Государственная инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т. д.).
Цель данной работы рассмотреть научно практические основы государственной инновационной политики, правовую базу, проблемы и пути их решения.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы инновационной политики государства
Сущность инноваций и инновационной политики…...........................5
Классификация инноваций……………………………………………..7
Инновационная политика как объект управления...............................13
Стратегия развития инновационной политики России……………...17

Глава 2. Проблемы инновационной политики государства и пути их решения
Недостатки Российской модели рыночной экономики……………..24
Проблемы управления инновационно - инвестиционным процессом………………………………………………………………26
Проблемы законодательного обеспечения………………...…………30

Глава 3. Региональная инновационная политика – инновационные процессы в УРФО…………………………………………………………………………..…34
Заключение……………………………………………………………………….43
Литература……………………………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационная политика государства.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

внеплановые;

7) сфера применения:

технические и технологические;

организационные и экономические;

общественные (внепроизводственные).

Классификация инноваций  по академику Яковцу Ю.В.:[14,с.12]

К различным инновациям требуются разные подходы к их осуществлению и государственному регулированию.

«Основными критериями классификации инноваций должны быть следующие:

комплексность набора учитываемых  классификационных признаков для  анализа и кодирования;

возможность количественного (качественного) определения критерия;

научная новизна и  практическая ценность предлагаемого  признака классификации.

С учетом приведенных  критериев предлагается следующая  классификация инноваций [13. c.31-35]:

 

Признак классификации

Виды инноваций

Схема классификации

 

1. Уровень

новизны инноваций

    1. радикальные (внедрение изобретений, открытий, патентов)
    2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т.д.)

2. Стадия жизненного  цикла товара (ЖЦТ), на которой  внедряется инновация или разрабатывается  новшество

2.1. Инновации, внедряемые  на стадии стратегического маркетинга

2.2. То же НИОКР

2.3. Организационно-технологическая  подготовка производства

2.4. Производство (включая  тактический маркетинг)

2.5. Сервис, осуществляемый  изготовителем

33. Масштаб новизны инновации

3.1. Инновации, новые  в мировом масштабе (открытия, изобретения,  патенты)

3.2. Новые в стране

3.3. Новые в отрасли

3.4. Новые для фирмы

4. Отрасль народного  хозяйства, где внедряется инновация

4.1. Новшества и инновации,  созданные в сфере науки

4.2. ……в сфере образования

4.3. В социальной сфере  (культура, искусство, здравоохранение  и т.д.)

4.4. В материальном  производстве (промышленность, строительство,  сельское хозяйство и т.д.)

5. Сфера применения  инновации

5.1. Инновация для внутреннего  применения (внутри фирмы)

5.2. Новшества для накопления  на фирме

5.3. Новшества, в основном  для продажи

 

6. Частота применения  инновации

6.1. Разовые

6.2. Повторяющиеся (диффузия)

 

 

7. Форма новшества  – основы инновации

7.1. Открытия, изобретения,  патенты

7.2. Рационализаторские  предложения

7.3. Ноу-хау

7.4. Товарные знаки,  торговые марки, эмблемы

7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.

 

8. Вид эффекта  полученного в результате внедрения  инновации

8.1. Научно-технический

8.2. Социальный

8.3. экологический

8.4. Экономический (коммерческий)

8.5. Интегральный

 

9. Подсистема  системы инновационного менеджмента,  в которой внедряется инновация

9.1. Подсистема научного сопровождения

9.2. Целевая подсистема

9.3. Обеспечивающая подсистема

9.4. управляемая подсистема

9.5. Управляющая подсистема

 


Приведенная классификация  охватывает все аспекты инновационной  деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе этой классификации инновации  можно кодировать. Кодирование может  быть укрупнённым (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупнённом кодировании код инновации будет иметь 9 цифр:

 

Места для цифр кода инновации

Признак классификации  инновации

Схема кодирования инновации


 

Пример кода инновации: 121132151, где цифры означают вид  инновации по конкретным признакам, например: первая цифра означает –  радикальное новшество; вторая –  новшество разработано на стадии НИОКР; третья – новшество мирового уровня; четвертая – новшество создано в сфере науки; пятая – новшество создано в основном для продажи; шестая – инновация повторяющаяся; седьмая – инновация на основе изобретения; восьмая – эффект получен интегральный; девятая – инновация относится к подсистеме научного сопровождения системы инновационного менеджмента.

