Документальный поток по библиотечному менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы.Концепция библиотечного менеджмента, формировавшаяся в отечественном библиотековедении самостоятельно как ответ на реальные процессы общественно-экономической жизни России, органично вписывается в общемировые тенденции преобразования управления библиотеками в информационную эру, что служит доказательством ее обоснованности и конструктивности.

Содержание

Введение 3
1. Становление библиотечного менеджмента 5
2. Методологические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности 12
3. Библиотечный менеджер как новый тип руководителя современной библиотеки 18
4. Библиотечный менеджмент в практике российских библиотек 25
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

КР-2Документальный поток по библиотечному менеджменту.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

Библиотекарь и проблемы его профессионализма были в центре внимания публикации Кильпяковой И.С. «Теория и практика библиотечного кадрового менеджмента». [15] Автор сфокусировала свое выступление на влиянии технологической модернизации на требования, предъявляемые к информационно-коммуникационной компетенции библиотечных кадров. Эта часть компетенций, к сожалению, не отражена в российских квалификационных требованиях по библиотечным должностям, широко используемых при разработке должностных инструкций и документов по аттестации кадров в библиотеках. В выступлении подчеркивалась необходимость их пересмотра и предлагалось использовать для этого интересный европейский опыт по созданию путеводителя по профессиональной компетентности кадров в области библиотечно-информационного обслуживания (проект Decidos). Создание отечественного путеводителя или адаптация к нашим условиям европейского может стать главным инструментом формирования системы непрерывного образования библиотечных кадров.

Ярким, насыщенным интересным материалом из опыта работы  стала публикация Редькиной Н.С. «Формирование эффективного технологического менеджмента в библиотеке». [34]Концепции сохранности фондов, электронной библиотеки, библиотечно-информационного обслуживания и другие активно использовались финансовым менеджментом библиотеки при формировании и аргументации проекта библиотечного бюджета, вносимого на рассмотрение в Правительство РФ и Государственную Думу. Результаты такого подхода к бюджетному процессу весьма позитивны: тенденция заметного роста бюджетных поступлений в течение последних 4-5 лет. Столь же положительно сказываются стратегии и на второй части бюджетирования - расходовании средств. Оптимизация этого процесса тесно связана не только с обязательным подчинением тактики (оперативного управления финансовыми ресурсами) стратегическим целям.

Опираясь на коллегиальность  как один из неотъемлемых принципов  финансового менеджмента библиотека добивается более рационального  расходования денежных средств. Романов,П.С. в публикации «Возможности применения частной методики финансового менеджмента в работе современной библиотеки» [33] остановился на необходимости менять систему управления библиотекой, используя наработки бизнеса в этом направлении. По мнению автора,  библиотека как объект управления мало чем отличается от фирмы или компании. Исходя из этого и предлагается позаимствовать подходы бизнеса в управлении изменениями, персоналом, финансами в практике библиотечного менеджмента.

Особый интерес представляет публикация «Критерии эффективности организационного управления библиотекой» Е.Я.Галимой. [8] Основная мысль автора - внедрение новой системы качества и сертификации соответствия деятельности библиотеки на основе международных стандартов качества. Особый интерес вызвали действия администрации по структурному изменению внутри библиотеки и созданию новых технологических документов, в числе которых документные процедуры, технологические и общетехнические документы, а также пересмотр форм статистической отчетности.

Попытка философского осмысления бытия современной библиотеки. Роль  руководства библиотеки в управлении её будущим, некоторые возможные  инструменты управления будущим  библиотеки представлены в публикации М.Н.Колесниковой «Управление будущим библиотеки (Опыт философской интенции)».[19]

Человеческая природа  такова, что без образа будущего, без перспективы люди не могут  продуктивно жить и действовать, постигать и достигать неведомое. В философской интерпретации  будущее – это некий идеальный  образ отдалённой во времени действительности, основанный на личном и коллективном опыте, обусловленный историческим, социально-экономическим и социокультурным  контекстом и специфически отражённый в личных планах и ценностных ориентациях  человека.

