Защита прав потребителей на територии Сахалинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - определить направления по повышению эффективности деятельности органов по защите прав потребителей на муниципальном уровне.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности;
- изучить правовые основы защиты прав потребителей;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ЕЕ АСПЕКТАМ 6
1.1 История создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности 6
1.2 Общественные организации по защите прав потребителей в ряду организаций по защите прав потребителей и их полномочия 12
1.3. Правовые основы защиты прав потребителей 17
2 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 24
2.1. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области 24
2.2. Деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Сахалинской области 29
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

По мнению автора, в целом принятие изменений и  дополнений в Закон «О защите прав потребителей» - это еще один большой шаг на пути к цивилизованному потребительскому рынку.[19, c. 5]

Стратегия развития Российской Федерации до 2020 г. провозгласила развитие личности как базовую предпосылку для решения основных экономических и социальных проблем. Выдвигая в качестве одного из приоритетов информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей, можно ожидать, что потребитель не только сделает правильный выбор на потребительском рынке товаров, работ, услуг, но и сможет в перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке.

С другой стороны, построение правового государства  требует не только формирования соответствующей  законодательной основы, но и адекватного  ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих  законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях. Практическое претворение этого направления должно преследовать цель приобретения потребителями и предпринимательским корпусом определенных навыков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики, что в результате способствовало бы самостоятельному разрешению ими возникающих проблем. Решение поставленных вопросов позволит на качественно новом уровне обеспечение защиты прав потребителей и повышение жизненного уровня населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ Сахалинской области

 

2.1. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области

 

Территориальным органом Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области (далее -Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере oбеcпечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Управление  является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и  со своим

наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полное наименование - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области. Сокращенное наименование - Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области.[20, c. 4]

Имущество   Управления   является   федеральной   собственностью   и закреплено за ним на праве оперативного управления.

Место   нахождения   Управления   и   его   территориальных   отделов определяется Федеральной службой.

Управление  в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Положением о Федеральной службе, актами Федеральной службы и настоящим Положением.

Управление  осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Сахалинской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основные задачи

Основными задачами Управления являются:

-  организация и  осуществление надзора и  контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области

- обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения,  защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;

-   предупреждение  вредного  воздействия на человека факторов среды обитания;

-  профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

Полномочия  Управления

Управление  в пределах своей компетенции  осуществляет:

- надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе:

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за:

- разработкой схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, при размещении объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установлении их санитарно-защитных зон, выбором земельных участков под строительство, а также за проектированием, строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, расширением, консервацией и ликвидацией промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства иных объектов;

- проектной документацией о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, а также за предоставлением  земельных участков под строительство, вводом в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов; производством, транспортировкой, хранением, применением (пользованием) и утилизацией продукции производственно-технического назначения, в случаях, когда требуется непосредственное участие человека, и товаров для личных и бытовых нужд граждан, технологиями их производства, потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции, пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного  сырья, а также контактирующими с ними материалов и изделий и технологиями их производства;

- производством, применением (использованием) и реализацией населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новыми технологическими процессами производства продукции;

- радиационной безопасностью, в том числе дозами облучения населения и персонала от техногенных, природных, медицинских источников ионизирующих излучений;

- реализацией населению продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также её применением (использованием) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте;

- организацией питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе за приготовлением пищи и напитков, их хранением и реализацией населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

- организацией питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения;

- водными объектами, используемыми для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водными объектами, расположенными в черте городских и сельских поселений;

- осуществлением эксплуатации централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;

- состоянием атмосферного воздуха по критериям безопасности и (или) безвредности для человека в городских и сельских поселениях, на территориях   промышленных организаций, а также воздуха в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (местах постоянного или временного пребывания человека);

- состоянием   почвы   по   критериям   безопасности   и   (или)   безвредности городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий;

- условиями и способами сбора,  использования, обезвреживания, транспортировки хранения и захоронения отходов производства и потребления;

