Государственное регулирование развития АПК Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы будет состоять в изучении теоретических вопросов и подготовке практических рекомендаций, направленных на совершенствование государственного регулирования АПК Республики Беларусь применительно к новым условиям хозяйствования.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
 установление необходимости государственного регулирования;
 уточнение понятийного аппарата, используемого при раскрытии темы исследования;
 определение механизма и органов государственного управления и регулирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ АПК
2 МЕХАНИЗМ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_гос рег-е.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Налоговые меры связаны с регулирование взимания различных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, акцизов, земельного налога. Формирование льготного режима налогообложения сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств позволяет создать условия для улучшения их экономического состояния. Льготный режим может в первую очередь относится к налогам на прибыль, имущество, выплатам в государственные социальные внебюджетные фонды.

Важная роль отводится регулированию цен. Использование гарантированных цен, в том числе целевых, интервенционных (залоговых) и других их разновидностей, позволяет стабилизировать доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, создать условия для устойчивого производства отдельных сельскохозяйственных товаров.

Следует отметить, что представленная выше классификация несколько условна, поскольку административные методы могут применяться вместе с экономическими, а косвенному воздействию, как правило, предшествуют меры административного характера (указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров и т.д., вплоть до приказов директоров конкретных субъектов хозяйствования).

3.      По отраслям регулирования следует выделить регулирование в растениеводстве, животноводстве, других отраслях АПК.

4.      По сферам регулирования можно выделить регулирование производства, потребления, доходов, цен и рынков, а также социального развития и структурной политики.

Регулирование производства может быть направлено как на увеличение производства, так и на его ограничение. Программы поддержки традиционно проявляются в субсидиях, компенсациях. Страхование урожаев, льготное кредитование, поддержка лизинга также относятся к поддержке производства. В качестве примера программ ограничения производства можно назвать платежи в расчете на фиксированную площадь обрабатываемых угодий, фиксированный урожай или фиксированное число голов скота в ЕС. В США также вплоть до 1996 г. такие программы широко применялись, позже их действие было прекращено.

Регулирование потребления в довольно больших масштабах осуществляется в США. При этом объемы финансирования внутренней продовольственной помощи бедным слоям или группам населения возрастают. Если в 1999г. на эти цели было израсходовано 33,5 млрд долл., то в 2003г. уже 41,2 млрд. Программа финансирования продовольственных купонов (Food Stamp Program) за тот же период увеличилась с 18,1 млрд долл. до 23,2 млрд.

Регулирование доходов включает различного рода платежи, программы страхования или стабилизации доходов производителей. К примеру, в Канаде существует несколько подобных программ, которые направлены на управление рисками в сельском хозяйстве. Одна из них – программа стабилизации чистого дохода (NISA). Ее участники (фермеры) могут делать вложения на депозит до 7,5 тыс. долл., что составляет 3% необходимой чистой выручки. Сумма депозита дополняется такой же суммой, которая финансируется федеральным и региональными правительствами. На общую сумму денежных средств выплачивается процент финансовыми институтами, хранящими депозиты, а также правительством. Участники могут снимать со счета средства для компенсации валовой прибыли, если она упадет ниже среднегодового уровня за последние пять лет или если семейный доход из всех источников станет ниже 35 тыс. долл. Участие в программе отдельного фермера обеспечивает ему получение минимального гарантированного уровня дохода в размере 20 тыс. долл.

Регулирование цен и рынков в рыночной экономике имеет приоритетное значение. Его осуществляют с применением прямых и косвенных мер регулирования цен, а через них и рынков: различного рода гарантированные цены (целевые, залоговые, интервенционные), интервенционные продажи и закупки, предоставление ценовых субсидий. Кроме того, важные меры регулирования – создание развитой системы рыночной информации, формирование рыночной инфраструктуры (в том числе портов, хранилищ).

Регулирование социального развития и структурной политики занимает большое место в современных программах по развитию агропромышленного комплекса. Меры по развитию сельской инфраструктуры включают в себя строительство дорог, электрических сетей, водопроводов и газопроводов. Также важным составляющим элементом структурной политики являются программы инвестиционной помощи при диверсификации экономической деятельности в сельской местности.

