Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта – выработать предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в регионе. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать систему государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– изучить правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– обобщить зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса,
– проанализировать современное состояние и выявить основные тенденции развития малого бизнеса в регионе,
– дать оценку эффективности методов защиты среднего и малого бизнеса в Республике Мордовия,

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования и развития системы
государственного регулирования и поддержки малого бизнеса 8
Система государственного регулирования и поддержки малого
бизнеса в РФ 8
Правовые основы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в РФ 17
Зарубежный опыт государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса 27
Анализ и оценка эффективности системы государственного
регулирования и поддержки малого бизнеса в Республике
Мордовия 37
Современное состояние и тенденции развития малого бизнеса
в регионе 37
Исследование механизмов государственного регулирования
малого бизнеса в Республике Мордовия 48
Оценка эффективности системы государственного
регулирования малого бизнеса в Республике Мордовия 58
Совершенствование системы государственного регулирования и
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Совершенствование форм и методов государственной
поддержки малого бизнеса в регионе 77
Разработка проекта, направленного на развитие молодежного
предпринимательства, – «Центр поддержки предпринимательства
Республики Мордовия» 81
Заключение 100
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

_Дипломный проект Ягудин М.К._20.12.13.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Совет постоянно проводит анализ состояния развития малого предпринимательства в Республике Мордовия и повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с предпринимательским сообществом. Совершенствует действующее законодательство, регулирующее взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления и предпринимательских структур, формирование положительного имиджа малого предпринимательства в средствах массовой информации, профсоюзов малого бизнеса, других общественных организаций. Вырабатывает предложения по мерам государственной поддержки, способствующих укреплению и развитию малого предпринимательства.

На заседаниях и встречах Совета обсуждаются вопросы по вовлечению свободных финансовых ресурсов неформальных инвесторов страны (бизнес – ангелов) в инновационный бизнес; формирование прозрачного, устойчивого, коммерчески привлекательного инновационного рынка; развитие инструментов частно – государственного партнерства в региональных инновационных системах; практикум коммерциализации наукоемких технологий с использованием рыночных механизмов.

18 сентября 2002 года предпринимателями России была создана Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».Члены организации – это начинающие, и уже известные предприниматели, они помогают начинающим предпринимателям профессиональными советами, помогают найти новых партнеров и клиентов, предоставляя возможность обсудить волнующие проблемы и найти пути их решения, узнать о своих правах и как защитить их. Помогают при проведении общественной экспертизы решений, принимаемых органами государственного управления по вопросам малого и среднего предпринимательства.

Участвуют в разработке основных принципов и механизмов поддержки предпринимательства, доводят до власти объективную информацию о состоянии дел в области малого и среднего предпринимательства. Участвуют в разработке механизмов эффективного исполнения законов в порядке, установленном законодательством. Формируют в массовом понимании созидательной роли предпринимательства и основ этики делового общения в сознании каждого предпринимателя. Оказывают поддержку и защиту деловой активности, высокого социального и правового статуса предпринимателей, престижа предпринимательской деятельности, содействуют формированию единого открытого информационного пространства предпринимательского сообщества республики.

Одним из основных факторов роста числа малых предприятий является

обеспечение для них доступа к финансовым ресурсам. Перспективный механизм защиты малого предпринимательства в республике – это АУ «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия». В Мордовии реализуется программа «Предоставление поручительств Гарантийным фондом кредитного обеспечения республики субъектам малого и среднего бизнеса перед банковскими учреждениями». По решению наблюдательного Совета фонда 70 субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено поручительств перед коммерческими банками республики на общую сумму 39,5 млн. рублей, что в итоге позволило привлечь банковских кредитных ресурсов для реализации бизнес – проектов на сумму 56,5 млн. рублей. В целом же банковский капитал в общем объеме инвестиций малого бизнеса составляет чуть более 6%.

Ранжирование основных причин, препятствующих увеличению объема кредитования малого предпринимательства, выглядит следующим образом.

На первом месте – высокие риски (назвали 58,3% опрошенных коммерческих банков). На втором – отсутствие надежного заемщика (45,8%), на третьем месте – недостаточная ресурсная база (22,2%). Однако следует учесть, что по мере развития малого предприятия меняются и его потребности в финансировании и условия привлечения ресурсов.

Нами сформулированы четыре ключевые проблемы, препятствующие

росту объемов кредитования малого бизнеса: а) ограниченные возможности по предоставлению ликвидного обеспечения; б) обязанность для банков формировать резервы при выдаче кредитов малому бизнесу в связи с тем, что

большинство таких предприятий относится к 3 группе надежности заемщиков (сомнительные, когда размер расчетного резерва составляет от 21 

до 50% от суммы основного долга); в) ограниченная возможность банков, кредитующих малый бизнес, формировать резервы по портфелю однородных

небольших ссуд размером не более 0,1% от собственного капитала (в среднем – до 250 тыс. рублей); г) относительно высокая стоимость кредитов

для малых предприятий – 16-17% годовых (для средних и крупных предприятий – 11-12%).

