Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.

Содержание

1. Основные направления государственного регулирования…………………………………2
1.1.Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ…………………...2
1.2. Правоприменение государственного регулирования инновационной деятельности….7
2. Сфера НИОКР и управление НИОКР………………………………………………………12
2.1.Понятие и сущность НИОКР………………………………………………………………12
2.2. Россия на международном рынке технологий: современное состояние и
перспективы развития НИОКР в России………………………………………………..15
3. Оценка эффективности инновационных проектов………………………………………..24
3.1. Необходимость анализа инновационных проектов……………………………………..24
3.2. Методы оценки инновационных проектов……………………………………………….28
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

инновац. менедж. курсовая.docx

— 87.43 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1. Основные направления государственного регулирования…………………………………2

1.1.Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ…………………...2

1.2. Правоприменение государственного регулирования инновационной деятельности….7

2. Сфера НИОКР и управление НИОКР………………………………………………………12

2.1.Понятие и сущность НИОКР………………………………………………………………12

2.2. Россия на международном рынке технологий: современное состояние и

       перспективы развития НИОКР в России………………………………………………..15

3. Оценка эффективности инновационных проектов………………………………………..24

3.1. Необходимость анализа инновационных проектов……………………………………..24

3.2. Методы оценки инновационных проектов……………………………………………….28

Список используемой литературы…………………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные направления  государственного регулирования

1.1. Государственное  регулирование инновационной деятельности  в РФ

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным  процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.

По своему содержанию управление инновационным  процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную структуру  управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности  между ними, соотношение прав и  обязанностей; б) систему сбора, обработки  и анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора  и расстановки кадров.

«Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо  или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия  для согласованного принятия мер  по стимулированию инноваций.»

Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные  органы власти, предприятия и организации  государственного сектора, самостоятельные  хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники  и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает  участие Отдел науки и образования  Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической  политике - консультативный орган. Основными  задачами совета являются:

  • информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом;
  • разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации;
  • анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;
  • подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;
  • участие в подготовке официальных документов и материалов по научно техническим вопросам для Президента РФ.

Органы законодательной власти РФ - Государственная дума и Совет  Федерации - имеют право инициирования  законов в сфере научно-технической  и инновационной деятельности. В  обеих палатах функционируют  соответствующие комитеты - Комитет  Госдумы по образованию и науке  и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной  областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.

Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов  субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической  политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических  достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

Министерство образования и  науки РФ является центральным органом  исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической  политики в области образования  и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач  министерства относятся:

  • организация научно-технического прогнозирования;
  • выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники;
  • разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;
  • создание государственных научно-технических программ и проектов;
  • методическое руководство подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ;
  • финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;
  • создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;
  • формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;
  • организация условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;
  • обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере образования, науки и техники и др.

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения  форм и методов государственного воздействия на экономику:

-непосредственно разрабатывает  государственную инновационную  политику;

-устанавливает приоритеты в  развитии народного хозяйства  страны и се регионов;

-определяет основные направления  инвестиционной политики, в том  числе меры по стимулированию  инновационной активности;

-организует разработку федеральных  целевых программ но развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

Минфин РФ осуществляет бюджетное  обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов  показана на рис. 1.

Рисунок 1 Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов  в Российской Федерации

Задачи каждого элемента, вошедшего  в структуру механизма государственного регулирования, вкратце были рассмотрены  выше.

Задачи и цели государственной инновационной  политики

В нашей стране все больше уделяется  внимания созданию комплексных концепций  научно-технического развития:

  • ориентирование и поддержка научных исследований;
  • регулирование направлений научно-технического развития;
  • защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;
  • совершенствование системы стимулирования научно-технического развития;
  • лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);
  • поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);
  • разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;
  • совершенствование методов управления научно-техническим развитием;
  • выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;
  • формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;
  • финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;
  • содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ;
  • совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
  • реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;
  • охрана прав интеллектуальной собственности;
  • формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;
  • установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Основными целями государственной  инновационной политики Российской Федерации являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  • содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  • содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;
  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации.

Основными приоритетными направлениями  инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе  развития нашей страны, являются:

1) работы по созданию, освоению  и распространению техники и  технологий, которые ведут к кардинальным  изменениям в технологическом  базисе страны. Эти работы носят,  как правило, межотраслевой характер  и не могут быть решены при  существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;

2) работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;

3) научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

4) направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Результатами реализации новой  инновационной политики должны являться:

  • качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;
  • качественно новый уровень жизни населения в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения;преодоление технического отставания страны;
  • достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.

Необходимо разработать систему  социальных нормативов, регламентирующих требования к новым технологиям  и технике, проектируемым машинам  с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда. Для реализации социальных гарантий необходимо создать механизм переподготовки кадров. Требуется создать более  универсальную, гибкую и непрерывную  систему образования и повышения  квалификации работников.

 

1.2.Правоприменение государственного регулирования инновационной деятельности

В настоящее время инновационная  деятельность в России переживает трудные  времена. Это связано с тем, что  до начала реформ крупномасштабные инновации  осуществлялись государством. Поэтому  специфика сложившейся на сегодняшний  день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные  кадры, но в то же время в связи  с общим экономическим упадком  существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны  как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной  активности. Особого внимания и совершенствования  также требует инновационная  инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все  то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой  является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов  продукции и технологий, а также  расширения рынков сбыта отечественных  товаров.

Анализ государственной  инновационной деятельности

Согласно принятой концепции, главной  задачей государственной политики в области развития науки и  технологий является переход нашей  страны к инновационному пути развития - на основе избранных приоритетов, которые определены как с учетом общемировых тенденций развития науки и технологий и имеющихся  в России заделов в научно-технической  и образовательной сферах, так  и исходя из современных тенденций  развития рынков.

Информация о работе Инновационный менеджмент