Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:15, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании основных типов темперамента, и их роль темперамента в формировании индивидуального стиля деятельности.
Задачи
1.Изучить историю возникновения темперамента
2.Исследовать каждом типе темперамента, его индивидуальные особенности
3. Установить взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности
4.Определить предпочтительную сферу деятельности для каждого темперамента
Введение 3
1.Исторические взгляды на изучение темперамента 5
1.1 История возникновения типов темперамента 5
1.2 Физиологические особенности темперамента 8
1.3 Психологические свойства темперамента 9
1.4 Личность и темперамент 11
1.5 Характер и темперамент 12
1.6 Индивидуальные особенности темперамента. 13
1.6.1 Холерик 14
1.6.2 Сангвиник 15
1.6.3 Флегматик 16
1.6.4 Меланхолик 18
2. Особенности влияние темперамента на профессиональную
деятельность 20
2.1 Предпочтительная сфера деятельности для каждого типа
темперамента 20
2.2 Критерии сопоставимости темперамента в профессиональной
деятельности 24
3. Выявление типа темперамента в организации ООО «МетЭкс» 28
Заключение 34
Список литературы 36
У Елены профессия менеджер склада.
По результатам теста она Флегматик, экстроверт 50% и интроверт 50 % Сильный, уравновешенный тип темперамента. Рекомендации по управлению таким сотрудником: Не рвется в лидеры, хорошо психологически совместим с сангвиниками, меланхоликами и флегматиками. Управление подчиненным-флегматиком: рекомендуется использовать его на участках работы, требующих хорошей концентрации внимания, а также там, где нужно работать в условиях однообразия и монотонии (составление отчетов, обобщение большого массива фактических данных); поскольку в стрессовых ситуациях флегматик сохраняет спокойствие и самообладание, можно использовать его при урегулировании конфликтов в команде; при формулировании задания давать время для запоминания, предлагать записать необходимые условия задачи; обязательно контролировать выполнение задания, стимулировать и «подгонять», держать активный контакт и заинтересовывать; активизировать инициативу, например, на совещаниях спрашивать его мнение и его оценку;не использовать на участках работы, где требуется высокая скорость принятия решения и общительность; учитывать, что флегматик хорошо отдыхает и восстанавливает работоспособность в условиях уединения.
Александр (начальник отдела маркетинга) | |
Тест Айзенка |
Холерик экстраверт |
Тест Юнга |
Экстраверт |
Эмоциональная устойчивость |
Сверхустойчивое |
Александр – начальник отдела маркетинга По результатам теста он ярко выраженный холерик экстраверт, сильный тип темперамента импульсивный , легко возбудимый, импульсивный. Рекомендации по управлению таким сотрудником:
Управление подчиненным-
Людмила (Менеджер по продажам) Артем (менеджер по логистике) Ринат (менеджер по продажам) им присущ самый подхдящий тип темперамента для менеджера : сангвиник.100 % Экстраверты.
Людмила (менеджер по продажам) |
Ринат(менеджер по продажам) |
Артем (менеджер по логистике) | |
Тест Айзенка |
Сангвиник Экстраверт |
Сангвиник Экстраверт |
Сангвиник Экстраверт |
Тест Юнга |
Экстраверт |
Экстраверт |
Экстраверт |
Эмоциональная устойчивость |
Устойчивое |
Сверхустойчивое |
Устойчивое |
Сангвиники - сильный,
подвижный, уравновешенный
Дмитрий менеджер по сбыту , единственный менеджер имеющий меланхолический темперамент и 100 % инертен, но это не в коем случае не говорит о том что он плохой менеджер.
Дмитрий (Менеджер по закупу) | |
Тест Айзенка |
Меланхолик интроверт |
Тест Юнга |
Интроверт |
Эмоциональная устойчивость |
устойчивое |
Ему присуще такие качества как: неуравновешенность, малоподвижность, впечатлительность, ранимость, добросовестность.
Рекомендации по управлению таким сотрудником: Психологически совместимы с сангвиниками и флегматиками. Управление подчиненным-меланхоликом: такой подчиненный нуждается в эмоциональной поддержке и позитивной оценке в случае достижений; нежелательно критиковать в присутствии других людей, лучше — наедине; не рекомендуется назначать на управленческие должности; поддерживать позитивную атмосферу в компании и подразделениях; не рекомендуется использовать на участках работы, связанных с риском и стрессом; можно найти конструктивное применение интуиции подчиненного-меланхолика, если приглашать его на переговоры в качестве наблюдателя, с тем чтобы потом получить от него точную психологическую характеристику оппонентов; можно применять способности меланхолика в реализации поддержки и сочувствия тем сотрудникам, которые переживают личное горе или беду.
Вывод :
Анализируя каждого человека со своими личными особенностями можно сделать вывод, что все объекты исследования правильно выбрали сферу деятельности, были предложены рекомендации по работе с каждым из них. Разнообразите типов темперамента благоприятно влияет на развитие компании, ведь они могут дополнять друг друга.
