Инновации на примере фототехники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является генерация и оценка идей в отрасли производства фототехники.
Задачами исследования являются:
- изучение теоретических аспектов инновационной деятельности;
- исследование инновационных моделей фотоаппаратов;
- рассмотрение методов поиска инновационных идей и методов селекции конкурирующих предложений;
- выбор перспективной инновации из имеющихся предложений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Теоретическая часть………………………………………………………...3
1.1. Основные понятия и терминология в инноватике………………..3
1.2. Классификация инноваций………………………………………….10
1.3. Процесс генерирования идей………………………………………16
Практическая часть………………………………………………………..23
2.1. Состояние и характеристика инновационной деятельности в отрасли фототехники………………………………………………….23
2.2. Методы поиска инновационных идей………………………………
Заключение………………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4курс.docx

— 73.65 Кб (Скачать файл)

Люди, работающие в организации, не только должны понимать важность инноваций для успешной деятельности компании, но и располагать  необходимыми знаниями и навыками для  активного участия в инновационном  процессе. Сотрудников следует стимулировать  к активному участию в проектах по подготовке и внедрению инноваций. Без системного подхода к усилению мотивационной составляющей, без  формирования нужного отношения  к поставленным задачам и без  поддерживающей инновации организационной  культуры ни одна компания не сможет добиться успеха на поприще инноваций.

И так, инновацию - результат нужно рассматривать  с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны  три свойства: научно-техническая  новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается  на инновационном процессе.

1.2. ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИИ

Классификация инноваций означает распределение  инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной  схемы инноваций начинается с  определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Важность  классификации инноваций:

- она нужна  для анализа основных признаков  инноваций с целью выявления  специфических требований, предъявляемых  к механизму их разработки  и внедрения на предприятиях;

- она определяется  в целях изучения комплексного  характера инновации: раскрытие  разнообразных областей и способ  их использования, изучение различных  методов управления;

-она нужна для установления значимости того или иного инновационного продукта;

- она используется для  сравнительной качественной и  количественной оценки.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные  классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

Инновации классифицируются по следующим признакам:

  1. значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
  2. направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
  3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
  4. глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
  5. разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
  6. масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
  7. место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
  8. характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
  9. степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
  10. время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
  11. причина возникновения (реактивные, стратегические);
  12. область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

Однако для  нас будет важна классификация, представленная в «Руководстве ОСЛО», отредактированном в 2010 году. Оно содержит наиболее современную и широко применяемую классификацию.

Исходя из нее, различают четыре типа инноваций:

  • Продуктовые;
  • Процессные;
  • Маркетинговые;
  • Организационные.

Эта классификация обеспечивает наибольшую возможную преемственность с прежними определениями технологической продуктовой и процессной инновации, использованными во втором издании Руководства Осло. Понятия продуктовой и процессной инноваций близки к прежним понятиям технологической продуктовой и технологической процессной инноваций. Введение маркетинговых и организационных инноваций расширило диапазон типов инноваций, охватываемых настоящим Руководством.

Продуктовая инновация есть введение в употребление (внедрение) товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования. Сюда включаются значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении, в удобстве использования или в других функциональных характеристиках.

Новыми продуктами считаются товары и услуги, значительно отличающиеся по своим характеристикам или предназначению от продуктов, производимых предприятием ранее. Примерами новых продуктов, где использовались новые технологии, можно считать первые микропроцессоры или цифровые фотоаппараты. Первый портативный МРЗ-плейер, в котором использовалось сочетание уже существовавшего программного обеспечения и технология использования миниатюризированного жесткого диска, был новым продуктом, в котором комбинировались существовавшие до этого технологии.

Значительные улучшения  уже существующих продуктов могут  осуществляться за счет изменений в материалах, компонентах и прочих характеристиках изделий, улучшающих их свойства. Внедрение тормозной системы ABS, навигационной системы глобального позиционирования GPS или улучшения других подсистем в автомобилях могут служить примерами продуктовой инновации, заключающейся в частичных изменениях или дополнениях какой-либо одной из многих технических подсистем, объединенных в изделии. Использование в производстве одежды воздухопроницаемых тканей является примером продуктовой инновации, заключающейся в использовании новых материалов для улучшения свойств продукта.

Процессная  инновация есть внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении.

Процессные инновации  могут иметь целью снижение себестоимости  или затрат по доставке продукции, повышение  ее качества либо производство или доставку новых или значительно улучшенных продуктов.

Методы производства включают технологические процедуры, оборудование и программное обеспечение, применяемые  в производстве товаров или услуг. Примерами новых методов производства являются установка нового автоматизированного оборудования на производственной линии или компьютеризация проектно-конструкторских работ.

Методы доставки затрагивают  логистику предприятия и объединяют в себе оборудование, программное  обеспечение и технологии, используемые в снабжении исходными материалами, в снабжении внутри предприятия  и в доставке конечной продукции. Примерами новых методов доставки могут служить внедрение учета  перемещений товаров с помощью  штрих-кода или активной радиочастотной системы отслеживания перемещений  транспортных средств (RFID).