Другой пример инновации: 244411544. Это ординарная инновация, внедренная в производстве, новая для фирмы, промышленная, внутреннего применения, разовая, рационализирующая производственный процесс, дающая экономический эффект, относящаяся к управляющей подсистеме системы инновационного менеджмента.

Кодирование инновации  позволяет автоматизировать процесс  их нахождения и отбора, что дает значительный экономический эффект и активизирует инновационную деятельность.

    1. Инновационная политика как объект управления

 

Сегодня не возникает  сомнений в том, что только инновационная  система может быть конкурентоспособной  и эффективно развиваться в рыночной среде. Управление инновационной деятельностью  должно учитывать особенности культурных, исторических и географических особенностей территорий. Реализация инновационной политики возможна, если в структуре управления областной и городской администрации эффективно работают комитеты или иные структуры, определяющие и способствующие реализации данной политики.

Каждое общество существует в своей локальной и глобальной среде, которая определяет господствующие идеи века, технологию, институты, обычаи. Экономическая система создается  во взаимодействии внутренней культуры, институтов и политики с локальной и глобальной средой. Сначала формируется культура, которая затем вместе с другими факторами помогает становлению экономической системы.

Проблема формирования рыночной культуры бизнеса за последние  годы в России трансформировалась в  необходимость именно инновационной культуры на уровне государства. Практика рыночных условий заставляет каждую систему вводить разнообразные новшества с учетом изменений, происходящих во внешней среде. Система, которая не устает совершенствоваться, постоянно вносить изменения в систему управления, социальную и экономическую среду, имеет хорошие шансы сохранить свои конкурентные преимущества. Системе, как основе её развития присущи виды деятельности:

Рис. Основные виды инновационной деятельности системы[34,с.21-23]

В результате изменения  внешней среды возникают как  новые потребности, так и новые  знания.

Перспективы развития инновационной  деятельности в экономике России связаны, прежде всего, с «Основами  политики Российской федерации в  области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», обсужденными на совместном заседании Совета безопасности РФ и совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года и утвержденными Президентом В.В Путиным 30 марта 2002 года.[38]

В этом документе признаны два главных взаимосвязанных  направления  государственной политики в этой области:

Формирование национальной инновационной системы

сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса страны

Научно-технические разработки  и изобретения являются приложением  нового знания с целью его практического  применения, а научные инновации  – это материализация новых идей и знаний, открытий , изобретений  с целью их реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей или рынка. Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Следовательно, инновацию необходимо рассматривать  неразрывно с инновационным процессом.

Инновации присущи в  равной степени три свойства: Научно-техническая  новизна, спрос, реализуемость.

Рассмотрим два варианта инноваций:

 

В соответствии с первым вариантом эффективность инновационной деятельности определяется не только внутренними возможностями организации, т.е. качественными характеристиками ресурсов данного предприятия, но и внешними составляющими данного процесса, такими, как спрос на новации и маркетинговая деятельность. В данном варианте новация «ищет» свое применение.

В соответствии со второй моделью новация – это завершающий  этап инновационной деятельности, так  как процесс инновационной деятельности начинался с исследования рынка  и формирования спроса, только после этого данная потребность была реализована в виде новации.

Исходя из данных моделей, инновационное поле для любой  системы состоит из трех подсистем:

инновационные разработки;

подсистема маркетинга (формирование спроса на инновационный продукт);

подсистема реализации инновационного продукта.

Данная модель универсальна для управления инновационной деятельностью  при развитии любой системы.

Так инновация в системе  формирования и развития кадровой политики области – это новые методы, технологии, принципы и структура процесса развития и использования кадрового потенциала области.

