Государственное регулирование развития АПК Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы будет состоять в изучении теоретических вопросов и подготовке практических рекомендаций, направленных на совершенствование государственного регулирования АПК Республики Беларусь применительно к новым условиям хозяйствования.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
 установление необходимости государственного регулирования;
 уточнение понятийного аппарата, используемого при раскрытии темы исследования;
 определение механизма и органов государственного управления и регулирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ АПК
2 МЕХАНИЗМ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_гос рег-е.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

 обеспечивает изучение рынка сельскохозяйственной продукции и средств для ее производства, разрабатывает предложения по насыщению его продовольствием и сельскохозяйственным сырьем;

 взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами в решении экономических, социальных и других вопросов, принимает совместно с ними меры по развитию сельскохозяйственного производства и перерабатывающих и обслуживающих его отраслей;

 принимает участие в разработке проектов государственных программ, а также направлений развития экономики на перспективу;

 обеспечивает проведение финансово-кредитной и ценовой политики;

 осуществляет правовое обеспечение функционирования сельскохозяйственного производства, а также перерабатывающих и обслуживающих его отраслей; обобщает практику применения законодательства, разрабатывает предложения по совершенствованию действующего законодательства и вносит их в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь; оказывает помощь в улучшении правовой работы юридических лиц, находящихся в ведении Министерства;

 в установленном законодательством порядке осуществляет управление деятельностью юридических лиц, находящихся в ведении Министерства, в том числе создает, ликвидирует и реорганизует указанные юридические лица;

 определяет основные направления научно-технического развития сельского хозяйства и отраслей, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства;

 координирует проведение фундаментальных и прикладных научных исследований аграрного профиля, а также обеспечивает взаимодействие научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений, находящихся в ведении Министерства;

 организует изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта по вопросам сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции;

 обеспечивает создание и внедрение в производство новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород животных, интенсивных ресурсосберегающих и безотходных технологий, новых видов продукции и методов организации производства;

 проводит единую государственную политику в области семеноводства, сортоиспытания, племенного дела, мелиорации, химизации земель;

 разрабатывает основные направления развития комплексной механизации, электрификации, газификации, теплоснабжения, энергосбережения и транспортного обслуживания сельскохозяйственного производства и отраслей, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства;

 обеспечивает координацию работ, связанных с разработкой и изготовлением сельскохозяйственных машин и оборудования;

 осуществляет в соответствии с действующим законодательством лицензирование отдельных видов деятельности;

 обеспечивает рациональное использование земель, предоставленных в пользование юридических лиц, находящихся в ведении Министерства;

 обеспечивает методическое руководство проектированием и строительством объектов производственного назначения и социальной сферы, осуществляемыми для юридических лиц, находящихся в ведении Министерства; организует подготовку схем развития и размещения отраслей сельского хозяйства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции для указанных юридических лиц;

 организует работу по укомплектованию центрального аппарата Министерства и находящихся в его ведении юридических лиц высококвалифицированными специалистами, по подготовке специалистов для агропромышленного производства, повышению их квалификации;

 осуществляет в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность;

 осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, содержание функций Министерства сосредотачивается в основном на перспективах развития и координации отраслей АПК, государственной инспекции, защите интересов комплекса перед другими сферами народного хозяйства, а также интересов производителей, при этом основной принцип его работы можно сформулировать как предоставление больших возможностей для хозяйствующих на земле субъектов, переработчиков сельскохозяйственного сырья, а также осуществление управления производством общественных благ, предоставляемых аграрным и перерабатывающим предприятиям со стороны государства.

В процессе проведенного исследования выявлены разные классификации методов регулирования в зависимости от выбранных критериев. Установлено, что система мер регулирования АПК в разных странах имеет различные составляющие, а их успешное применение во многом зависит от дальнейшего совершенствования самих экономических форм и методов государственного воздействия на предприятия и организации АПК. Приоритетными направлениями в этой области являются следующие: а) ограничение чрезмерно раздутой сферы государственно-экономического регулирования, где это имеет место; б) исключение дублирующих функций государственных органов власти на республиканском и местном уровнях; в) развитие системы саморегулируемых коммерческих предприятий и организаций в условиях рынка; г) более активная и эффективная деятельность государства по использованию бюджетно-налоговых, кредитно-денежных и других экономических методов; д) согласование перспективных, среднесрочных и краткосрочных программ развития АПК.

Эффективность функционирования предприятий и организаций АПК во многом зависит от их правильного государственного планирования и регулирования, которые возможны только при их рациональном сочетании с цивилизованным рыночным механизмом.

Далее рассмотрим особенности государственного регулирования устойчивого развития АПК Республики Беларусь.

 

 

 


3 Государственное регулирование устойчивого развития в сфере АПК Республики Беларусь

Агропромышленный комплекс (АПК) представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей, непосредственно обеспечивающих воспроизводство конечного продукта из сельскохозяйственного сырья. Его динамичное, устойчивое развитие обеспечивается при достижении устойчивого воспроизводства как в АПК в целом, так и в каждом его структурном подразделении и, особенно в его ключевой отрасли – сельском хозяйстве. Основными функциональными его сферами являются фондообразующие отрасли, сельское хозяйство, а также переработка, хранение и реализация продукции.

