Инновационные стратегии предприятий РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 12:41, реферат

Краткое описание

Стратегическое управление организацией — это основа современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды, ужесточающейся конкуренции. При этом наиболее сложны в управлении инновационные стратегии развития предприятия.

Содержание

Введение
1. Понятие и особенности инновационных стратегий
2. Классификация инновационных стратегий
3. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов
4. Инновационные предприятия России
4.1 Малые и средние инновационные предприятии
4.2 Крупные инновационные корпорации России

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИННОВАЦИОННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал  федерального государственного бюджетного образовательного  
учреждения высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет» в г.Прокопьевске

(ПФ КемГУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ  ПРЕДПРИЯТИЙ РФ

Реферат по дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка очной формы

  обучения,  гр. УП-09, 4 курс,

  8 семестр

Воробьева  Лидия  Викторовна

 

 

 

Рецензент:

доцент, к.э.н. Шубина Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевск 2013

   

Содержание

   
 

Введение

     

1.

Понятие и особенности инновационных стратегий

     

2.

Классификация инновационных  стратегий

     

3.

Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов

     

4.

Инновационные предприятия  России

     

4.1

Малые и средние инновационные предприятии

     

4.2

Крупные инновационные  корпорации России

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1.Понятие и особенности инновационных  стратегий

 

Стратегическое  управление организацией — это основа современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды, ужесточающейся конкуренции. При этом наиболее сложны в управлении инновационные стратегии развития предприятия.

Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

Стратегии вообще и инновационные в частности  направлены на развитие и использование  потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия.

Инновационными  стратегиями могут быть: инновационная  деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.

Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким  условиям относятся:

- повышение уровня  неопределенности результатов. К  довольно сложному стратегическому  управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию, как управление инновационными рисками; повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, т.е. добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более рисковых инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед

- управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления — инновационно-инвестиционный проект;

- усиление потока  изменений в организации в  связи с инновационной реструктуризацией.  Реализация любой инновационной  стратегии связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса, товаров, организации. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, т.е. применения принципов логистики; усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.

2.Классификация  инновационных стратегий

 

Инновационная стратегия — это совокупность последовательных видов поведения, позволяющих организации позиционировать себя на рынке, а изменения в стратегии могут рассматриваться как реакция на изменения в окружающей среде.

 Инновационные стратегии  бывают двух видов:

1. Активные (технологические)

2. Пассивные (маркетинговые)

 Активные инновационные стратегии представляют собой реагирование на происходящие и возможные изменения во внешней среде путем проведения постоянных технологических инноваций. Избрав одну или несколько активных стратегий, фирма выбирает в качестве главного фактора успеха использование новой технологической идеи. Среди активных инновационных стратегий можно выделить два различных типа стратегий: лидерства и имитации.

 Если технология, воплощенная в новом продукте или услуге, является совершенно новой для рынка, то фирма реализует стратегию технологического лидерства. В случае, когда технологическая идея уже известна рынку, но используется впервые самой компанией, речь идет об имитационных стратегиях.

 Стратегия тех. лидера – используется крупными ТНК, позволяющими себе выделять значительные денежные средства на проведение НИОКР и имеющих сильную производственную и маркетинговую базу, ориентирована на создание новой продукции не имеющей аналогов на рынке.

 Имитационная стратегия – стратегия, повторяющая поведение технологического лидера на рынке:

1. Стратегия следования за лидером - используют фирмы обладающие сильной производственной базой и имеющая возможности финансирования НИОКР (компания ждет пока технологический лидер выведет свою новую продукцию на рынок, а затем начинает производить аналогичную продукцию, при этом участвует технологические и маркетинговые ошибки лидера).

2. Стратегия копирования - применяется фирмами, не имеющими возможности осуществления собственных научных разработок, но обладающих сильной маркетинговой базой (фирма покупает лицензию у лидера или его последователя на право производства товара на рынке и после этого начинает выпуск точной копии продукции). Для получения прибыли фирма вынуждена проводить грамотную ценовую политику.

3. Стратегия зависимости - используется небольшими компаниями, признающими свою второстепенную роль по отношению к лидеру, и поэтому внедряют инновации только по требованию потребителя или компании лидера (фирма имитирует инновацию с учетом требований и изменений стандартов качества, либо когда сам рынок полностью перестраивается на новую продукцию).