На основе данного определения  можно попытаться определить контуры  понятия «Будущее библиотеки», существующего  в профессиональном сознании. В широком  смысле – это образ успешной библиотеки, некоего идеального учреждения с  достаточным ресурсным потенциалом, качественно удовлетворяющего потребности  общества и потому достойно оцениваемого последним. В узком смысле будущее  каждой конкретной библиотеки может  представляться как её определённое состояние, характеризуемое наличием ряда конкретных количественных и качественных параметров, которого коллективу хотелось бы достигнуть на том или временном  отрезке.

Усилиями топ-менеджмента  в библиотеке должна создаваться  атмосфера творчества, взаимопонимания, сотрудничества и состязательности. Образно выражаясь, руководитель следит за составом воздуха, которым дышит  коллектив. Настоящее библиотеки «озонируется»  его настроением.

«Инструменты», которые могут формировать будущее библиотеки-стратегическое управление. К сожалению, библиотеки не уделяют должного внимания этому виду управления, тем самым значительно ослабляя свои позиции в рыночной экономике. Недооценка стратегического управления проявляется в следующем: во-первых, библиотеки часто планируют свою деятельность, исходя из того, что, либо их окружение не будет меняться вообще, либо происходящие в нём изменения будут несущественными. При стратегическом управлении всё происходит наоборот: определяя свои желаемые цели в будущем, библиотека исходит из того, что окружение и условия её функционирования будут изменяться. Поэтому разрабатываемая программа действий в настоящем включает способы реагирования на изменения, что позволяет обеспечить себе благоприятное будущее. Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов библиотеки. При таком подходе определяется лишь то количество услуг, которые библиотека может произвести и необходимые для этого затраты, но не получит ответа на вопрос о том, насколько её продукты будут востребованы, привлекательны для рынка. Как указывают специалисты, стратегическое управление носит упреждающий, предвосхищающий, а не реактивный характер, то есть руководители пытаются воздействовать на внешние события, а не просто реагировать на них. Потребуются большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в библиотеке, консервативной по своей сути организации, начался процесс стратегического управления.

Другим инструментом формирования будущего библиотеки выступает её социальное партнёрство с широким кругом субъектов социально-культурной, образовательной  и иных сфер, поскольку в социальном партнёрстве содержится процесс  синергичности.[17, 47] В управлении организацией синергичность (от греч. synergeia – сотрудничество, содружество) подразумевает сознательную совместную деятельность всех заинтересованных индивидов в стремлении к общей цели, что приводит к увеличению её силы по сравнению с разобщёнными действиями индивидов. Такое соединение усилий библиотеки со своими давними или вновь обретёнными партнёрами повышает не только эффективность её деятельности, но и устойчивость библиотеки в условиях постоянно происходящих изменений.

В Курской области активно  внедряются положения и принципы библиотечного менеджмента в  практику работы библиотек.

Концентрация усилий власти и общественности служит улучшению  постановки библиотечного дела на территории всей Курской области. Ключевые направления, на которых планируется сосредоточить  внимание и в которых рассчитывается на помощь органов управления культурой  таковы:

    • пополнение и обновление традиционных книжных фондов,
    • оснащение компьютерной техникой,
    • внедрение современных технологий,
    • создание фонда электронных документов и электронных библиотек,
    • развитие сети центров правовой информации и т. д.

Несмотря на финансовый кризис, в Курской области продолжает осуществляться проект по открытию модельных  библиотек, которые должны стать образцом и базой для обучения библиотечных руководителей и специалистов новым информационным технологиям и использованию на практике основных положений библиотечного менеджмента.[48 ]

Новшеством последних  лет стал переход к целевому программно-проектному финансированию библиотек: в условиях ограниченных материальных возможностей денежными средствами обеспечивается не работа в общем, а полезный и  интересный проект. Это определенно  сыграло положительную роль, поскольку  возросла ответственность за реализацию принимаемых программ. КОУНБ имени  Н. Н. Асеева активно подключилась к  разработке целевых программ и проектов. Курские специалисты  помогают библиотекам  области разрабатывать и внедрять в практику комплексные целевые  программы, которые являются показателем  более высокой степени организации  их работы. [49 ]

Высказанные в публикации суждения следует рассматривать  как ещё одну попытку осмысления бытия и перспектив современной  библиотеки.

