Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить основные аспекты государственного регулирования развития материального производства в РФ.
Для достижения данной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить понятие и формы материального производства, рассмотреть методы регулирования развития материального производства, изучить нормативно-правовую базу, выяснить какие возникают проблемы при государственном регулировании развития материального производства в РФ.
Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования развития материального производства 5
1.1 Понятие материального производства 5
1.2 Нормативно-правовая база регулирования материального производства 6
1.3 Объекты и субъекты регулирования развития материального
производства 8
2 Анализ государственного регулирования развития материального производства в России 12
2.1 Поддержка предпринимательства
2.2 Регулирование естественных монополий
2.3 Антимонопольная политика
2.4 Финансовое оздоровление предприятий
Заключение 26
Библиографический список 28
Таблица 1 - Сферы и отрасли производства
Материальное производство |
Нематериальное производство |
Промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба. |
Наука, образование, искусство, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, органы государственного управления, финансы, кредит, органы правопорядка, система массовых коммуникаций. |
В составе крупных отраслей
выделяют подотрасли. Они представляют
собой совокупность предприятий, производящих
однородную продукцию или выполняющих
однородные виды работ (услуг). Так, в
промышленности выделяются около двух
десятков подотраслей —
В составе материального производства выделяют также межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, горно-металлургический, машиностроительный, агропромышленный, военно-промышленный, химико-лесной, транспортный и др.1
Государственное регулирование отраслей материального производства осуществляется различными методами, которые можно условно разделить на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия проявляются чаще всего в форме административных рычагов: установление законодательных рамок самостоятельности предприятий, регистрация предприятий (юридических лиц), предоставление лицензий и свидетельств на виды деятельности, различные формы кадровой политики и т.д. В отношении некоторых групп отраслей и производств (атомная энергетика, производство оружия, государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.п.) осуществляется прямое государственное управление.
Методы косвенного регулирования базируются на экономическом стимулировании. Государство использует для этого как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма.
Основными задачами государственного
регулирования сферы
- стабилизация основных показателей промышленности, сельского хозяйства и других отраслей;
- структурная перестройка
общественного производства в
направлении его социальной
- техническое перевооружение
отраслей материального
- вхождение в мировой
экономический процесс в
- повышение качества
продукции российских
- рационализация размещения
производства на территории
- обеспечение безопасности
производства, особенно экологической
безопасности энергетики, химической,
металлургической
Важнейшей предпосылкой сохранения за государством рычагов контроля и регулирования сферы материального производства является владение им материальными факторами производства. Для отдельных отраслей решающими факторами производства являются водные, земельные ресурсы, наличие развитой производственной инфраструктуры; для добывающих предприятий - наличие и доступность месторождений полезных ископаемых. Взаимозаменяемость материальных факторов минимальна, поэтому отсутствие каких-либо из них оказывается невосполнимым.
2 Анализ государственного
регулирования развития
Производство материальных благ возможно в различных организационных формах трудового процесса и типах предприятий и имеет, как правило, предпринимательский характер, т.е. является инициативным, самостоятельным и направлено на получение прибыли. Предпринимательство с привлечением наемного труда имеет форму предприятия, а без использования наемного труда — индивидуальной трудовой деятельности.2
2.1 Поддержка предпринимательства
Государственное регулирование
предпринимательства
В период становления
- формирование государством
субъектов современного
- формирование конкурентной
среды, способствующей
- создание условий для
устойчивого увеличения
- стимулирование и
- формирование организационной
и рыночной инфраструктуры
- обеспечение социальной
ориентации
Принципы государственного
регулирования
- обеспечение рационального
протекционизма современного
- органическое сочетание
экономических и социальных
- обеспечение разделения и кооперации полномочий между государственной, федеральной, региональной и местной службами;
- государственная поддержка
многообразных форм
Инструменты регулирования:
- система налоговых льгот;
- кредитование: общества взаимного кредитования, привлечение иностранных инвестиций, стимулирование среднесрочного кредитования коммерческими банками;
- страхование
- инфраструктурное обеспечение;
- научное обеспечение и др.3
Предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск с имущественной ответственностью в пределах, определенных организационно-правовой формой, собственником имущества или управляющим, которому собственник предоставляет право хозяйственного ведения на основе договора (контракта). Необходимым условием предпринимательской деятельности являются ее государственная регистрация, соответствие законодательству и требованиям рынка.
