Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 15:54, курсовая работа
Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т. д.).
Цель данной работы рассмотреть научно практические основы государственной инновационной политики, правовую базу, проблемы и пути их решения.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы инновационной политики государства
Сущность инноваций и инновационной политики…...........................5
Классификация инноваций……………………………………………..7
Инновационная политика как объект управления...............................13
Стратегия развития инновационной политики России……………...17
Глава 2. Проблемы инновационной политики государства и пути их решения
Недостатки Российской модели рыночной экономики……………..24
Проблемы управления инновационно - инвестиционным процессом………………………………………………………………26
Проблемы законодательного обеспечения………………...…………30
Глава 3. Региональная инновационная политика – инновационные процессы в УРФО…………………………………………………………………………..…34
Заключение……………………………………………………………………….43
Литература……………………………………………………………………….44
внеплановые;
7) сфера применения:
технические и технологические;
организационные и экономические;
общественные (внепроизводственные).
Классификация инноваций по академику Яковцу Ю.В.:[14,с.12]
К различным инновациям требуются разные подходы к их осуществлению и государственному регулированию.
«Основными критериями классификации инноваций должны быть следующие:
комплексность набора учитываемых
классификационных признаков
возможность количественного (качественного) определения критерия;
научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.
С учетом приведенных критериев предлагается следующая классификация инноваций [13. c.31-35]:
Признак классификации |
Виды инноваций |
Схема классификации |
1. Уровень новизны инноваций |
|
|
2. Стадия жизненного
цикла товара (ЖЦТ), на которой
внедряется инновация или |
2.1. Инновации, внедряемые
на стадии стратегического 2.2. То же НИОКР 2.3. Организационно- 2.4. Производство (включая тактический маркетинг) 2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем |
|
33. Масштаб новизны инновации |
3.1. Инновации, новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты) 3.2. Новые в стране 3.3. Новые в отрасли 3.4. Новые для фирмы |
|
4. Отрасль народного
хозяйства, где внедряется инно |
4.1. Новшества и инновации, созданные в сфере науки 4.2. ……в сфере образования 4.3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.) 4.4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.) |
|
5. Сфера применения инновации |
5.1. Инновация для внутреннего применения (внутри фирмы) 5.2. Новшества для накопления на фирме 5.3. Новшества, в основном для продажи |
|
6. Частота применения инновации |
6.1. Разовые 6.2. Повторяющиеся (диффузия) |
|
7. Форма новшества – основы инновации |
7.1. Открытия, изобретения, патенты 7.2. Рационализаторские предложения 7.3. Ноу-хау 7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 7.5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п. |
|
8. Вид эффекта
полученного в результате |
8.1. Научно-технический 8.2. Социальный 8.3. экологический 8.4. Экономический (коммерческий) 8.5. Интегральный |
|
9. Подсистема
системы инновационного |
9.1. Подсистема научного 9.2. Целевая подсистема 9.3. Обеспечивающая подсистема 9.4. управляемая подсистема 9.5. Управляющая подсистема |
|
Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе этой классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупнённым (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупнённом кодировании код инновации будет иметь 9 цифр:
Места для цифр кода инновации |
Признак классификации инновации |
| |
Схема кодирования инновации |
Пример кода инновации: 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам, например: первая цифра означает – радикальное новшество; вторая – новшество разработано на стадии НИОКР; третья – новшество мирового уровня; четвертая – новшество создано в сфере науки; пятая – новшество создано в основном для продажи; шестая – инновация повторяющаяся; седьмая – инновация на основе изобретения; восьмая – эффект получен интегральный; девятая – инновация относится к подсистеме научного сопровождения системы инновационного менеджмента.
Другой пример инновации:
244411544. Это ординарная инновация, внедренная
в производстве, новая для фирмы,
промышленная, внутреннего применения,
разовая, рационализирующая
Кодирование инновации позволяет автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что дает значительный экономический эффект и активизирует инновационную деятельность.
Сегодня не возникает
сомнений в том, что только инновационная
система может быть конкурентоспособной
и эффективно развиваться в рыночной
среде. Управление инновационной деятельностью
должно учитывать особенности культурн
Каждое общество существует
в своей локальной и глобальной
среде, которая определяет господствующие
идеи века, технологию, институты, обычаи.
Экономическая система
Проблема формирования рыночной культуры бизнеса за последние годы в России трансформировалась в необходимость именно инновационной культуры на уровне государства. Практика рыночных условий заставляет каждую систему вводить разнообразные новшества с учетом изменений, происходящих во внешней среде. Система, которая не устает совершенствоваться, постоянно вносить изменения в систему управления, социальную и экономическую среду, имеет хорошие шансы сохранить свои конкурентные преимущества. Системе, как основе её развития присущи виды деятельности:
Рис. Основные виды инновационной деятельности системы[34,с.21-23]
В результате изменения внешней среды возникают как новые потребности, так и новые знания.
Перспективы развития инновационной деятельности в экономике России связаны, прежде всего, с «Основами политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», обсужденными на совместном заседании Совета безопасности РФ и совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года и утвержденными Президентом В.В Путиным 30 марта 2002 года.[38]
В этом документе признаны два главных взаимосвязанных направления государственной политики в этой области:
Формирование национальной инновационной системы
сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса страны
Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научные инновации – это материализация новых идей и знаний, открытий , изобретений с целью их реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей или рынка. Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Следовательно, инновацию необходимо рассматривать неразрывно с инновационным процессом.