- содержанием жилых помещений;

- санитарно-эпидемиологическим состоянием лечебно-профилактических  учреждений;

- эксплуатацией производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

- деятельностью или работой отдельных цехов, участков, сооружений, оборудования, транспорта, выполнением отдельных видов работ и оказанием услуг;

- условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда;

- условиями работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условиями работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний;

- условиями работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), использованием машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производством, применением (использованием), транспортировкой, хранением и захоронением радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека;

- использованием программ, методик и режимов воспитания и обучения, технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания, учебной мебели, а также учебников и иной издательской продукции;

- дошкольными и другими образовательными учреждениями независимо от организационно-правовых форм

 

2.2. Деятельность  Управления Федеральной службы  по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия  человека по Сахалинской области

 

В 2011 году Управлением было проведено 85 проверок предприятий всех форм собственности на соблюдение и выполнение правил предоставления услуг. В результате проверок было выявлено 157 административных правонарушений в сфере санитарного законодательства и в области защиты прав потребителей, по которым должностными лицами составлялись административные протоколы с последующей передачей их для принятия решения уполномоченным на то другим государственным органом.[22, c. 5]

Из 157 административных правонарушений на 130 были наложены административные штрафы (полномочными органами). Сумма наложенных штрафов составила 1 353 156, 52 рублей. При этом сумма взысканного штрафа составила 931 200 рублей. 65 лиц привлечены к административной ответственности за правонарушения.

За нарушения  законодательства в области обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения территориальным органом  Роспотребнадзора было наложено 398 ед. штрафов, из них взыскано 152 ед., а  сумма составила – 199 100 руб. Также было вынесено 4 предупреждения, 11 дел переданы на рассмотрение судьям, 40 человек отстранены от работы, для возбуждения уголовных дел было вынесено 11 постановлений.

За первое полугодие  2012 года за аналогичные нарушения было наложено 387 ед. штрафов, из которых взыскали 112 ед. в сумме –328 694 руб. Было вынесено 74 предупреждений, из которых по 7 приняты решения о привлечении к ответственности и 8 человек были временно отстранены от работы. Основные нарушения значатся за предприятиями торговли продовольственными  продуктами.

Мы видим, что  нарушения за первое полугодие 2012 года уже составили более 165 % по сравнению с результатами за 2011 год в целом.

В июле 2012 года в адрес Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области поступило  по телефону «горячей линии»  217 обращений  от граждан и организаций Сахалинской области.

Наибольшее  количество обращений по телефону «горячей линии»   156 (72%) поступило на нарушения  прав потребителей.

Из них:

-  на нарушения  правил продажи отдельных видов  товаров - 103;

-  на оказание  некачественных услуг - 53.

47 (22 %) обращений  поступивших по телефону «горячей  линии»    касались вопросов  обеспечения санитарно - эпидемиологического  благополучия.

Из них:

- на качество  пищевых продуктов и организацию  питания населения  - 13;   

- на условия  проживания в жилых помещениях - 7;

- на состояние  территории городских и сельских  поселений -10;

- на эксплуатацию  общественных помещений - 6;

- на планировку  и застройку городских поселений  - 1;  

- на качество  питьевой воды и питьевого водоснабжения 3;

- на атмосферный  воздух - 1;

- на условия  труда - 2;

- на условия  воспитания и обучения - 4.

На все поступившие  вопросы граждан и организаций  Сахалинской области по «горячей линии» специалистами были даны разъяснения, рекомендации и предложения о направлении в адрес Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области письменных заявлений для рассмотрения и принятия мер,  а также рекомендации по вопросам не входящим в компетенцию службы обратиться по подведомственности в другие контролирующие организации.

 

2.2. Проблемы  в работе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области

 

Несмотря на то, что были разработаны и приняты  правовые акты, регулирующие деятельность территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека существуют некоторые проблемы. В Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области существуют следующие проблемы:

Информация о работе Защита прав потребителей на територии Сахалинской области