Заключение

 

В ходе курсовой работы был  проанализирован документальный поток  по библиотечному менеджменту и  сделаны следующие выводы:

  1. Термин библиотечный менеджмент употребляется для обозначения как особой сферы библиотечной деятельности, так и особой научной дисциплины, ставящей задачу изучения этой сферы и выработки практических рекомендаций по ее совершенствованию. Как библиотечная деятельность менеджмент имеет много аспектов, но в своей главной части эта деятельность направлена на создание, обеспечение функционирования и развития библиотеки для достижения определенных целей.
  2. За период формирования концепции библиотечного менеджмента выделяются три этапа, отражающие различия в подходах не только к парадигме управления  библиотекой, но и в целом к управлению как философско-методологическому понятию.
  3. Особую роль в обновлении библиотеки, повышении ее конкурентоспособности должны сыграть библиотечные менеджеры, для которых профессионально значимыми становятся способность находить решения на основе анализа и синтеза воздействующих на библиотеку факторов, мобильность в освоении новых технологий.
  4. В настоящее время библиотечный менеджмент как новая парадигма управления современной библиотекой нашел широкое обсуждение в публикациях специалистов. На страницах специальных изданий развернута широкая полемика, посвященная проблемам библиотечного менеджмента, улучшению его качества,  эффективности управления библиотекой и т. д.
  5. Документальный поток по библиотечному менеджменту условно можно разделить на следующие составляющие:
    • учебники и учебные издания,
    • публикации в специальной печати,
    • электронные ресурсы, представленные на сайтах библиотек России.

Таким образом, концепция библиотечного менеджмента выступает теоретической основой для применения достижений многих наук в управлении современной библиотекой. В настоящее время систематизированы знания в области менеджмента библиотечно-информационной деятельности, определены теоретические, организационные, психологические основы информационно-библиотечного менеджмента. Раскрыты теоретико-прикладные аспекты библиотечного права и экономики.