5.      Следующим критерием для классификации мер государственного регулирования является степень воздействия на производство и торговлю. Этот критерий был использован в ходе Уругвайского раунда переговоров по либерализации торговли и зафиксирован в Соглашении по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации (ВТО). По нему всю поддержку разделяют на меры:

     «красной корзины», подлежащие запрету, запрещенные;

     «зеленой корзины», которые не оказывают воздействия или минимально воздействуют на производство и торговлю. В качестве мер «зеленой корзины» могут быть общие услуги (расходы на образование, науку, защиту животных, растений и человека от болезней, информационные и консультационные услуги, проведение выставок, строительство различных инфраструктурных объектов), хранение запасов для целей продовольственной безопасности, продовольственная помощь, поддержка доходов, не связанных с производством, государственная поддержка страхования доходов, расходы на проведение структурной политики, на экологические программы, компенсацию потерь в результате стихийных бедствий, поддержку регионов с неблагоприятными условиями жизни;

     «голубой корзины», которые включают в себя выплаты за снижение объемов производства и представляют собой компенсацию доходов, утраченных производителями, и не влияют на рост предложения продукции на международном аграрном рынке. Платежи базируются на фиксированных площади или урожае сельскохозяйственной культуры, производятся в расчете на не более чем 85% объема производства базового периода, а в животноводстве – на фиксированное число скота. Меры «голубой корзины» применяются ограниченным числом стран, среди которых страны ЕС, Исландия, Норвегия, США, Словакия, Словения, Япония;

     «специального и дифференцированного режимов», представленные инвестиционными субсидиями и возможностью частичной компенсации затрат при приобретении материально-технических средств;

     «желтой корзины», представленные всеми остальными видами поддержки, не входящими в состав ранее указанных мер и направленными на стимулирование развития аграрного комплекса и по этой причине, нарушающими нормальные условия конкуренции на международном рынке. Их использование допускается на данный момент, но должно быть сокращено на 20%.

Меры «зеленой» и «голубой корзины», а также меры «специального и дифференцированного режимов» не подлежат обязательному сокращению, поскольку не оказывают влияния на рыночные процессы и конкуренцию. Страны-участницы ВТО вправе не сокращать расходы, включенные в «желтую корзину», если выполняется критерий минимума. Он предполагает, что объем субсидий, ориентированный на конкретный продукт либо на все сельскохозяйственное производство, составляет менее 5% для развитых стран и менее 10% для развивающихся. При этом объем субсидирования при привязке к конкретному продукту зависит от стоимости валового выпуска определенного продукта, а при отсутствии данной привязки – от стоимости валового выпуска сельскохозяйственной отрасли.

6.        Регулирование по видам торговли включает регулирование внешнеторгового режима и внутренней торговли. Важнейшие меры внешней торговли – импортные и экспортные пошлины, различного рода защитные меры (антидемпинговые и компенсационные пошлины, специальные меры), тарифные квоты и количественные ограничения.

Во внешней и внутренней торговле выделяют также нетарифные меры, включающие технические нормы регулирования, санитарные и фитосанитарные меры, процедуры таможенной оценки, правила происхождения, предотгрузочной инспекции, лицензирования импорта.

Система мер регулирования АПК в разных странах имеет различные составляющие. Успешное их применение во многом зависит от дальнейшего совершенствования самих экономических форм и методов государственного воздействия на предприятия и организации АПК. Приоритетными направлениями в этой области являются следующие:

1)     ограничение чрезмерно раздутой сферы государственно-экономического регулирования, где это имеет место;

2)     исключение дублирующих функций государственных органов власти на республиканском и местном уровнях;

3)     развитие системы саморегулируемых коммерческих предприятий и организаций в условиях рынка;

4)     более активная и эффективная деятельность государства по использованию бюджетно-налоговых, кредитно-денежных и других экономических методов;

5)     согласование перспективных, среднесрочных и краткосрочных программ развития АПК.