Заключение:
Целью курсовой работы являлось изучение основных типов темперамента, и их роль темперамента в формировании индивидуального стиля деятельности. Индивидуальные свойства личности в частности типы темперамента пытались изучать издавна. Было несколько подходов к определению типа темперамента, первых подход Гиппократа, второй Крэчмера и Шелдона, третий И. П. Павлова, он же показал что что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. . Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В.С.Мерлин выявил психологические особенности каждого темперамента, например как активность реактивность, интроверсия и экстраверсия.
Личность человека складывается не сразу, но в большей мере зависит от его биологических особенностей то есть темперамента. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Так же на формировании личности зависит то как темперамент влияет на характер. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно разный характер. Существует большая взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности.
Каждый тип темперамента уникален по своему и имеет свои индивидуальные особенности. Холерик , сангвиник, флегматик и меланхолик имеют ряд особенностей которые влияют не только на физиологические и психологические свойства личности, но и на формирование профессиональной деятельности. Каждый тип выбирает предпочтительную сферу деятельности в соответствии с его темпераментом. Будучи руководителем, нужно учитывать темперамент человека, знать какую работу нужно дать подчиненному, чтобы та увенчалась успехом, так же учитывать и сопоставимость типов темперамента друг с другом при составлении команды.
По результатам исследования на предприятии ООО «МетЭкс» менеджеры имеют определенные типы темперамента которые соответствуют выбранной ими профессии, были сделаны рекомендации по управлению каждым из типов.
Список литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
2. Белоус В.В. Мерлин В.В. - творец учения об интегральной индивидуальности: [психолог] / В.В. Белоус, И.В. Боязитова - Психологический журнал - 2008 - т. 29 №1 - 126-132 с.
3. Веснин В.Р . Управление персоналом: теория и практика. Москва 2009-275с
4. Губарев, И.Н. Искусство общения [Текст]/ И. Н. Губарев. - М.: Планета
здоровья, 2009. - 105 с
5. Гринбергер Д., Падески К.: -Психология управления :-Издательство: Питер- 2008, 224 с.
6. Денисова О.П.:- Психология и педагогика - Издательство: Флинта, МПСИ – 2008, 240с.
7. Жельветро А. : - Книга эмпата или жизнь, увиденная глазами других людей Издательство: Простобук – 2012 , 169с.
8. Келлер Д.: -Отношение определяет всё- Издательство: Рифформа – 2011, 148с.
9. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 2008г.
10. Козлова Л.А . Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании- 43с.
11 . Коллектив -Практическая психология. Лидер 21 века: -Бука, 2008г. -235 с.
12 Литвинцева Н.А. Психологические аспекты подбора и проверки
персонала» изд-во ЗАО “Бизнес- школа «Интел-синтез»”, 2007 г. – 400 с.
13. «Методика диагностики темперамента» Издательство: Смысл Год издания: 2007г. 104 с..
14. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2007.
15. Москаленко О.В.: -Акмеология профессиональной карьеры личности: Учебное пособие : Издательство: РАГ, 2007 – 154с.
16. Павлович А. И
: - Работа и личность Трудоголизм,
17. Протопопов А.И., Вязовский А.В. : - Инстинкты человека: попытка описания и классификации Издательство: Якутск.: “Дани АлмаС” – 2011, 144с.
18.Прыгин Г.С.: - Дифференциальная психология- Издательство: Институт управления- 2009, 246с.
19. Сас Т.В. Самойлов : - Патопсихология, психиатрия Издательство: Академический Проект, Альма Матер – 2010, 165с.
20. Серия "Эрудит". Психология. Под ред. Фатиевой И.Ю.- М.:ООО "Издательство Мир книги",2008.-193с
21. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 2008г.
Интернет источники:
http://white-bear.homegate.ru/
http://www.psytalk.spb.ru
http://www.proforientator.ru
Приложения
Приложение 1
Варианты ответов на вопросы: "да", "нет". Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус - фиксируйте на листке бумаги.
Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.
Обработка теста.
Если ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.
1. Шкала достоверности.
Ответ "да" на вопросы: 6, 24, 36.
Ответ "нет" на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Сосчитайте сумму. Если результат от 5 и больше баллов, это значит, Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вам хотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы не достоверны.
2. Шкала экстраверсии.
Ответ "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Ответ "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.
Сосчитайте сумму.
3. Шкала эмоциональной устойчивости.
Ответ "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Получив суммы по значениям «Шкала экстраверсии» и «Шкала эмоциональной устойчивости» отметьте их, соответственно, на горизонтальной оси «Интроверсия-экстраверсия» и вертикальной оси «Эмоциональная устойчивость». Точка пересечения покажет ваш тип темперамента.
Начертите оси координат: горизонтальная ось - "шкала экстраверсии", вертикальная ось - "шкала эмоциональной устойчивости". Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отметьте свои показатели на осях. Найдите точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12.
Результат, который Вы получили, - Ваш преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии Вы можете посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.
Приложение 2
Тест Г. Юнга. Определение экстравертов и интровертов
Попытайтесь узнать, к какому типу относитесь вы, согласившись или не согласившись со следующими утверждениями, объединенными в две группы.
Группа А
Информация о работе Выявление типа темперамента в организации ООО «МетЭкс»