Инновации присущи в равной степени три свойства: Научно-техническая новизна, спрос, реализуемость.
Рассмотрим два варианта инноваций:
В соответствии с первым вариантом эффективность инновационной деятельности определяется не только внутренними возможностями организации, т.е. качественными характеристиками ресурсов данного предприятия, но и внешними составляющими данного процесса, такими, как спрос на новации и маркетинговая деятельность. В данном варианте новация «ищет» свое применение.
В соответствии со второй
моделью новация – это
Исходя из данных моделей, инновационное поле для любой системы состоит из трех подсистем:
инновационные разработки;
подсистема маркетинга (формирование спроса на инновационный продукт);
подсистема реализации инновационного продукта.
Данная модель универсальна для управления инновационной деятельностью при развитии любой системы.
Так инновация в системе формирования и развития кадровой политики области – это новые методы, технологии, принципы и структура процесса развития и использования кадрового потенциала области.
Инновационность концепции формирования кадровой политики в условиях рыночных трансформаций заключается в следующих положениях:
гибкость и адаптивность стратегии формирования развития кадрового потенциала;
соединение человека с собственностью и властью, обеспечивающее свободу каждого в выборе вида трудовой деятельности;
признание права многих субъектов решать вопросы воспроизводства кадрового потенциала;
активное участие в выборе кадровой политики и ее реализации;
гибкие механизмы и инновационные технологии кадровой деятельности;
непрерывное обновление инновационных технологий;
социальная ответственность
при формировании и развитии и
использовании кадрового
постоянная обновляемость технологий, методов и подходов при формировании кадровой политики.
Обязательным условием формирования инновационной культуры является разработка региональных программ поддержки инноваций. В структуре управления городской и областной администраций должны эффективно работать комитеты или иные структуры, определяющие и способствующие реализации инновационной политики. Документально оформленные положения данной политики должны содержать набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена на развитие конкурентоспособных производств и технологий, использование местных природных ресурсов, производственного и трудового потенциалов, создание продуктовых и технологических новшеств и др.
Управление инновационной деятельностью в рыночных условиях для России должно учитывать особенности культурных, исторических и географических особенностей территорий. Процесс управления должен выявить факторы, тормозящие и способствующие нововведениям. Огромную роль при формировании инновационной культуры играет создание современных инновационных систем:
Сети органов и организаций, осуществляющих создание, накопление, передачу и использование информации;
Освоение Российским обществом информационной культуры и приобретение компьютерной грамотности;
Формирования банков данных по различным направлениям.
Для эффективности формирования информационных кадровых потоков региона и координации действий необходимо соединить их в локальную единую сеть:
Рис. Взаимодействие «Ассоциации» с кадрообразующими структурами региона[34,с.21-23]
Каждая структура, входящая в данную «Ассоциацию», выполняет определённые функции на региональном рынке труда и, в конечном итоге, формирует кадровый потенциал и среду развития и использования данного потенциала. В «Ассоциацию» они объединяются, в основном, для получения реальной информации о рынке труда и рыночной среде, при этом выполняя самостоятельно свою функцию на должном уровне. Более подробный анализ их деятельности позволит определить их слабые стороны деятельности данных структур, а следовательно, разработать эффективную модель формирования кадрового потенциала.
1.4. Стратегия развития инновационной политики России
Для России традиционно
стремление быть одним из мировых
лидеров, в том числе – и в научной и технологической
сфере.
Существует американский Национальный
Научный Фонд (NCF), он занимается оценками
технологической конкурентоспособности
ряда стран регулярно, начиная с 1991 года.
Он силами Технологического Института
Джорджии проводит исследование по нескольким
обобщающим индикаторам технологической
конкурентоспособности для 33 стран. Технологическая
конкурентоспособность стран рассматривается
как черный ящик. В качестве анализируемых
входов в экономическую систему исследуются
следующие специально сконструированные
показатели:
- национальная ориентация на достижение
технологической конкурентоспособности
страны (Россия в 1996 г. была на одном из
последних мест – 29-м, обойдя лишь Венесуэлу
и Аргентину; к 1999 г. ситуация принципиально
не изменилась, хотя удалось “обогнать”
Таиланд, ЮАР, Мексику);
- социально-экономическая инфраструктура,
существенная для функционирования современной,
передовой в технологическом отношении
страны (в 1996 г. Россия оказалась на 22-м
месте, впереди многих стран, среди которых
Китай, Индия, Мексика, Индонезия, Таиланд,
Венгрия и Аргентина, но позади Польши
и ЮАР; в 1999 г. наша страна сохранила ту
же позицию);
- технологическая инфраструктура, т.е.
социально-экономические институции,
обеспечивающие потенциальную возможность
разрабатывать, производить и продавать
новые технологии (в 1996 г. Россия, опередив
с большим отрывом “развивающиеся” страны,
была на 7 месте, впереди Швеции, Италии
и Швейцарии, в 1999 г. она заняла 12-е место,
пропустив вперед Швецию, Швейцарию, Австралию,
но все еще значительно обгоняя “развивающиеся”
страны);