Процессные инновации  также включают новые или значительно  улучшенные технические приемы, оборудование и программное обеспечение, используемые во вспомогательных видах деятельности, таких, как снабжение, бухгалтерский учет, вычисления, текущий ремонт и профилактика. Внедрение новой или значительно усовершенствованной информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) является процессной инновацией, если оно нацелено на повышение эффективности и/или качества вспомогательной деятельности предприятия.

Маркетинговая инновация есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены.

Маркетинговые инновации  направлены на лучшее удовлетворение нужд потребителя, открытие новых рынков или завоевание новых позиций  для продукции предприятия на рынке с целью увеличения объема продаж.

Понятие маркетинговых инноваций  включает в себя значительные изменения  в дизайне продукта, являющиеся частью новой концепции его маркетинга. Изменения в дизайне продукта в данном случае подразумевают изменения в форме и внешнем виде, не изменяющие функциональных или потребительских характеристик данного продукта. Они включают также изменения в упаковке продукции, такой, как пищевые продукты, напитки и моющие средства, для которых упаковка является важнейшей составляющей внешнего вида.

Новые маркетинговые методы в размещении продукта (на рынке) в  первую очередь подразумевают освоение новых каналов сбыта. В данном случае под каналами сбыта понимаются методы, используемые для продажи  товаров и услуг потребителям, а не методы логистики (транспортировка, хранение и погрузочно-разгрузочные работы), затрагивающие главным образом сферу эффективности. Примерами маркетинговых инноваций в размещении продукта служат первое внедрение системы франчайзинга, прямой продажи, эксклюзивной розничной торговли или лицензирование продукции.

Новые маркетинговые методы в продвижении продукта (на рынок) включают в себя использование новых концепций продвижения товаров и услуг данного предприятия. Инновации в назначении цены включают в себя использование новых стратегий ценообразования для рыночного продвижения товаров или услуг предприятия.

Организационная инновация есть внедрение нового организационного метода в деловой практике предприятия, в организации рабочих мест или внешних связей.

Организационные инновации  могут быть направлены на повышение  эффективности предприятия - посредством  сокращения административных расходов или оперативных затрат, повышения  удовлетворенности служащих состоянием своих рабочих мест (и тем самым  производительности труда), расширения доступа к нетоварным активам (таким, как некодифицированные знания из внешних  источников) или уменьшения затрат на снабжение.

Организационные инновации  в деловой практике включают в  себя внедрение новых методов  в организацию повседневной деятельности и порядок выполнения работ. Сюда входит, к примеру, внедрение новых практик для улучшения обучения сотрудников и облегчения циркуляции знаний внутри предприятия. Примером может служить внедрение первой практики кодификации знаний, т. е. организация баз данных о лучшей практике, подборе учебного материала и другой информации таким образом, чтобы сделать все это более доступным для персонала.

Инновации в организации  рабочих мест включают в себя внедрение  новых методов распределения ответственности и права принятия решений между сотрудниками при организации и согласовании различных рабочих процессов внутри подразделений предприятия и во взаимодействии этих подразделений, а также внедрение новых принципов структурирования деятельности вроде объединения различных видов работ.

Новые организационные методы во внешних связях предприятия включают внедрение новых способов организации  взаимоотношений с другими предприятиями или государственными организациями, таких, как установление новых форм сотрудничества с исследовательскими организациями или заказчиками, новых методов интеграции с поставщиками, использование результатов внешних исследований и разработок (outsourcing), а также первое в практике предприятия привлечение коммерческих субподрядчиков к производству, заготовкам, распределению, набору персонала и вспомогательным службам.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 ПРОЦЕСС ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ

Существует много различных  методов, способных помочь при генерировании  новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество  идей, которые можно применять  при выработке решений, оцениваемых  впоследствии.

Важным элементом при использовании  почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки (suspension of judgement), что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь "играем". Однако как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением.

Ниже приведены самые популярные методы генерации идей.

1. Мозговой штурм 
Автор — Алекс Осборн.

Основной принцип состоит в  том, чтобы развести во времени генерацию  идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений  проводится позже. Иногда используют «немой»  вариант мозгового штурма — брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие  соображения.

2. Шесть шляп 
Автор — Эдвард де Боно.

Методика позволяет упорядочить  творческий процесс с помощью  мысленного надевания одной из шести  цветных шляп. Так, в белой человек  беспристрастно анализирует цифры  и факты, затем надевает черную и  во всем ищет негатив. После этого  наступает очередь желтой шляпы  — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

3. Ментальные карты 
Автор — Тони Бьюзен.

По его мнению, креативность связана  с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить  в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять  мысли графически. Процесс рисования  карты способствует появлению новых  ассоциаций, а образ получившегося  древа надолго останется в  памяти.

4. Синектика 
Автор — Уильям Гордон.

Гордон считает, что основной источник креативности — в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его  аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй —  непрямые (например, отрицание признаков  первого столбца). Затем нужно  сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

Информация о работе Инновации на примере фототехники