Концепция библиотечного менеджмента выступает теоретической основой для применения достижений многих наук в управлении современной библиотекой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Абрамова,Л.В. Контроллинг в системе информационно-библиотечного менеджмента /Л.В.Абрамова // Вестник МГУКИ.- 2009.-№2.-С.198-202.
  2. Андреева,Н.Е. Эволюция менеджмента как основа формирования концепции управления информационной деятельностью библиотек [Электронный ресурс] / Андреева Н. Е. // http://libconfs.narod.ru
  3. Аскерова,Т. Наш менеджмент эффективен: конкурентов не боимся: книжная торговля в вузе реальна, она приносит доход / Т. Аскерова // Библиотека. – 2010. – N 4. – С. 46-47
  4. Ахмадова,Ю.А. Система менеджмента качества библиотеки : учебно-практическое пособие / Ю. А. Ахмадова. - Санкт-Петербург : Профессия, 2007. - 264 с.
  5. Библиотечный менеджмент : дидактическое пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / Под общ. ред.: Клюев В.К., Суслова И.М . - М.: Профиздат: Изд-во МГУКИ, 2001 . - 203 с.
  6. Бойкова,О.Ф. Договоры на использование результатов интеллектуальной деятельности /О.Ф.Бойкова // Справочник руководителя учреждений культуры.-2010.- №3.- С.24-33.
  7. Бутковская,М.С. Библиотечный менеджмент - практический опыт / М. С. Бутковская // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2002. - N 0. -  С.  37 - 45.     
  8. Галимова, Е.Я. Критерии эффективности организационного управления библиотекой / Е. Я. Галимова // Библиотековедение. - 2006. - № 4. - С.33-39.
  9. Галимова,Е.Я. Основы организационного проектирования библиотеки. – М.: «Издательство ФАИР», 2007. – 288с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
  10. Давыдова,Л. Менеджмент - дело тонкое, но нужное // Библиотека. - 2005. - N 10. - С. 76-81.
  11. Давыдова,Л.В. Культурный менеджмент библиотек Финляндии // Научные и технические библиотеки. - 2005. - N 12. - С. 55-64.
  12. Инночкин, В. Этические нормы специалиста // Библиотека. – 2007. - № 7. – С. 46-47.
  13. Карташов,Н.С. Управление. Менеджмент. Маркетинг.(О спорных вопросах науки управления библиотечным делом) [Электронный ресурс] /Н.С. Карташов // http://libconfs.narod.ru/
  14. Карташов,Н.С. Региональное библиотековедение: научно-практическое пособие /Н.С.Карташов.- М.: Либерия, 2004.- 224с.
  15. Кильпякова,И.С.Теория и практика библиотечного кадрового менеджмента /И.С.Кильпякова // Научные и технические библиотеки.- 2009.- №6.- С.69-77.
  16. Клюев,В.К. Управленческая экономика российской библиотеки: Тематический сборник избранных работ / Междунар. акад. информатизации ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; Авт. вступит.ст. Ю. А. Горшков. – М.: «Издательство ФАИР», 2007. – 384с.
  17. Клюев,В. Экономический анализ в системе библиотечного менеджмента /В.Клюев // НБА.-№1.-С.52-54.
  18. Колесникова,М.Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб. для вузов / М. Н. Колесникова. – М. :Либерея-Бибинформ, 2009. – 255 с.
  19. Колесникова, М. Управление Будущим библиотеки: миф или реальность? : о роли «топ-менеджеров» и проблемах стратег. упр. / Марина Колесникова // Библ. дело. – 2008. – № 1. – С. 26-28.
  20. Комарова,Г. Менеджмент организации работы библиотеки в колледже /Г.Комарова // Научные и технические библиотеки.- 2009.- №3.- С.81-87.
  21. Коптяева,М.В.Принципы менеджмента качества современной библиотеки: процессный подход /М.В.Коптяева // НТБ.- 2009.-С.27-35.
  22. Кудрина,Е.Л. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы: учеб. Пособие / Е. Л. Кудрина, Л. И. Рудич. Е. В. Уткин. – 3-е изд. перераб и доп. – М.: «Издательство ФАИР», 2006. – 224с.: ил. – (Специальный издательский проект для библиотек).
  23. Кузьмин, Е.И.  Реализация государственной библиотечной политики в начале 2003гг./Е.И.Кузьмин// НТБ. – 2004. - №1.- С.62-74.
  24. Маркова,В.Н. Диагностика управленческих навыков библиотечных менеджеров  / В. Н. Маркова, Е. А. Чернышева // Научные и технические библиотеки. - 2005. - N 8. -  С. 66-72.
  25. Маршак,И.Б. Библиотечный менеджмент в эпоху «виртуализации» / И.Б.Маршак
  26. Менеджер информационных ресурсов : учебно-метод. пособие / В. К. Клюев, И. М. Суслова, А. И. Пашин и др. ; М-во культуры Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : Литера, 2009. – 325 с.
