Государственное регулирование материального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить основные аспекты государственного регулирования развития материального производства в РФ.
Для достижения данной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить понятие и формы материального производства, рассмотреть методы регулирования развития материального производства, изучить нормативно-правовую базу, выяснить какие возникают проблемы при государственном регулировании развития материального производства в РФ.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования развития материального производства 5
1.1 Понятие материального производства 5
1.2 Нормативно-правовая база регулирования материального производства 6
1.3 Объекты и субъекты регулирования развития материального
производства 8
2 Анализ государственного регулирования развития материального производства в России 12
2.1 Поддержка предпринимательства
2.2 Регулирование естественных монополий
2.3 Антимонопольная политика
2.4 Финансовое оздоровление предприятий
Заключение 26
Библиографический список 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 1 - Сферы и отрасли  производства

 

Материальное  производство

 

Нематериальное  производство

Промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.

Наука, образование, искусство, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, органы государственного управления, финансы, кредит, органы правопорядка, система массовых коммуникаций.


 

В составе крупных отраслей выделяют подотрасли. Они представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих  однородные виды работ (услуг). Так, в  промышленности выделяются около двух десятков подотраслей — электроэнергетика, машиностроение, легкая, пищевая, химическая, нефтехимическая промышленность и др.

В составе материального  производства выделяют также межотраслевые  комплексы: топливно-энергетический, горно-металлургический, машиностроительный, агропромышленный, военно-промышленный, химико-лесной, транспортный и др.1

Государственное регулирование  отраслей  материального производства осуществляется различными методами,  которые можно условно разделить  на прямые и косвенные.  Методы прямого воздействия проявляются чаще всего в  форме  административных  рычагов: установление законодательных  рамок  самостоятельности предприятий, регистрация предприятий (юридических  лиц),  предоставление лицензий и  свидетельств  на виды деятельности,  различные формы кадровой политики и т.д.  В отношении некоторых групп отраслей и производств (атомная энергетика,  производство оружия, государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.п.) осуществляется прямое государственное управление.

Методы косвенного регулирования  базируются на экономическом стимулировании. Государство использует для этого как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма.

Основными задачами государственного регулирования сферы материального производства в настоящее время являются:

- стабилизация основных  показателей  промышленности,  сельского хозяйства и других  отраслей;

- структурная перестройка  общественного производства в  направлении его социальной ориентации, изменения соотношения между  добывающими и обрабатывающими  отраслями, повышения роли наукоемких  производств и особенно восстановления  позиций машиностроительного комплекса;

- техническое  перевооружение  отраслей материального производства;

- вхождение  в  мировой  экономический процесс в качестве  равноправного партнера развитых стран мира, изменение направленности экспорта российских  производителей  с  продукции  сырьевых на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности;

- повышение  качества  продукции российских предприятий  до уровня требований мирового  рынка;

- рационализация размещения  производства на территории России;

- обеспечение безопасности  производства,  особенно экологической  безопасности энергетики,  химической, металлургической промышленности.

Важнейшей предпосылкой сохранения за  государством  рычагов контроля  и регулирования сферы материального производства является владение им материальными факторами производства.  Для  отдельных  отраслей решающими факторами производства являются водные,  земельные ресурсы,  наличие развитой производственной инфраструктуры;  для добывающих предприятий - наличие и доступность месторождений полезных ископаемых. Взаимозаменяемость материальных  факторов  минимальна,  поэтому отсутствие каких-либо из них оказывается невосполнимым.

 

2 Анализ государственного  регулирования развития материального  производства в России

 

   

Производство материальных благ возможно в различных организационных формах трудового процесса и типах предприятий и имеет, как правило, предпринимательский характер, т.е. является инициативным, самостоятельным и направлено на получение прибыли. Предпринимательство с привлечением наемного труда имеет форму предприятия, а без использования наемного труда — индивидуальной трудовой деятельности.2

2.1 Поддержка предпринимательства

Государственное регулирование  предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического  обеспечения государством благоприятной  среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

В период становления предпринимательства  государство выполняет следующие  функции:

- формирование государством  субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики (обеспечение экономической свободы предпринимательства, создание четких равные «правила игры», формирование экономического механизма стимулирования предпринимательства, налоговая политика и т.д.);

- формирование конкурентной  среды, способствующей развитию  подлинной экономической состязательности (рациональная приватизация, отработанный механизм антимонопольной политики, рациональный протекционизм экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции и т.д.);

- создание условий для  устойчивого увеличения предложения  товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной  основе (налоговая, финансово-кредитная, страховая, амортизационная политика и т.д.);

- стимулирование и непосредственное  формирование спроса на инновационную продукцию (государственный заказ, налоговая и кредитная политика и т.д.);

- формирование организационной  и рыночной инфраструктуры предпринимательства (создание системы национального, регионального, местного рынков и т.д.);

- обеспечение социальной  ориентации предпринимательства.