4. Усовершенствование - является традиционным вариантом проведения инноваций компании, который состоит в принятии необходимых совершенствований продукции фирмы с целью снижения ее с/с, для этого компания внедряет автоматизированное производства, используют дешевую рабочею силу и сырье, либо внедряют безотходное производство.

 Пассивные инновационные стратегии связаны с фокусированием внимания фирмы на постоянных маркетинговых инновациях и модифицировании товара. На современном этапе развития рыночной экономики лишь немногие фирмы используют изолированно маркетинговые инновационные стратегии. Как правило, компания применяет комплексную систему сочетания активных инновационных стратегий и маркетинговые инновации как по отношению к новому продукту, так и в рамках основного ассортимента.

 Маркетинговые инновационные  стратегии бывают 2 видов: условно-маркетинговые и маркетинговые.

 Условно маркетинговые инновационные стратегии делятся на несколько групп по областям их применения: новая дифференциация продукта; выход на новые целевые рынки; инновации в области ЗР — place, price, promotion (сбытовая, ценовая и коммуникационная политика).

 Маркетинговые инновационные стратегии бывают 3-х видов:

1. Качественная дифференциация – это придание товару особых свойства надежности, долговечности, экологичности, что позволяет компании создать себе определенную положительную репутацию и имидж на рынке. Стремясь выделить, отличить свою продукцию от среднерыночного стандарта, компании активно усовершенствуют разнообразные аспекты качества.

2. Социальный маркетинг – это поиск преимуществ от достижения образа своей компании в глазах общественности как заботящейся о служащих, производящей экологически чистую продукцию и в целом ориентированной на нужды общества. Способом создания имиджа социально ориентированной компании является участие в благотворительных актах, учреждение социальных фондов, политика управления персоналом, подразумевающая равные возможности для женщин и национальных меньшинств. Это вызывает доверие и заинтересованность со стороны потребителей, служащих и других социальных институтов, обеспечивая долгосрочную эффективность и конкурентоспособность фирмы.

3. Стратегия сегментации – это фокусирование деятельности фирмы на удовлетворении нужд и потребностей отдельных сегментов рынка. Данная стратегия достигается путем присвоения продукту черт и характеристик, наиболее конкурентоспособных в данном сегменте.

 

 

 

3. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов

 

Степень реализации стратегии  фирмы по достижению конкурентоспособности  выпускаемой продукции во многом зависит от рациональности организационной  формы инноватора (фирмы). Специалисты в инновационной деятельности рассматривает 4 типа компаний (или типа стратегий) в зависимости от их целей: виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты (рис. 1). 

 

Рис. 1. Сегменты рынка для различных форм инноваторов

Условные обозначения:

А-А — стандартный  бизнес;

Б-Б — специализированный бизнес;

1 — сегмент виоленты;

2 — сегмент эксплеренты;

3 — сегмент коммутанты;

4 — сегмент патиенты.  

 

Виолентная (силовая) стратегия  характерна для фирм, действующих  в сфере крупного, стандартного производства. Фундаментальный источник сил — массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности.

Девиз фирм: «Дешево, но прилично» (но не «Дорого и плохо»).

Примеры: автомобили «Тойота», «Шевроле», холодильники «Сименс», «Электролюкс», сигареты «Мальборо», «Кэмел» и др. К ним относится большинство  российских крупных промышленных предприятий.

Патиентная (нишевая) стратегия  типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.

Их девиз: «Дорого, зато хорошо».

Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти фирмы называют «хитрыми лисами» экономики.

Для отечественных фирм эта стратегия может быть принята  в качестве предпринимательской  философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для  них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильными.

Вероятно, в дальнейшем в патиенты превратятся многие наши передовые предприятия, в том  числе бывшие оборонные.

Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы» — лозунг коммутантов.

Виоленты и патиенты не всегда могут удовлетворить индивидуальные потребности, тогда на сцену выступают коммутанты, готовые использовать любую возможность для бизнеса. Они получили название «серые мыши». Повышенная гибкость коммутантов позволит им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе.

Информация о работе Инновационные стратегии предприятий РФ