В зависимости от использования
форм собственности
Предпринимательство служит движущей силой экономики. Предприниматели организуют производство и сбыт, создают рабочие места, обеспечивают долгосрочную жизнеспособность предприятия, платежами в бюджет укрепляют финансы государства. Предприниматели нужны обществу, но и предпринимателям нужно государство, его поддержка и защита на внутреннем и внешнем рынках.
С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования предпринимательства, чтобы создать миллионам граждан благоприятные условия для проявления инициативы и установить цивилизованные отношения между деловым миром и обществом. Государственное регулирование предпринимательства включает как поощрительные, так и контрольно-ограничительные меры, обеспечивающие соблюдение субъектами рынка определенных «правил игры», без которых ни какое хозяйствование невозможно. Государство регулирует как малый бизнес, так и крупные монополии.
В малом бизнесе функционирует около 1 млн предприятий и занято свыше 6 млн человек. Они производят 12 % ВВП. Почти половина малых предприятий занята в торговле; 35 % от общего их количества расположены в Москве и Санкт-Петербурге. По критериям, применяемым в России, в США 18,5 млн таких предприятий, в том числе 14 млн индивидуальных фирм, где работает лишь сам владелец. Приоритетными сферами малого бизнеса, заслуживающими особой государственной поддержки, являются инновационная деятельность, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, оказание производственных и бытовых услуг, строительство объектов социального назначения.4
Меры поддержки малых предприятий можно объединить в следующие группы:
Наиболее действенным методом является льготное налогообложение и кредитование. Законодательство устанавливает налоговые льготы для малых предприятий, фондов поддержки предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний и других учреждений и организаций, создаваемых для обслуживания субъектов малого предпринимательства. Максимальные льготы установлены для малых предприятий, работающих в приоритетных сферах (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, строительство и др.).
В разрабатываемых на местах программах предусматриваются устранение административных и организационных барьеров развития малого бизнеса, расширение доступа к финансовым ресурсам, обеспечение информационными, образовательными, консалтинговыми услугами. Создаются гарантийные агентства и организации для сбора начального капитала. Форма финансирования выбирается с учетом значимости проектов для региона (города, района). Малому предприятию могут быть предоставлены: кредиты, субсидии, дотации; гарантии кредиторам; совместное с кредитно-финансовой организацией финансирование; полная или частичная компенсация кредиторам недополученной прибыли при кредитовании по пониженной процентной ставке; оборудование и технология в финансовую аренду (лизинг); финансирование страховых кредитов, залогового обеспечения и иного имущества заемщиков.
Таблица 2 - Количество предприятий и организаций5
в тысячах
11990 |
11995 |
22000 |
22003 |
22004 |
22005 |
2006 |
22007 |
22008 |
22009 | |
Российская Федерация |
288 |
2249 |
3346 |
4149 |
4417 |
4767 |
4506 |
4674 |
4771 |
4907 |
ДВ федеральный округ |
16,804 |
114,0 |
143,1 |
167,1 |
176,9 |
189,6 |
172 |
173 |
181,1 |
181,5 |
Процедура помощи малому предпринимательства производится согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" - «Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки»6
2.2 Регулирование естественных монополий
Естественными монополиями являются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены из-за невозможности полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники. В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задается технологией, а оборудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать. Таковыми являются энергетика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.
Предприятия естественной монополии при отсутствии регулирования превращаются в олигополии, сокращают объемы производства, устанавливают монопольные цены, что вызывает рост цен и в смежных отраслях. Поэтому в естественных монополиях методы регулирования выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства.
Информация о работе Государственное регулирование материального производства