Принципы государственного регулирования предпринимательства:

- обеспечение рационального  протекционизма современного цивилизованного предпринимательства;

- органическое сочетание  экономических и социальных целей  и программно-целевое регулирование;

- обеспечение разделения  и кооперации полномочий между  государственной, федеральной, региональной и местной службами;

- государственная поддержка  многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности гибкого дифференцированного подхода.

Инструменты регулирования:

- система налоговых льгот;

- кредитование: общества  взаимного кредитования, привлечение  иностранных инвестиций, стимулирование среднесрочного кредитования коммерческими банками;

- страхование предпринимательской  деятельности;

- инфраструктурное обеспечение;

- научное обеспечение  и др.3

Предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск с имущественной  ответственностью в пределах, определенных организационно-правовой формой, собственником имущества или управляющим, которому собственник предоставляет право хозяйственного ведения на основе договора (контракта). Необходимым условием предпринимательской деятельности являются ее государственная регистрация, соответствие законодательству и требованиям рынка.

В зависимости от использования  форм собственности предпринимательство подразделяется на индивидуальное, частное, коллективное, государственное.

Предпринимательство служит движущей силой экономики. Предприниматели организуют производство и сбыт, создают рабочие места, обеспечивают долгосрочную жизнеспособность предприятия, платежами в бюджет укрепляют финансы государства. Предприниматели нужны обществу, но и предпринимателям нужно государство, его поддержка и защита на внутреннем и внешнем рынках.

С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования предпринимательства, чтобы создать миллионам граждан благоприятные условия для проявления инициативы и установить цивилизованные отношения между деловым миром и обществом. Государственное регулирование предпринимательства включает как поощрительные, так и контрольно-ограничительные меры, обеспечивающие соблюдение субъектами рынка определенных «правил игры», без которых ни какое хозяйствование невозможно. Государство регулирует как малый бизнес, так и крупные монополии.

В малом бизнесе функционирует  около 1 млн предприятий и занято свыше 6 млн человек. Они производят 12 % ВВП. Почти половина малых предприятий  занята в торговле; 35 % от общего их количества расположены в Москве и Санкт-Петербурге. По критериям, применяемым в России, в США 18,5 млн таких предприятий, в том числе 14 млн индивидуальных фирм, где работает лишь сам владелец. Приоритетными сферами малого бизнеса, заслуживающими особой государственной поддержки, являются инновационная деятельность, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, оказание производственных и бытовых услуг, строительство объектов социального назначения.4

Меры поддержки малых  предприятий можно объединить в  следующие группы:

  • Нормативные: упрощение порядка регистрации, лицензирования, налогообложения, учета; доступ к государственным (муниципальным) заказам и другие акты прямого действия.
  • Организационно-административные: создание фонда нежилых помещений, обеспечение безопасности личности и имущества, консультационные и юридические услуги, обучение.
  • Финансовые: региональные и муниципальные фонды поддержки, льготное кредитование, предоставление гарантий, лизинг, страхование и другие формы внебюджетного финансирования.

Наиболее действенным  методом является льготное налогообложение и кредитование. Законодательство устанавливает налоговые льготы для малых предприятий, фондов поддержки предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний и других учреждений и организаций, создаваемых для обслуживания субъектов малого предпринимательства. Максимальные льготы установлены для малых предприятий, работающих в приоритетных сферах (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, строительство и др.).

В разрабатываемых на местах программах предусматриваются устранение административных и организационных барьеров развития малого бизнеса, расширение доступа к финансовым ресурсам, обеспечение информационными, образовательными, консалтинговыми услугами. Создаются гарантийные агентства и организации для сбора начального капитала. Форма финансирования выбирается с учетом значимости проектов для региона (города, района). Малому предприятию могут быть предоставлены: кредиты, субсидии, дотации; гарантии кредиторам; совместное с кредитно-финансовой организацией финансирование; полная или частичная компенсация кредиторам недополученной прибыли при кредитовании по пониженной процентной ставке; оборудование и технология в финансовую аренду (лизинг); финансирование страховых кредитов, залогового обеспечения и иного имущества заемщиков.

Таблица 2 - Количество предприятий  и организаций5

в тысячах

 

11990

11995

22000

22003

22004

22005

 

2006

22007

22008

22009

Российская Федерация

288

2249

3346

4149

4417

4767

4506

4674

4771

4907

ДВ федеральный округ

16,804

114,0

143,1

167,1

176,9

189,6

172

173

181,1

181,5


 

Процедура помощи малому предпринимательства  производится согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" - «Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки»6

2.2 Регулирование естественных монополий

Естественными монополиями  являются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены из-за невозможности полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники. В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задается технологией, а оборудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать. Таковыми являются энергетика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.

Предприятия естественной монополии  при отсутствии регулирования превращаются в олигополии, сокращают объемы производства, устанавливают монопольные цены, что вызывает рост цен и в смежных отраслях. Поэтому в естественных монополиях методы регулирования выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства.

Информация о работе Государственное регулирование материального производства