Деятельность Г.Форда и основные положения фордизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 10:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – проследить основные положения фордизма.
В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть биографию Генри Форда;
 Обозначить основные цели производства Г. Форда;
 Выделить основные положения производственной и социальной политики Г.Форда;
 Проанализировать, как основные принципы фордизма отразились на успехе компании;
 Подвести итоги.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Биография Г. Форда и роль его личности 4
1.1 Личность Г. Форда 4
1.2 Генри Форд в контексте роли личности в истории 9
Глава 2 Появление фордизма и его основные принципы 10
2.1 Основные принципы производственной деятельности 10
2.1.1 Новые критерии качества товара 12
2.1.2 Применение рекламы и выбор продавцов 15
2.2 Основные принципы социальной политики Г.Форда 18
2.2.1 Работа и быт рабочих «Форд Мотор» 18
2.2.2 Заработная плата 20
2.3 Итоги фордизма на практике 22
Заключение 24
Список использованной литературы 28
Приложение 1 30

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность Г Форда и основные положения фордизма_Маркова Т..docx

— 128.92 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


 

Кафедра Менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа 

по дисциплине «Теория менеджмента. История управленческой мысли»

 

НА ТЕМУ

 

Деятельность Г.Форда и основные положения фордизма

 

 

 

 

Выполнила        Маркова Т.С.

 

Группа               ЗФ 304

Факультет          Бизнеса

Специальность  Менеджмент

 

Проверила         Асланова И. В.

 
                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2013 г.

Оглавление

 

 

 

 

Введение

Система производства получила свое развитие еще в начале XX в. Отцом, основателем производственной системы считают Г.Форда, по чьему имени и была названа система – фордизм.

Производственная система составляет сердцевину любого производственного предприятия. Поэтому изучение системы производства всегда было и будет актуально, ведь пока существует человечество, которое является основным потребителем, всегда будет необходимость в изучении и совершенствовании системы производства, которая составляет основу капиталистического способа.

Цель контрольной работы – проследить основные положения фордизма.

В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:

    • Рассмотреть биографию Генри Форда;
    • Обозначить основные цели производства Г. Форда;
    • Выделить основные положения производственной и социальной политики Г.Форда;
    • Проанализировать, как основные принципы фордизма отразились на успехе компании;
    • Подвести итоги.

В качестве основного источника при изучении основных принципов фордизма в контрольной работе использовались мемуары Генри Форда "Моя жизнь, мои достижения" (1922 год) и "Сегодня и завтра" (1926 год), фильм BBC „Генри Форд“ , а также другие источники литературы таких авторов как .

 

Глава 1. Биография Г. Форда и роль его личности

 

    1.  Личность Г. Форда

 «Никто не может мне ничего дать, и нет ничего такого, что я не мог бы иметь»

Генри Форд

История успеха Генри Форда — это тернистый путь, пройдя который, деревенский мальчишка с ирландскими корнями стал основателем современного капитализма.

Фееричная история семьи Форда началась задолго до рождения автомобильного магната. Дед Генри — Джон Форд со своей семьей прибыл в Америку из Ирландии в середине XIX века. На новом месте ему пришлось все начинать с нуля. В чужой стране, без друзей, знакомых и крыши над головой Джон Форд рассчитывал только на себя и потому много работал. Позже его внук сформулирует главный принцип всех Фордов: «Не бойся будущего и относись с почтением к прошлому. Неудачи дают повод начать все снова и действовать умнее».

 Сын Джона — Уильям к моменту рождения Генри уже твердо закрепился в Новом Свете. У него была большая ферма в штате Мичиган, где 30 июля 1863 года и родился первенец, ставший в будущем автомобильным магнатом. Он был одним из восьми детей Уильяма и Мэри Форд. Когда родителям не требовалась его помощь на ферме или когда он сам не был занят починкой часов или сельскохозяйственной техники, Генри посещал занятия в местной сельской школе. В итоге он научился основам арифметики, чтения и письма.

Жизнь семьи протекала довольно однообразно: вместе с родителями дети хлопотали по дому, работали на ферме, пасли свиней, пропадая с утра до вечера в поле. У Генри имелись все шансы стать крепким хозяйственником на ферме отца, но этому не суждено было случиться. Его гораздо больше интересовало устройство и действие механизмов. Мальчик постоянно что-то свинчивал и развинчивал, изучал устройство простейших приборов, встречавшихся в доме отца, разбирал механические игрушки братьев и сестер. Семейные легенды Фордов гласят, что стоило в доме появиться новой игрушке, как дети прятали ее от будущего автоконструктора с криками: «Только не давайте игрушку Генри!»

