Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта – выработать предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в регионе. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать систему государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– изучить правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– обобщить зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса,
– проанализировать современное состояние и выявить основные тенденции развития малого бизнеса в регионе,
– дать оценку эффективности методов защиты среднего и малого бизнеса в Республике Мордовия,

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования и развития системы
государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 8
Система государственного регулирования и поддержки малого
бизнеса в РФ 8
Правовые основы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в РФ 17
Зарубежный опыт государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса 27
Анализ и оценка эффективности системы государственного
регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике
Мордовия 37
Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса
в регионе 37
Исследование механизмов государственного регулирования
малого бизнеса в Республике Мордовия 48
Оценка эффективности системы государственного
регулирования малого бизнеса в Республике Мордовия 58
Совершенствование системы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Совершенствование форм и методов государственной
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Разработка проекта, направленного на развитие молодежного
предпринимательства, – «Центр поддержки предпринимательства
Республики Мордовия» 81
Заключение 100
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

_Дипломный проект Ягудин М.К._20.12.13.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

– проведение обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства, в т.ч. в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров;

– создание новых рабочих мест за счет реализации получивших государственную поддержку проектов в приоритетных направлениях экономики республики;

– расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам (предоставление субсидий начинающим предпринимателям, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции, субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, на оплату части лизинговых платежей, поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства, микрозаймов);

– решение проблем доступа к земельным участкам, офисной и производственной недвижимости, к недвижимому имуществу, к объектам естественных и локальных монополий (электросетевое, газовое хозяйство, коммунальная инфраструктура);

– развитие системы поддержки малого предпринимательства в муниципальных районах республики, разработка и реализация программ по развитию сектора;

– развитие малого предпринимательства в сфере инноваций и высоких технологий, в т.ч. путем размещения предпринимателей в качестве резидентов технопарка;

– поддержка компаний, участвующих в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

– развитие молодежного предпринимательства.

Министерство Финансов РМ опубликовало Прогноз социально-экономического развития Республики Мордовия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Согласно нему инвестиционная политика в прогнозируемый период будет направлена на привлечение инвестиций в экономику республики за счет всех источников финансирования.

Реализация инвестиционных проектов позволит сформировать современные технологичные производства, сохранить имеющиеся и создать новые рабочие места с высокой заработной платой, что сократит отток квалифицированной рабочей силы в другие российские регионы.

В 2012 году прогнозируется прирост капитальных вложений на 10,1% к уровню 2011 года, за трехлетний период они увеличатся на 39 процентов. В целом за 2012-2014 годы в экономику республики предполагается направить около 201,5 млрд. рублей инвестиций.

За счет расширения участия в инвестиционном процессе банковской системы, лизинговой сферы, методов субсидирования, новых форм инвестиционных вложений основным источником капитальных вложений станут привлеченные средства (79,9%). Реализация значимых для республики инвестиционных проектов предполагается в рамках региональных институтов развития - ЗПИФ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия» и ЗПИФ смешанных инвестиций «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия».

Планируемый рост бюджетных инвестиций будет связан с реализацией плана основных мероприятий в рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, предусматривающих укрепление материально-технической базы объектов социально-культурного назначения, инфраструктуры и транспортных коммуникаций республики.

Важным источником инвестиций останутся собственные средства организаций.

Прогнозируется рост иностранных инвестиций, в 2012 году их объем увеличился на 6,1% по отношению к 2011 году. Основная доля поступила в обрабатывающие производства.

В 2012 году по направлениям вложений более 21% всех инвестиций было направлено на развитие обрабатывающих производств, 18% - на операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 10% - на развитие транспорта и связи, около 9% - в сельское хозяйство. Из обрабатывающих производств в общем объеме инвестиций наибольшую долю заняли инвестиции на развитие организаций видов деятельности «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (14%), «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (4%), «производство пищевых продуктов, включая напитки» (1,3%).

Необходимо отметить, что задача имущественной поддержки малого и среднего бизнеса зачастую входит в противоречие с другими задачами органов управления государственным имуществом и вступает в противоречие с уже поставленными целями управления государственным имуществом. В этой связи в целях поддержки малого и среднего бизнеса на основе существующей законодательной, нормативной и правовой базы, необходимо пересмотреть законодательные акты, в том числе Бюджетный кодекс РФ, в части статей, ограничивающих возможности органов управления государственным имуществом в данном направлении.

 

3.2 Разработка проекта, направленного на развитие малого предпринимательства, – «Центр поддержки предпринимательства Республики Мордовия»

 

Малое предпринимательство сталкивается с множеством проблем, в том числе сугубо специфических, обусловленных местными особенностями. Возможности государственной поддержки ограничиваются в силу дотационности местного бюджета, поэтому требуется формирование необходимых условий для эффективной деятельности малого предпринимательства.

Большой проблемой в развитии малого предпринимательства остаются проблемы информационной доступности и грамотности в ведении бизнеса. Часто субъекты малого предпринимательства не знают, какие бумаги им необходимо собрать, на какие формы поддержки они могут рассчитывать.

Проблему поддержки, защиты и развития малого предпринимательства в Республике Мордовия можно решить несколькими способами:

– предложить программные мероприятия по привлечению и поддержке малого предпринимательства на территории Республики Мордовия;

– активизировать работу общественных Советов (при Главе республики, Администрациях городского округа Саранск, муниципальных районов), организаций созданных для защиты, представительства и поддержки предпринимательства (чтобы работа велась для предпринимателей, а не для отчетов в вышестоящие организации);

– проводить разъяснительную работу среди субъектов предпринимательства по вступлению в профессиональные союзы созданные для защиты и поддержки предпринимателей (т.к. профсоюзы могут защищать только членов профсоюза);

– создать альтернативную организацию, которая бы полностью занималась вопросами малого предпринимательства, как, например «Центр поддержки предпринимательства Республики Мордовия» («Центр ПП РМ»).