Инновационность концепции  формирования кадровой политики в условиях рыночных трансформаций заключается в следующих положениях:

гибкость и адаптивность стратегии формирования развития кадрового потенциала;

соединение человека с собственностью и властью, обеспечивающее свободу каждого в выборе вида трудовой деятельности;

признание права многих субъектов решать вопросы воспроизводства  кадрового потенциала;

активное участие в выборе кадровой политики и ее реализации;

гибкие механизмы и  инновационные технологии кадровой деятельности;

непрерывное обновление инновационных технологий;

социальная ответственность  при формировании и развитии и  использовании кадрового потенциала области;

постоянная обновляемость  технологий, методов и подходов при  формировании кадровой политики.

Обязательным условием формирования инновационной культуры является разработка региональных программ поддержки инноваций. В структуре  управления городской и областной администраций должны эффективно работать комитеты или иные структуры, определяющие и способствующие реализации инновационной политики. Документально оформленные положения данной политики должны содержать набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена на развитие конкурентоспособных производств и технологий, использование местных природных ресурсов, производственного и трудового потенциалов, создание продуктовых и технологических новшеств и др.

Управление инновационной деятельностью в рыночных условиях для России должно учитывать особенности культурных, исторических и географических особенностей территорий. Процесс управления должен выявить факторы, тормозящие и способствующие нововведениям. Огромную роль при формировании инновационной культуры играет создание современных инновационных систем:

Сети органов и организаций, осуществляющих создание, накопление, передачу и использование информации;

Освоение Российским обществом информационной культуры и приобретение компьютерной грамотности;

Формирования банков данных по различным направлениям.

Для эффективности формирования информационных кадровых потоков  региона и координации действий необходимо соединить их в локальную единую сеть:

Рис. Взаимодействие «Ассоциации» с кадрообразующими структурами региона[34,с.21-23]

Каждая структура, входящая в данную «Ассоциацию», выполняет  определённые функции на региональном рынке труда и, в конечном итоге, формирует кадровый потенциал и  среду развития и использования данного потенциала. В «Ассоциацию» они объединяются, в основном, для получения реальной информации о рынке труда и рыночной среде, при этом выполняя самостоятельно свою функцию на должном уровне. Более подробный анализ их деятельности позволит определить их слабые стороны деятельности данных структур, а следовательно, разработать эффективную модель формирования кадрового потенциала.

 

1.4. Стратегия развития инновационной политики России

 

Для России традиционно  стремление быть одним из мировых  лидеров, в том числе – и в научной и технологической сфере.  
Существует американский Национальный Научный Фонд (NCF), он занимается оценками технологической конкурентоспособности ряда стран регулярно, начиная с 1991 года. Он силами Технологического Института Джорджии проводит исследование по нескольким обобщающим индикаторам технологической конкурентоспособности для 33 стран. Технологическая конкурентоспособность стран рассматривается как черный ящик. В качестве анализируемых входов в экономическую систему исследуются следующие специально сконструированные показатели:  
- национальная ориентация на достижение технологической конкурентоспособности страны (Россия в 1996 г. была на одном из последних мест – 29-м, обойдя лишь Венесуэлу и Аргентину; к 1999 г. ситуация принципиально не изменилась, хотя удалось “обогнать” Таиланд, ЮАР, Мексику);

- социально-экономическая инфраструктура, существенная для функционирования современной, передовой в технологическом отношении страны (в 1996 г. Россия оказалась на 22-м месте, впереди многих стран, среди которых Китай, Индия, Мексика, Индонезия, Таиланд, Венгрия и Аргентина, но позади Польши и ЮАР; в 1999 г. наша страна сохранила ту же позицию); 
- технологическая инфраструктура, т.е. социально-экономические институции, обеспечивающие потенциальную возможность разрабатывать, производить и продавать новые технологии (в 1996 г. Россия, опередив с большим отрывом “развивающиеся” страны, была на 7 месте, впереди Швеции, Италии и Швейцарии, в 1999 г. она заняла 12-е место, пропустив вперед Швецию, Швейцарию, Австралию, но все еще значительно обгоняя “развивающиеся” страны);

Информация о работе Государственная инновационная политика