Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение жизненного цикла товара и его роли в формировании стратегии предприятия.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
изучить понятие и сущность жизненного цикла товара;
изучить этапы жизенного цикла товара;
Введение 2
Глава 1 Понятие и концепции жизненного цикла товара 4
1.1. Понятие жизненного цикла товара 4
1.2. Концепция жизненного цикла товара 7
Глава 2 Анализ жизненного цикла товара компании “Faberlic” 11
2.1. Стадии и виды жизненного цикла товара 11
2.2.Анализ жизненного цикла товаров ОАО “Faberlic” 23
Глава 3 Стратегия предприятия 29
3.1. Понятие и сущность стратегии предприятия 29
3.2. Виды стратегии 32
Заключение 44
Список использованной литературы 47
2. “Дойные коровы” Направления деятельности или товары с низкими темпами роста и большой долей рынка (продукты, достигшие фазы зрелости). Этим устойчивым и преуспевающим товарам для удержания их доли рынка требуется меньше инвестиций. При этом они приносят высокий доход, который компания может использовать для поддержки других направлений, требующих инвестирования3.
3. “Темные лошадки” - продукты, находящиеся в начальной фазе жизненного цикла. Они обещают высокие темпы роста, но имеют небольшую долю рынка. Поэтому менеджеры пытаются с помощью наступательных стратегий и больших инвестиций добиться увеличения доли рынка. Поддержка этих продуктов необходима потому, что в будущем нужны продукты, приносящие большую прибыль. Нужно учитывать, что эти направления деятельности требуют чаще всего гораздо больше финансовых затрат, чем приносят прибыли. Они требуют большого количества средств даже для поддержания своей доли рынка, не говоря уже о ее увеличении. Руководству следует тщательно продумать, каких «темных лошадок» стоит попробовать превратить в «звезды», а какие поэтапно ликвидировать.
4. “Хромые собаки” относятся к фазе насыщения и дегенерации. Они не имеют ни большой доли рынка, ни высоких темпов роста. Они могут приносить достаточный доход для поддержания самих себя, но не обещают стать более серьезными источниками дохода. Пока они приносят прибыль, рекомендуется инвестировать ее в «темных лошадок» или в «звезды». При наступлении опасности, что эти товары попадут в зону убытка, их следует снять с производства.
Жизненные циклы товаров очень разнообразны, но почти всегда можно выделить основные фазы.
В классическом жизненном цикле товара можно выделить четыре стадии или фазы (рис.1):
1.внедрение (выведение на рынок)
2.рост
3. зрелость
4.спад (упадок)
Рис.1 Стадии жизненного цикла товара
Рассмотрим каждую из фаз более подробно.
Стадия внедрения (выведения на рынок)
Прежде
чем говорить о сущности
Этот вопрос стратегически важен, поскольку товар, считающийся новым, вероятнее всего, подвержен более строгому процессу разработки и испытаний, нежели товар, который рассматривается в качестве простой модификации существующего товара.
Различают:
Нововведение - это товар, новый как для потребителей, так и для компании.
Нововведения
обычно вызывают определенные
изменения в поведении
Новый товар-дубликат - это товар, известный на рынке, но новый для компании.
Модификации товара - это товары, известные компании, но новые для потребителей. Цель состоит в том, чтобы фирма сумела предложить потребителю внешне новый или усовершенствованный товар, не проводя дорогостоящего процесса разработки нового товара. Имеются три разновидности модификаций: совершенствование, расширение ассортимента и перепозиционирование продукта.
Продукт
представляет собой предмет
Мероприятия, необходимые для разработки нового продукта до его выхода на рынок, подразделяются на мероприятия по планированию и мероприятия по реализации инновационного процесса.
В
целом, различают следующие
- выбор направлений поиска,
- поиск идей,
- отбор идей,
- анализ,
- развитие концепции продукта и прототипов,
- тестирование,
- выход на рынок (таблица 1)
За
поиском идей следует их
Фаза |
Мероприятия, методы, источники |
Поиск идей |
Анализ потребностей и деятельности конкурентов, опыт внешней службы и результаты испытания товаров; творческие методы |
Селекция |
Проверка идей с помощью оценочных матриц, профильной шкалы или бальных оценок |
Анализ |
Анализ экономичности с помощью инвестиционных расчетов, прибыли и покрытия затрат |
Развитие продукта |
Развитие концепции продукта, описания продукта или прототипа |
Тесты |
Проверка результатов фазы 4 с помощью теста рынка, панели, теста концепции |
Выход на рынок |
Таблица 1. Разработка нового продукта
Внедрение
товара на рынок начинается
с первого появления товара
на рынке. Завоевание рынка
требует времени, поэтому
Когда
компания выходит с товаром
на рынок, главная ее задача
- добиться признания товара не
только потребителями, но и
оптовыми и розничными торговца
В
ходе выведения товара на
1. вовлечении первых потребителей в обсуждение конструкции,
2. разграничении между
первыми и ранними
3. передаче прототипов и первых моделей товара в руки первых потребителей,
4. обеспечении обратной связи с первыми потребителями,
5. ускоренной разработке дальнейших моделей товара.
Рост
Если
новый товар имеет спрос, он
переходит к этапу роста, на
котором прирост продаж носит
устойчивый характер и товар
начинает приносить прибыль.
Если
значительное количество
Главная
задача стадии роста - укрепление
позиции марки. Стратегии на
этом этапе направлены на
В
рекламе акцент от
На
этапе роста компания
Зрелость
На
стадии зрелости в связи с
обострением конкуренции рост
продаж начинает прекращаться. Продукт
привлекает все меньше новых
покупателей; сохранение
Замедление
роста продаж происходит за
счет появления многих
На
стадии зрелости жизненного
- расширение рынка,
- модификация товара,
- перепозиционирование продукта.
Расширение рынка может означать поиск новых покупателей или новых применений товара.
Компания,
прибегающая к стратегии
Перепозиционирование
марки предполагает
Управление продукцией на этапе зрелости сводится к постоянному совершенствованию свойств товара. Широкий контакт с потребителем на протяжении всей жизни товара и до настоящего момента должен обеспечить фирме развернутое представление о потребностях покупателей в области эксплуатации продукта. На основе данной информации менеджер к настоящему моменту получит детальный анализ функции развертывания качества. Этот анализ впоследствии может быть использован фирмой в целях усовершенствования тех характеристик товара, которые обеспечивают самые важные их искомых выгод.
Кроме того, фирма должна изыскивать способы для повышения нематериальной ценности товара. На большинстве рынков товара, находящегося в стадии зрелости, конкуренты подходят к технологическому пределу - они не могут больше повысить ценность товара для потребителей без того, чтобы не столкнуться с неприемлемыми для них затратами. Зачастую не только ведущий конкурент достигает этого уровня; все основные конкуренты имеют идентичные технические возможности и предлагают аналогичные качественные характеристики. А если же ни один из конкурентов не имеет четкого преимущества по издержкам, то на подобном рынке их прибыли снизятся до такого уровня, что прибыль будет едва покрывать затраты. Когда рынок достигает такой точки, фирма должна найти иной путь дифференциации своего товара, либо она будет вынуждена продолжать конкурентную борьбу в области издержек и цены. Кроме приложения усилий в области повышения качества товара, фирма может также усовершенствовать и нематериальные качества товара, такие как его внешний вид, гарантии и виды услуг. Именно обслуживание становится основным средством фирм-конкурентов для дифференциации своих материальных товаров.