Мы рассмотрим четвертое направление. Для наиболее успешной и эффективной деятельности малого предпринимательства в регионе необходимо, чтобы все структуры созданные для защиты и поддержки субъектов предпринимательства взаимодействовали между собой, такой связующей организацией должен стать «Центр ПП РМ».

Обосновывается это тем, что начинающему предпринимателю, а также уже действующему нужна информация о текущем состоянии на рынке, помощь и руководство по созданию предприятия, помощь в развитии и поддержке, предоставление льготного пакета для предпринимателей (реклама, налогообложение, кредитование, лизинг), а также ряд дополнительных услуг, которые могут оказываться субъекту предпринимательства в целях его развития, поддержки и защиты.

«Центр ПП РМ» будет существовать за счет собственных средств, а также за счет дополнительных источников, таких как Фонд поддержки предпринимательства и бюджетные средства, выделенные на реализацию общественно полезных проектов. Таким образом, будут экономиться значительные средства бюджета «Центра ПП РМ».

Миссия «Центра ПП РМ»: содействие формированию благоприятного климата для устойчивого развития бизнеса путём создания инфраструктуры деловой поддержки малого предпринимательства Республики Мордовия. «Центр ПП РМ» может иметь организационно–правовую форму в виде ООО или ОАО, предполагает предоставлять услуги на платной и бесплатной основе.

Виды деятельности:

– структурообразующая деятельность в сфере поддержки и развития и защиты малого предпринимательства;

– содействие органам управления муниципального образования в разработке и реализации муниципальных и региональных программ, проектов, мероприятий в сфере поддержки и развития малого предпринимательства;

– консалтинг;

– информационная деятельность;

– маркетинг;

– проведение аналитических исследований, прогнозирование;

– управление проектами;

– организация выставок, ярмарок, лотерей, аукционов;

– бизнес–образование;

– представительство.

В состав Центра будут входить четыре отдела: регистрации; общий; работы с персоналом (отдел кадров); информационный (рисунок 16).








 


 

 

Рисунок 16– Структура «Центра поддержки предпринимательства»

 

Создание такого Центра позволит наиболее эффективно и систематизировано выполнять работу от обращения за консультацией до реализации проекта малого бизнеса. Человек, который никогда ранее не занимавшийся предпринимательством и даже не знающий какую нишу на рынке он может заполнить, сможет бесплатно получить информацию в Центре.

Отдел регистрации осуществляет работу в отношении людей, которые изъявили желание сотрудничать с Центром от создания бизнес–плана до его реализации. Отношения сторон фиксируется в договоре, в котором прописываются условия права и обязанности сторон. Отдел содействует устойчивому развитию предпринимательской деятельности путём оперативного представления высококачественных консультационных услуг, которые адресованы, как только создающимся организациям, так и уверенно развивающимся, а также тем людям, которые хотели бы заниматься малым предпринимательством.

Общий отдел обеспечивает бесперебойное и комфортное функционирование «Центра ПП РМ». Включает в себя бухгалтерию, хозяйственную часть. Хозяйственная часть обеспечивает работу Центра, предоставляет бумагу, канцелярские принадлежности, мебель, компьютерную технику. Содержит в рабочем состоянии всю офисную технику.

Отдел работы с персоналом (отдел кадров) содействует субъектам малого бизнеса в ведение кадровой работы и повышения уровня занятости населения. Задача отдела: найти специалистов и руководителей, которые требуются Клиенту – готовых профессионалов, лояльных, способных гармонично вписаться в коллектив.

Информационный отдел содействует устойчивому развитию экономики региона через привлечение новых видов бизнеса и расширение деловых связей. Общий отдел, как было указано, включает бухгалтерию и хозяйственный отдел. Бухгалтерские расчеты ведутся одним человеком, который обеспечен одной единицей компьютерной техники, одним принтером, набором мебели, состоящим из стола, двух стульев и тумбы, телефоном.

Особое значение имеет хозяйственный отдел, так как он обеспечивает беспрерывное функционирование всего Центра. Занимается данной функцией один человек. В его ведении находится два шкафа, стол, стул, кондиционер, ксерокс, который используется всеми специалистами.

Остальные отделы являются местом постоянного посещения людьми, поэтому они должны быть особенно комфортными для Клиентов и сотрудников.

В отдел регистрации входят два специалиста, которые обеспечены по одной единице компьютерной техники, принтером, сканером, телефоном, факсом, мебельным набором (стол, два стула), тумбой, шкафом для хранения документов, настольными лампами, кондиционером.

Отдел работы с кадрами и информационный отдел включают по одному специалисту, которые имеет такой же набор оборудования и мебели, как и в отделе регистрации.

Каждый кабинет Центра должен иметь все необходимое для комфортной и эффективной деятельности (таблица 13).

Таблица 13 – Перечень и стоимость оборудования и мебели «Центра ПП РМ»

 

Наименование

Общий отдел

Отдел регистрации +

Отдел работы с персоналом +

Информационный отдел

Общее

количество по отделам

Стоимость

1 шт./р.

Сумма

Компьютер

1

4

5

15000

75000

Телефон

1

4

5

200

1000

Кондиционер

1

3

4

7000

28000

Стол

2

4

6

1500

9000

Стул

3

8

11

600

6600

Тумба

1

4

5

500

2500

Шкаф

2

4

6

5000

30000

Принтер

1

4

5

2000

10000

Сканер

4

4

1500

6000

Факс

4

4

700

2800

Лампа настольная

4

4

200

800

ИТОГО

   

54

 

171700

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия