Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа
Цель исследования – определить способы формирования и перспективы развития имиджа современных библиотек.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Выявить и проанализировать литературу по данной теме, в том числе и публикации в периодической профессиональной печати.
2.Проанализировать и определить понятие имиджа библиотеки.
3.Изучить опыт формирования имиджа современных библиотек разных типов, выявить специфику формирования имиджа библиотеки.
4.Оценить воздействие внешних и внутренних факторов, влияющих на восприятие имиджа библиотеки.
Введение…………………………………………………………………….стр.3
Глава 1.Теоретические основы формирования и развития имиджа библиотеки.
1.1.Подходы к пониманию понятия имидж.…………………………….стр.5
1.2.Факторы, влияющие на формирование имиджа.…………………….стр.7
Глава 2.Методика формирования положительного имиджа библиотеки.
2.1.Методика формирования внутрибиблиотечного имиджа………….стр.16
2.2.Методика формирования внебиблиотечного имиджа………..…...стр.22
Заключение………………………………………………………………….стр.25
Список литературы…………………………………………………………стр.27
Московский государственный университет культуры и искусств
Институт информационных технологий и библиотек
Вечернее отделение
Курсовая работа
«Имидж современной библиотеки:
формирование и развитие»
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы формирования и развития имиджа библиотеки.
1.1.Подходы к пониманию
1.2.Факторы, влияющие на формирование имиджа.…………………….стр.7
Глава 2.Методика формирования положительного имиджа библиотеки.
2.1.Методика формирования внутрибиблиотечного имиджа………….стр.16
2.2.Методика формирования внебиблиотечного имиджа………..…...стр.22
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
В настоящее время наблюдается усиление внимания к проблемам формирования сильного (способного оказывать положительное влияние на маркетинговое окружение) имиджа организации. Сильный корпоративный имидж становится необходимым условием достижения устойчивого и продолжительного делового успеха, что особенно актуально для коммерческих организаций. Вместе с тем, некоммерческие организации (библиотеки, музеи, культурно-досуговые и образовательные учреждения) также осознают социальную ценность имиджа организации в глазах общественности.
В современных условиях библиотека
столкнулась со значительными трудностями
в привлечении массового
Сегодня тема имиджа библиотеки является одной из наиболее актуальных, обсуждаемых и интересных в библиотечных кругах. Наблюдается заметный рост исследовательского интереса к проблемам имиджа. Все чаще на страницах периодической профессиональной печати обсуждаются вопросы имиджа библиотеки, библиотечного специалиста, престижа профессии.
Объект исследования- имидж современной библиотеки.
Предмет-формирование положительного имиджа библиотеки.
Цель исследования – определить способы формирования
и перспективы развития имиджа современных
библиотек.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1.Выявить и проанализировать литературу по данной теме, в том числе и публикации в периодической профессиональной печати.
2.Проанализировать и
3.Изучить опыт формирования имиджа современных
библиотек разных типов, выявить специфику
формирования имиджа библиотеки.
4.Оценить воздействие внешних и внутренних факторов, влияющих на восприятие имиджа библиотеки.
Данная работа состоит
из введения, двух глав, заключения и
списка литературы. В первой главе
определяются подходы к определению
понятия «имидж» и
Во второй главе более
подробно рассмотрены способы и
методы формирования внебиблиотечного
и внутрибиблиотечного имиджа.
Глава 1.Теоретические основы формирования и развития имиджа библиотеки.
1.1. Подходы к пониманию понятия «имидж».
В общественном сознании все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от которой зависит успешность деятельности любой организации. Это понятие активно используется в средствах массовой информации, в системе маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Имидж относят к таким социальным реальностям, как человек, группа людей или организация (например, имидж артиста, членов правительства, страны) и результатам их деятельности (взглядам, теориям и т.д.). Понятие имиджа имеет ряд близких по значению слов: мнение, рейтинг, репутация, образ, отношение, известность, слава, популярность, престиж, авторитет и т.п.
Проблема имиджа в западных странах (главным образом в США) становится актуальной с 1950-х годов. В 60-х годах XX столетия в Америке и Европе отмечен рост числа исторических, социологических, философских и психологических исследований имиджа. В отечественной науке до конца 80-х годов, близкие по направленности исследования проводились в рамках психологии пропаганды, массовых коммуникаций, социального познания. Большой размах получило изучение индивидуального и общественного сознания. В целом, отечественная научная мысль имеет значительную базу для плодотворного исследования ставшей актуальной проблематики имиджа.
Имидж происходит от латинского слова imago - образ, которое связано с другой лексемой - imitari, т.е. имитировать. Толковый словарь Вебстера дает следующее определение этого понятия: имидж - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенно личности. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном сознании с помощью паблисити, рекламы или пропаганды [12, с.5
Другие исследователи
утверждают, что термин "имидж"
имеет англоязычные корни и наиболее
часто употребляется для
И. Алёшиной: имидж — это образ организации
в представлении групп общественности.
Подчеркнём, что имидж может быть различным
для различных групп, поскольку желаемое
поведение этих групп в отношении организации
может различаться. Так, для широкой общественности
может быть предпочтительной гуманистическая
позиция библиотек. Для партнёров — стабильность
и надёжность.