Примерно в 12 лет он испытал первое «техническое» потрясение, оказавшее непосредственное влияние на его дальнейшую жизнь. Возвращаясь из города на ферму, Генри с отцом неторопливо ехали на телеге, когда, распугав лошадей, мимо промчался локомобиль — огромная шипящая самоходная машина на пару. В тот день юный Генри Форд дал себе клятву, что посвятит свою жизнь механике.

В 1879 году, когда Форду исполнилось 16, он, не сказав никому ни слова, отправился испытывать судьбу в Детройт. Поначалу устроился подмастерьем на судостроительный завод братьев Флауэр, а по ночам подрабатывал помощником часовщика. Жизнь была тяжелая, денег едва хватало на пропитание, но Генри получил здесь очередной бесценный урок.

Первая попытка Форда оставить отцовскую ферму и посвятить свою жизнь изучению механических приборов не увенчалась успехом. Поработав механиком на локомобилях фирмы «Вестингауз» и сконструировав первую тележку на велосипедных колесах, молодой человек поддался уговорам отца, предложившего ему 40 акров земли вместе со спокойной сельской жизнью, и вернулся на ферму.

Казалось, теперь его мечте не суждено было сбыться. Но Форд не являлся бы Фордом, если бы сломался. Вернувшись на ферму, он не смог, как просил отец, навсегда забыть о машинах. К будущему автоконструктору обратился за помощью сосед-фермер, который приобрел сельскохозяйственную молотилку. Генри помог ему и вывел молотилку работать на соседское поле. Вскоре Форд стал единственным человеком в окрестностях, который знал, как обращаться со сложной техникой. Он начал работать на других фермеров, плативших ему приличные деньги.

Существует легенда, что Генри навсегда запомнил номер своей первой машины — «345» и, будучи уже влиятельным автопромышленником, приказал своим помощникам найти эту молотилку. Машину нашли, разобрали, почистили, смазали, собрали и доставили Форду. Магнат залез в нее и отправился в поле молотить, как когда-то в юности. В этот знаменательный день ему исполнилось 60 лет.

Возвращение на ферму из Детройта, которое на первый взгляд могло показаться поражением Форда в борьбе за осуществление своей мечты, на поверку оказалось его победой. Позже, став крупнейшим американским промышленником, Генри Форд признавал, что благодаря возвращению домой, он обрел главное слагаемое своего успеха — жену Клару Брайант: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда». Пока Генри Форд изучал научно-технические журналы, собирал механизмы, жена Клара разделяла его мечты о создании автомобиля. Она в подробностях интересовалась его делами, но никогда при этом не вмешиваясь. Вместо нее в очередной раз вмешался случай: на соседней ферме размещался упаковочный завод, где Генри увидел «молчаливого Отто» — машину, которая приводилась в действие не паром, а бензином. Форд сразу понял, что, если оснастить этот механизм колесами и рулем, может получиться то, о чем он мечтает всю жизнь, — автомобиль.

Свой первый двигатель внутреннего сгорания он собрал в 1893 г., а его первый автомобиль с четырехтактным двигателем появился на свет еще через три года. Самый легкий из первых автомобилей, к раме которого крепились четыре велосипедных колеса, он, по-видимому, уже тогда подсказывал мысль о том, что его создатель в дальнейшем будет делать акцент на низкой стоимости своей продукции. Г.Форд продал первую модель и использовал деньги для сборки второго автомобиля, который, в свою очередь, также был продан ради обеспечения финансирования работ по созданию третьей машины. В этом отношении Форд также заметно отличался от многих других пионеров автомобилестроения, не расстававшихся со своими творениями. Эта его особенность позволяла предугадать, что в будущем он будет активно стремиться к экспансии за счет увеличения продаж на массовом рынке, не рассчитывая на обеспечиваемое продажами эксклюзивных моделей богатым клиентам внешнее финансирование.

Генри долго не мог найти единомышленников, которые согласились бы вложить деньги в его проекты, отказы сыпались один за другим. Лишь в 1903 году ему удалось зарегистрировать легендарную «Форд Моторс Компани», а самому стать главным управляющим предприятия. Форд начал выпускать пробные модели Ford, но они не пользовались успехом. Изобретатель не переставал искать причину своих неудач, и однажды его осенило: надо создать простой и доступный автомобиль. Машину, которую сможет приобрести не только богач, но и рядовой американец. Автомобиль не для роскошной жизни, а для обычных клерков и фермеров, отправляющихся с утра на работу. Генри сразу понял, что это гениальная идея, которая сделает его богатым и наводнит Америку машинами. Наконец в 1908 году была создана та самая общедоступная модель — Ford T, получившая в народе ласковое прозвище «Жестяная Лизи». Этот автомобиль взорвал рынок и стал настоящим символом Америки начала ХХ века.

