На рис..3 показаны отношения
между государством и рынком в четырех
аспектах: развитие человека, внутренняя
экономика, международная экономика и
макроэкономическая политика. Эти сферы
деятельности взаимосвязаны. Внутренняя
экономика без чрезмерных «перекосов»
вознаграждает тех, кто формирует свой
человеческий капитал более бережно, чем
это делает «перекошенная» экономика.
В то же время образование делает внутреннюю
экономику более производительной благодаря
тому, что ускоряется освоение новых технологий.
Или другой пример: стабильная макроэкономика
помогает внутренней системе цен, поскольку
она рассеивает туман инфляции. Но эффективность
микроэкономики также облегчает возможность
поддерживать инфляцию на низком уровне:
чем меньше нежизнеспособных предприятий,
тем меньше потребность в субсидиях, усиливающих
дефицит государственного сектора. Все
четыре направления деятельности по праву
заслуживают того, чтобы ими заниматься.
Однако ввиду существования таких связей
результаты, по-видимому, будут несоизмеримо
более надежными, если все они будут осуществляться
вместе.
Реформы предполагают коренные
изменения в обязанностях государства,
предприятия и гражданина. В условиях
советской системы экономические функции
государства сводились в основном к удовлетворению
запросов и потребностей не только людей,
но и предприятий. В условиях рынка предприятия
сами обеспечивают эффективность и прибыльность
производства. Люди сами несут ответственность
за поиск для себя работы и реализацию
своих возможностей. Государство призвано
отслеживать взаимосвязи между масштабами
и скоростью преобразований и возникновением
опасных тенденций, угрожающих социальной
стабильности и безопасности страны.
Динамика выхода из кризиса,
а затем и экономического роста определяется
не силой и полновластием государства,
а его способностью поощрять развитие
институциональных форм, адекватных времени.
За кризисом, представляющим собой разрушение
всего устаревшего и ведущего к пересмотру
прежних представлений, важно разглядеть
ростки нового, вокруг которых и должна
совершаться перестройка всего экономического
и социального пространства.
Эта функция государства обеспечивается
наличием демократической власти, заинтересованной
в социально ориентированном характере
проводимых реформ, способной осуществлять
политику в интересах общества в целом,
а не каких-либо групп, кланов и элит. Следовательно,
речь идет о превращении власти в нормально
действующий структурный механизм общества,
обеспечивающий спокойную смену администраций
в соответствии с волей избирателей и
защищающий общество от монополизации
власти. Решить эту задачу можно лишь при
наличии государственного и общественного
контроля за властью.
Для приведения в действие социальных
факторов, получения их максимальной отдачи
необходимо обеспечить ряд условий. Прежде
всего это развитие законодательной базы
и эффективных механизмов исполнения
всеми законов. В обществе, где не создана
государственно-правовая система, гарантирующая
силой закона предупреждение разрушительных
конфликтов, растет теневая экономика.
Теневики, как известно, не сообщают
органам статистики о своем хозяйственном
обороте. Поэтому прямая, статистически
полная и достоверная оценка масштабов
теневой экономики невозможна. Однако
это не означает, что задача неразрешима.
Важным условием в этом процессе
выступает формирование механизмов, обеспечивающих
разрешение социальных противоречий,
поддержание экономической безопасности,
политическую стабильность и ориентацию
на правовую защиту личности, социализацию
хозяйственной деятельности.
Использование концепции риска
предполагает предвидение возможных критических
ситуаций, оценку вероятных потерь для
населения с выявлением их качественного
и количественного характера в зависимости
от масштабов и реальности их возмещения.
В разработке и реализации такой концепции
заинтересовано само государство. В его
распоряжении находятся огромные высоколиквидные
материальные активы. Как собственник
государство крайне заинтересовано в
расширенном воспроизводстве принадлежащего
ему промышленного и финансового капитала.
Повышение доходности государственной
собственности напрямую зависит от управления
ею.
Заключение
Антикризисное управление имеет
два аспекта: недопущение кризиса, а также
эффективное его преодоление. Современный
менеджер должен быт постоянно готов к
кризисным ситуациям и иметь план по их
преодолению. Природа кризиса и причина
его возникновения может быть довольно
разнообразной, но непосредственная вина
в его наступлении всегда ложится на менеджеров.
Существует большое количество методов
оценки финансового состояния организации,
которые могут дать представление о ее
слабых местах и даже оценить вероятность
ее банкротства. Методы горизонтального
и вертикального анализов позволяют судить
о структуре и динамике основных показателей
баланса предприятия, метод коэффициентов
непосредственно указывает на проблемные
места, многофакторные модели оценивают
финансовое состояние компании в целом,
а сравнительный анализ позволяет учесть
показатели работы других предприятий
рынка.
Суть механизмов антикризисного
управления заключается во внедрении
системы методов предварительной диагностики
угрозы банкротства и своевременном проведении
финансового оздоровления организации,
обеспечивающего ее выход из кризисного
состояния. Само по себе финансовое оздоровление
состоит из трех этапов: этап устранения
неплатежеспособности, этап восстановления
финансовой устойчивости, и этап обеспечения
финансового равновесия.
Государственное регулирование
кризисных ситуаций направлено на недопущение
системных кризисов на рынках, и обеспечении
гарантий максимального возврата средств,
кредиторам, обанкротившегося предприятия.
Новый закон о банкротстве детальнейшим
образом описывает процедуру банкротства
и правила действия сторон. Законодательные
процедуры ориентированы в первую очередь
на поиск возможностей по санации предприятия,
и лишь при полном исчерпании таких возможностей
- на его ликвидацию.
Список используемой литературы:
1. Антикризисное управление. / Под
ред.Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Баринов В.А. Антикризисное управление
М.: Наука, 2002.
3. Родионова Н.В. Антикризисный
менеджмент. М.: Изд-во ЮНИТИ, 2002.
4. Уткин Э.А. Антикризисное управление
- М.: Изд-во ЭКМОС, 2001.
5. Антикризисное управление: Общие
основы и особенности России.
Учебное пособие. / Под ред. И.К. Ларионова.
- М.: Издательский Дом "Дашков
и К", 2001. С.14;
6. Мерзликина Г.С., Семикин Е.А. Теоретические
вопросы реструктуризации: Учеб. пособие
/ ВолгГТУ. Волгоград, 2001.
7. Валуйский А.В. Основы антикризисного
управления - М.: 2003.