Имидж, с точки
зрения З. Фрейда, — это, скорее всего,
идеальный образ человека или
предмета.
М.В. Томилова считает, что «имидж
есть целостное восприятие (понимание
и оценка) организации различными группами
общественности, формирующееся на основе
хранящейся в их памяти информации о различных
сторонах деятельности организации» [10,
C.6]. Другими словами, содержание понятия
«имидж организации» включает две составляющие
(описательную и оценочную).
Е.В. Змановская полагает, что имидж можно раскрыть через цепочку ассоциаций «образ – впечатление – молва –репутация – слава – престиж – общественное мнение» и определить как «эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо/чего-либо, принимающий форму устойчивого социального стереотипа» [4, C.9]. Носитель имиджа называется его субъектом, прототипом или прообразом, потребитель имиджа – объектом или имиджевой аудиторией.
Как социально-психологический
феномен имидж имеет ряд
Таким образом, сопоставив все
определения и формулировки можно
прийти к выводу, что имидж организации
- это целенаправленно
1.2. Факторы, влияющие на формирование имиджа библиотеки
В настоящее время имидж библиотеки является актуальным предметом исследования библиотечной имиджелогии. В контексте библиотечной имиджелогии под образом (имиджем) библиотеки понимается социально-коммуникативная категория, являющаяся связующим звеном между социумом и культурно-информационным институтом — библиотекой. Разработка библиотечной имиджелогии как профессиональной инновации обусловлена глобальными преобразованиями в российском и мировом сообществе конца XX — начала XXI столетий. Формирование положительного образа (имиджа) библиотеки — многогранный противоречивый процесс. Его продуктивность, результаты напрямую зависят не только от правильного применения методологии и инструментария непосредственно из библиотечной теории и практики, но и от апробации и использования ключевых положений и инструментария других отраслей. Исследование условий, механизмов и инструментария, присущих процессу формирования имиджа, и составляет проблематику библиотечной имиджелогии.
В библиотековедении проблема
имиджа активируется в ракурсе имиджа
руководителя библиотеки и библиотекаря,
имиджа библиотеки. К сожалению, приходится
констатировать, что образ библиотек
и библиотекаря в глазах широкой
общественности оставляет желать лучшего.
Долгое время библиотекари не пытались
сломать стереотипное представление
о себе. Но прошло время, и в стране,
и внутри библиотечного сообщества
произошёл целый ряд изменений.
Библиотекари получили возможность
общаться с коллегами из разных стран,
приходит понимание себя и места
своей профессии в мире, возникает
потребность во взгляде на себя со
стороны, встаёт вопрос имиджа библиотечной
профессии.
На построение и изменение имиджа требуется
длительное время, нередко измеряемое
годами. Заниматься процессом формирования
и поддержания нужного имиджа должны специалисты,
к которым причисляются имиджмейкеры,
специалисты по связям с общественностью
(PR-специалисты), организаторы рекламных
кампаний и др. Одними из актуальных проблем
имиджелогии остаются проблемы изучения
имиджа организаций, выбора методик и
стратегий создания позитивного корпоративного
имиджа (М.В. Томилова, Э.А. и А.Э. Капитоновы,
В.М. Шепель, Г.Г. Почепцов и др.). В некоммерческой
сфере проблемам имиджа организации и
ее персонала, рекламе и связям с общественностью
уделяют внимание Г.Л. Тульчинский, Г.Б. Паршукова,
С.Г. Матлина, И.В. Минкина, А.Н. Ванеев, Р.
Панова и др.
Имиджу, как особому психическому образу присущи следующие общие характеристики:
Главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому- либо или чему- либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и,в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности. Имидж библиотеки как организации может создаваться в различных содержательных пластах: имидж руководителя, имидж библиотекаря(индивидуально), корпоративная культура( команда), имидж проекта или услуги, дизайн и фирменный стиль.
По направленности имидж разделяется на внешний и внутренний. Очевидно, что между данными видами имиджа могут и должны быть тесные связи. Но на практике часто встречаются несовпадения, когда внешний имидж соответствуем стандартам, а внутренний являет ему полную противоположность. В большинстве случаев администрация и сотрудники библиотеки наибольший акцент делают на создание внешнего имиджа, пуская на самотек формирование внутреннего. Это приводит к неблагоприятному психологическому климату внутри коллектива, к негативному восприятию библиотеки «изнутри». В связи с этим необходимо упомянуть, что по целенаправленности PR-деятельности выделяются естественный и искусственный имиджи. Естественный имидж складывается стихийно, без специальных PR-акций и рекламы, в результате практической деятельности организации. Искусственный специально создается рекламой и PR-акциями и не в полной мере соответствует характеру и результативности деятельности организации. На первых этапах работы по связям с общественностью доминируют искусственные имиджи, приукрашивающие реальность, а в дальнейшем происходит их взаимная адаптация и сближение. Стихийно складывающийся имидж в большинстве случаев отличается низкой эффективностью. Целенаправленная работа с общественным мнением, носящая профессиональный и системный характер, позволяет быстро сформировать необходимое впечатление о работе библиотеки.
Информация о работе Имидж современной библиотеки: формирование и развитие