастрофическая.

Ранжирование обстановки по вышеперечисленным уровням позволяет  руководителям и менеджерам предприятий  определять степень напряженности  деятельности системы безопасности, необходимости обращения за поддержкой к государственным органам и  фирмам, работающим в негосударственной  системе безопасности.

Прогнозирование деловой  обстановки. Под прогнозом деловой  обстановки, как правило, понимается обоснованное суждение о ее возможном  состоянии в будущем и об альтернативных путях и сроках ее изменения. При  прогнозировании деловой обстановки служба безопасности предприятия встречается  с большим количеством проблем  в связи со сложностью формирования базы данных, алгоритмов описания, необходимостью привлечения специалистов - экспертов.

Существует два  вида прогноза деловой обстановки: поисковый '(исследовательский) и нормативный.

Поисковый {исследовательский) прогноз строится на основе исследования существующего состояния деловой  обстановки, который может осуществляться силами самого предприятия.

Нормативный прогноз  строится на основе тех норм, которые  уже существуют и описаны для  конкретной ситуации.

Для формирования стратегических управленческих решений могут разрабатываться  целевые, программные и проектные  прогнозы.

По периоду упреждения — промежутку времени, на который  рассчитан прогноз, различают прогнозы оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные. 
 


Информация о работе Внутренняя среда организации