Эффективность функционирования предприятий и организаций АПК во многом зависит от их правильного государственного планирования и регулирования, которые возможны только при их рациональном сочетании с цивилизованным рыночным механизмом.

Современная система органов управления агропромышленным комплексом Республики Беларусь является трехуровневой [16, С. 129-134; 17, С. 15-16; 18 ,С. 37-38].

Верхний (республиканский) уровень управления агропромышленным комплексом включает государственные органы управления общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся: Национальное собрание, Администрация Президента, Министерство финансов, Министерство экономики, Национальный банк и др. К органам специальной компетенции – Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Правовой статус Министерства сельского хозяйства и продовольствия определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1590 от 31.10.2001 г. «Об утверждении положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями). На региональном уровне государственное регулирование АПК осуществляют областные Советы народных депутатов, областные комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию. На местном уровне работают районные Советы народных депутатов и районные управления сельского хозяйства и продовольствия исполнительных комитетов.

Регулирующее воздействие на АПК осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь, законов, указов, постановлений, положений о министерствах и ведомствах, в которых сформулированы их функции.

Особая роль в системе государственного управления АПК принадлежит Министерству сельского хозяйства и продовольствия, которое является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Его роль в переходный период заключается в:

      проведении политики государственного регулирования рыночной среды, что включает: создание социальной среды (страхование, субсидии); охрана окружающей среды (законодательные инициативы и контроль в этой области); охрана информации; защита прав потребителей (безопасность товаров, информация о товаре); защита экономической системы (антимонопольные меры, публикация отчетности);

      реализации организационного аспекта политики. Эта роль делится на шесть функционально обособленных – инициатора, стабилизатора, посредника, информатора, мультипликатора и эксперта.

Работа министерства как инициатора состоит: в установлении приоритетов по отношению к направлениям внешнеэкономической интеграции; ее поддержке соответствующими организационно-экономическими мерами (поддержка торговых и инвестиционных проектов); в выдвижении и поддержке инициатив в жизненно важных для национальной экономики областях производства и обмена товаров; в приобретении лицензий на технологию и передаче их заинтересованным национальным производителям.

Стабилизационная функция заключается в проектировании и создании организационных структур, цель которых – поддерживать рынок по самым важным для национальной экономики позициям в устойчивом состоянии (например, проведение товарных интервенций).

Функция посредника состоит в поиске партнеров для реализации проектов, выгода которых ими еще не выяснена или они самостоятельно не смогут это сделать.

Роль информатора заключается в выполнении работы по установлению и разъяснению «правил игры» в области закупочно-сбытовой деятельности, в том числе во внешнеторговой и внешнеэкономической областях, маркетинг и информирование заинтересованных организаций о текущем и прогнозном состоянии рынка.

Роль мультипликатора состоит в обучении и консультировании в областях базовых знаний, непрерывном обучении и переквалификации посредством участия в создании соответствующих учебных центров, обучения персонала основам разработки и реализации проектов.

Роль эксперта заключается в разработке рекомендаций для предпринимателей, государственной и коммерческой экспертизе инвестиционных проектов.

Главными задачами Минсельхозпрода являются:

 проведение единой государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства и координация деятельности других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь в этой отрасли;

 совершенствование экономической политики и методов хозяйствования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

 создание условий для комплексного развития агропромышленного производства, приватизации, развития всех форм собственности;

 обеспечение внедрения достижений науки и техники в производство;

 осуществление мероприятий по повышению экономического воздействия на эффективность сельскохозяйственного производства и отраслей промышленности, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья;

 создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, улучшения снабжения населения республики продуктами питания.

На сегодняшний день Министерство сельского хозяйства и продовольствия выполняет следующие функции:

 координирует деятельность сельскохозяйственных, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье и обслуживающих сельское хозяйство организаций, независимо от форм собственности, используя свои права и экономические рычаги;

 в установленном порядке осуществляет экономические реформы;

Информация о работе Государственное регулирование развития АПК Республики Беларусь