16 июля 1903 г. в Детройте была зарегистрирована  «Форд мотор компани», созданная по инициативе местного предпринимателя А. Малкомсона. Ее пайщиками стали 11 человек, убежденных в успехе автомобилей Форда и доверивших их создателю пост вице-президента и технического директора компании. Формальным ее главой был избран родственник Малкомсона Дж. Грей, но Форд оговорил право быть фактическим руководителем. Капитал компании составил всего 28 тыс. долларов.

Первоначально «Форд мотор компани» владела небольшой полукустарной мастерской по сборке и обкатке автомобилей. Через 8 лет после начала работы у компании имелось полтора десятка отделений, разбросанных по всей стране, а также в Англии и Австралии. Автомобили Форда экспортировались во все части света. Их выпуск увеличился с 1780 до 45 тысяч в год.

В конце 1910-х-начале 1920-х гг, карьера Генри Форда достигла наивысшей точки. Для его компании это десятилетие стало периодом устойчивой финансовой экспансии. В 1919 г. семейству Фордов принадлежала крупнейшая в мире автомобильная империя. Генри Форд выкупил акции всех своих компаньонов, которые получили огромные дивиденды. В 1927 г. собственность компании Форда оценивалась в миллиард долларов. Такой весомый результат был достигнут человеком, начавшим свой путь простым механиком и никогда не считавшим своей главной целью наживу.

В 1945 году, передав, наконец, дела компании своему внуку Генри Форду II, он ушел с поста президента своей корпорации, и спокойно жил со своей женой, Кларой, в своем имении «Фэа Лейн», в Дирборне до своей смерти 7 апреля 1947 году, в возрасте 83 лет.

Форд способствовал настоящей революции в автомобилестроении, сделав автомашину достоянием среднего класса. Это радикально изменило отношение к ней; из предмета роскоши она превратилась в удобное и доступное средство передвижения, конкурировавшее по массовости с общественным транспортом.

Таким образом, следует сказать, что Г.Форд это великий и смелый реформатор, который любил экспериментировать во всём. Он любил делать то, что считалось невозможным. Этот человек до сих пор является для многих людей примером подражания. Для каждого американца Г.Форд  является  эталоном американской мечты. До сегодняшнего дня имя автомобильного короля  является и будет являться одним из символов США.

    1.  Генри Форд в контексте роли личности в истории

Российский историк Шпотов Б.М. считал, что «внедрение Фордом в 1913 году сборочного конвейера стало новой, современной формой организации уже не простого массового, а поточного производства. Внедряя конвейер, Форд действовал достаточно осторожно. Рабочим, не желавшим работать на конвейере, предоставлялись другие виды работы».

Российский исследователь Саломатин отозвался о деятельности Форда в социальной сфере таким образом: «Вся бурная и многообразная некоммерческая деятельность Генри Форда в конечном счете работала на деловой успех компании Форда, создавая ее привлекательный образ, а ее руководитель приобретал все большую популярность».

Американский исследователь Синклер Э. так написал в своем труде: «Генри Форд был супермехаником с кругозором упрямого фермера, который считал, что люди будут пользоваться машинами и удобствами нового мира, сохраняя идеалы старого».

Но не все исследователи отзываются о Генри Форде как о гениальном руководителе и организаторе. Например, тот же Шпотов Б.М. отмечает, что «Форд хотя и работал на потребителя, но психологию спроса воспринимал слишком упрощенно и абстрактно, как нечто неизменное. Он воспринимал только одну причем наиболее очевидную ее сторону – что покупатели среднего достатка предпочитают недорогие, надежные, долговечные вещи, но не учел растущую склонность американцев к новизне, к переменам, к тому, чтобы заменить еще годный к употреблению товар на более новый и совершенный».

Но самым главным, по мнению историков, не признающих гениальность Генри Форда, просчетом Генри было неприятие профсоюзов. Форд не уделял внимания подготовке профессиональных менеджеров, пренебрегал морально-психологическими факторами. Между тем еще Тейлор подчеркивал, что «никакую благотворительность рабочий не ценит так высоко, как дружеское общение с ним руководства».

Смерть выдающегося механика, инженера и бизнесмена не только не оставила все вопросы разрешенными, но еще больше усугубила споры вокруг личности Генри Форда. Вот каким образом описывает основные неразрешенные вопросы Шпотов Б.М.: « «Человек-легенда», живой символ индустриальной Америки оставил немало пищи для размышлений.

Информация о работе Деятельность Г.Форда и основные положения фордизма