Защита предпринимателей через такие программы – перспективная схема, но эффект можно достичь только в комплексе с другими средствами.

Право на защиту социально–трудовых прав и интересов работников закреплено Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" за профсоюзами.

Так, статья 11 данного Закона устанавливает, что профсоюзы их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

Формулировка ст.370 Трудового кодекса РФ расширяет права профессиональных союзов в указанной сфере, так как предоставляет профсоюзам право контроля не только за соблюдением законодательства о труде, но и за соблюдением всех иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового о права (Правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договора и соглашения и др.).

До конца 80–х годов в ведении профсоюзов находились правовая и техническая инспекции труда профсоюзов, осуществлявшие как государственный надзор, так и общественный контроль над соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Эти инспекции обладали государственно–властными полномочиями и имели право налагать административные штрафы, приостанавливать работу отдельных машин, механизмов, цехов, предприятий и пр.

С созданием Федеральной инспекции труда как централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль над соблюдением законодательства о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется, профсоюзы утратили права на осуществление государственного надзора и контроля.

Данное решение представляется вполне оправданным. Профессиональные союзы являются общественной организацией, и в связи с этим не вполне уместно возложение на них функций государственных органов, тем более связанных с применением административной ответственности.

Профсоюзный контроль – часть общественного контроля, который наряду с профсоюзами осуществляют иные представители, избираемые работниками (ст.29 Трудового кодекса РФ).

Профсоюзы вправе осуществлять контроль над состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также через собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, что предоставляет профсоюзам возможность расширять сферы контроля и искать новые пути и способы защиты трудовых прав своих членов.

В соответствии со ст.29 Трудового кодекса РФ представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст.30 Трудового кодекса РФ).

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю (ст.31 Трудового кодекса РФ).

Иначе говоря, правом представлять и защищать интересы работников в соответствии с законодательством и сложившейся практикой обладают, прежде всего, профессиональные союзы (ст.372 Трудового кодекса РФ).

Важно отметить, что, согласно ст.8 Трудового кодекса РФ, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.

Это означает, что могут быть установлены случаи, когда требуется не учет мнения, а согласие профсоюза на принятие того или иного локального нормативного акта, затрагивающего существенные права и интересы работников. Отсутствие такого согласования влечет недействительность принятия акта.

При применении КЗоТ такой вопрос не возникал. Отсутствие предварительного согласия выборного профсоюзного органа на то или иное управленческое решение, на принятие локального нормативного акта, когда такое согласие требовали по закону, делало это решение недействительным.

Необходимость учета работодателем мнения представительного органа работников – это качественно иной подход к взаимоотношениям между работодателем и представительными органами работников, при котором представительный орган лишен, возможности блокировать предполагаемое управленческое решение.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что в установленных законом случаях трудовой договор с работником прекращается с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Испросить мнение профсоюзного органа работодатель обязан при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в случаях увольнения его по п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ (расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников); по подпункту "б" п.3 ст.81 Трудового кодекса РФ (в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточности квалификации, подтвержденной результатами аттестации); по п.5 ст.81 Трудового кодекса РФ (вследствие неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Конституция РФ гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в качестве одной из основ конституционного строя РФ (ст.8) и закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, часть 1), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35, части 1 и 2).

Указанные конституционные права предполагают наличие у работодателя ряда конкретных правомочий, позволяющих ему в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Поэтому, предусматривая в соответствии с требованиями ст.37 Конституции РФ гарантии трудовых прав, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения работника, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности. Иное противоречило бы положениям ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которыми защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерными.

Поскольку свободное осуществление гражданами трудовой деятельности может быть затруднено в силу необходимости сочетания работы с выполнением этих значимых для государства и общества функций, законодатель вправе предусмотреть меры социальной защиты работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы. Установление для таких работников дополнительных гарантий, включая механизм эффективного контроля над правомерностью действий работодателя при их увольнении, имеет существенное значение для реализации права на создание профсоюзов – одного из основных прав в демократическом правовом государстве.

Обязанность государства обеспечивать трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда, права организаций трудящихся свободно избирать своих представителей, вытекает и из положений Конвенции МОТ N 87 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию (ст.2 и 3), а также Конвенции МОТ № 98 1949 г. относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров, согласно которой такая защита применяется, в частности, в отношении действий, имеющих целью «увольнять или любым другим способом наносить ущерб трудящемуся на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности» (п.п. б, п.2 ст.1).

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в Республике Мордовия