Государственное регулирование устойчивого развития в сфере АПК представляет собой систему экономического, организационного, социального, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и развития устойчивого воспроизводства предпринимательского типа.

Сущность государственного регулирования устойчивости воспроизводства в АПК раскрывается в его функциях [10, С. 263-264; 19, С. 557-560]:

      определение стратегии развития АПК, выработка аграрной политики и принятие необходимых мер по ее реализации;

      регулирование деятельности субъектов хозяйствования посредством стимулирующего законодательства, правовых механизмов и норм, а также эффективных экономических методов и рычагов, не подменяя хозрасчетную деятельность агропромышленных предприятий. При этом товаропроизводителям предоставляются все права самостоятельного хозяйствования, определенные действующим законодательством;

      формирование эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений – реальных собственников, предпринимателей, маркетологов, менеджеров, продавцов, покупателей и т.д.;

      обеспечение устойчивого спроса на продукты питания и их предложение. Это достигается путем формирования и поддержания системы цен, обеспечивающих стимулирование предложения и спроса на потенциально конкурентоспособные  продовольственные товары отечественных производителей;

      поощрение создания системы инфраструктурного обеспечения для функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала, продовольственных товаров;

      обеспечение вхождения субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему мирового продовольственного рынка;

      содействие научному и кадровому обеспечению устойчивого воспроизводства в АПК.

Особое значение для сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет надежный сбыт продукции. Важно законодательно оформить продовольственный рынок, организовать биржевую торговлю, внедрить современную систему информации о конъюнктуре рынка. Развитие правового и организационного механизмов проведения аукционов и улучшение деятельности бирж, повышение эффективности интервенций обеспечат устойчивое развитие агропромышленного комплекса и стабилизацию внутреннего продовольственного рынка [20, С. 18].

Цель государственного регулирования, по сути, заключается в том, чтобы дать импульс внутренним факторам развития АПК, вызвать кумулятивный процесс. Отсюда можно выделить следующие узловые проблемы создания эффективной системы государственного управления АПК:

1)     обеспечение устойчивых темпов экономического роста и научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, эффективная интеграция в зарубежные хозяйственные связи;

2)     достижение качества жизни населения (в том числе сельского), соответствующего стандартам экономически развитых стран.

Основным документом, определяющим направления развития агропромышленного сектора Республики Беларусь, является Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010гг., и Государственный бюджет. Государственной программой возрождения села предусмотрено выделить в 2005-2010 гг. на развитие производственной сферы села из всех источников 53 395 млрд руб., в том числе 15 938 млрд руб. из средств республиканского бюджета (соответственно 24,8 и 7,4 млрд долл. США по курсу на начало июня 2005 г.) [10, С. 263-264; 23, С. 92-93]. Намечено, что централизованные ресурсы будут выделяться регионам и сельскохозяйственным организациям с учетом объемов производства и реализации продукции, естественных условий хозяйствования. Государственная поддержка будет оказываться, как правило, предприятиям, обеспечивающим высокую окупаемость ресурсов.

Анализ приоритетных направлений финансирования сельского хозяйства, предусмотренных Государственной программой возрождения села на 2005-2010гг., позволяет утверждать, что некоторые из них оказывают влияние на объем производства продукции, и, следовательно, не соответствуют требованиям ВТО:

      дотирование цен на сельскохозяйственную продукцию пропорционально росту цен на энергоносители;

      снижение цен посредством дотаций на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы, поставляемые по лизингу;

      льготирование кредитов под бизнес-планы на реконструкцию молочно-товарных ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик и перерабатывающих предприятий, на строительство жилья и приобретение техники.

В то же время, средства, направляемые на реализацию таких программ как [21] известкование почв; государственная программа «Мелиорация»; государственная программа «Племдело»; семеноводство; ветеринарные мероприятия; страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы, соответствуют требованиям ВТО и относятся к мерам «желтой» и «зеленой корзины» (таблица 2).

Таблица 2 – Объем финансирования сельского хозяйства Республики Беларусь в соответствии с Государственной программой возрождения села на 2005-2010гг.

Направления финансирования

Общий объем средств, млрд руб.

Известкование почв

509,6

Государственная программа «Мелиорация»

1302,8

Государственная программа «Племдело»

119,3

Семеноводство

193,2

Ветеринарные мероприятия, включая содержание государственной ветеринарной сети

72

Льготирование кредитов (под бизнес-планы) на реконструкцию молочно-товарных ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик и перерабатывающих предприятий, на строительство жилья и приобретение техники

660

Дотирование цен на сельскохозяйственную продукцию пропорционально их росту на энергоносители

1630

Страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы

60

Снижение цен посредством дотаций на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы, поставляемые по лизингу

1000

Субсидии 60 базовым сельскохозяйственным организациям

600

Информация о работе Государственное регулирование развития АПК Республики Беларусь