  27. Паршукова,Г. Б. Библиотечный менеджмент [Электронный ресурс] : [электронный учебный курс] / Паршукова Галина Борисовна // http://courses.edu.nstu.ru
  28. Паршукова,Г.Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности: учеб. пособие / Г. Б. Паршукова. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004. - 187  с.
  29. Проскурякова,О. Менеджмент в руководстве крупной библиотекой /О.Проскурякова // Библиотека.- 2007.- №3.-С.26-29.
  30. Пашин А. И. Управление библиотечным делом: системный подход: учеб.-миетод. пособие / А. И. Пашин. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с.: ил.
  31. Пашин,А.И. Управление библиотечным делом: эволюция взглядов /А.И.Пашин //Мир библиографии.- 2009.-№2.-С.55-60.
  32. Редькина,Н.С. Формирование эффективного технологического менеджмента в библиотеке /Н.С.Редькина// Библиотековедение.- 2008.- №2.- С.46-50.
  33. Романов,П.С. Возможности применения частной методики финансового менеджмента в работе современной библиотеки /П.С.Романов //НТБ.- 2007.- №9.- С.18.27.
  34. Романов,П.С. Финансовый менеджмент и библиотека: точки соприкосновения /П.С.Романов //НБА.- 2007.- №1.- С.9-17.
  35. Романов,П. Менеджмент затрат: в теории и на практике /П.Романов //Библиотека.- 2007.- №12.- С.17-20.
  36. Суслова,И.М. Библиотечный менеджмент: полемика и реальность [Текст] / Суслова И. М., Кармовский В. В. // НТБ. — 2003. — N 11. — С. 5-19 ; То же [Электронный ресурс] // http://www.booksite.ru
  37. Суслова,И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб. для вузов культуры и искусств / И. М. Суслова, В. К. Клюев ; под общ. ред. И. М. Сусловой ; МГУКИ. — СПб. : Профессия, 2009. — 600 с. ; То же [Электронный ресурс] // http://vmo.rgub.ru
  38. Суслова,И.М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: Учебное пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / И. М.Суслова. - 2-е изд., доработанное и дополненное. - М. : Изд-во МГУК ИПО Профиздат, 2000.- с. 144.
  39. Суслова И. М. Организационное развитие систем управления со-временной библиотекой: учеб.пособие / И. М. Суслова, Т. Е. Дубенок. – Санкт-Петербург: Профессия, 2008. – 190 с.: ил., табл.
  40. Суслова,И.М. Процессный подход в библиотечном менеджменте: история и современность [Электронный ресурс] / Суслова И. М. // http://libconfs.narod.ru
  41. Суслова,И.М. Теоретико-методологические основы формирования различных типов менеджмента в современном библиотековедении [Электронный ресурс] / Суслова И. М. // Государственная публичная научно-техническая библиотека России : [Электронный ресурс] / ГПНТБ России. — М., 1995-2010. // http://www.gpntb.ru
  42. Суслова,И.М. Современный менеджмент: история и теория / И. М. Суслова, В. В. Кармовский // Библиотека. - 2004. - № 10. -  С. 69 - 71.
  43. Суслова,И.М. Социально-этический маркетинг: технология управления информационно-библиотечной деятельностью /И.М.Суслова /НТБ.- 2009.- №3.- С.75-81.
  44. Суслова,И.М. Стратегический менеджмент в современной библиотечной деятельности: организационно-методические аспекты / И.М. Суслова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2002. - № 2. -  С. 66-74.
  45. Суслова,И.М. Три кита менеджмента / И. М. Суслова // Научные и технические библиотеки. - 2006. - N 11. -  С. 5-9.
  46. Управление библиотекой: учебно-методическое пособие /А.С.Аверьянов, А.Н.Ванеев, В.Г.Горев и др.- СПб.: профессия, 2002.- 302с.
  47. Фенелонов Е. А. Социально-экономический анализ библиотечного дела как объекта управления: монография / Е. А. Фенелонов; Рос.гос. б-ка. – Москва: Пашков дом, 2008. – 263 с.: ил., табл.
  48. Шуйская,Т.В. Библиотечная сеть Курской области /Т.Шуйская // Государственные и муниципальные библиотеки Курской области в 2009 году: аналит.стат.сб. /ОНБ им.Н.Н.Асеева; сост.Т.В.Шуйская.- Курск, 2010.- С.3-4.
  49. Шуйская,Т. Работать по-старому уже нельзя /Т.Шуйская // Библиотека.- 2009.- №8.- С.40-41.
  50. Борисова,О.О. Библиотечная реклама как компонент информационной культуры и социальный феномен: монография /О.О.Борисова.- М.: Пашков дом, 2006.- 328с.
  51. Борисова, О.О. Библиотечно-библиографическая реклама: учебно-практ.пособие /О.О.Борисова.- М.: Профиздат, МГУКИ, 2002.-224с.
  52. Борисова, О.О. Рекламно-информационные технологии библиотечной деятельности: учебно-практическое пособие  / О.О. Борисова. – СПб.: Профессия, 2006. – 320с.

Информация о работе Документальный поток по библиотечному менеджменту