В России сложилось
примерно такое же соотношение приоритетов
бюджетного финансирования НИОКР, какое
было в ряде стран после Второй мировой
войны: стабильно высокая доля затрат
на оборонные исследования, превосходящая
затраты на социальные цели в 5-6 раз, многократное
превышение доли финансирования исследований
по техническим наукам по сравнению с
гуманитарными и особенно с исследованиями
в области здравоохранения (2,7% в 2006 г.).
Роль
государства в развитии российской
национальной инновационной системы.
Пути решения основных проблем
Создание в России
национальной инновационной системы
– ключевая задача повышения
конкурентоспособности отечественной
экономики. Президент России Дмитрий
Медведев в своей стратегии социально-экономического
развития России до 2020 года определил
основные ориентиры развития России, среди
которых одними из главными выделялись
возвращение России в число мировых технологических
лидеров, четырехкратное повышение производительности
труда в основных секторах российской
экономики за счет формирования мотивации
к инновационному поведению всех субъектов
хозяйствования.
Для перевода
страны на инновационный путь
развития ставится задача кардинального
повышения инновационной и инвестиционной
активности, перехода к стандартам
развитых стран в сфере бюджетной
политики. Это означает, что уровень
финансирования образования должен
достичь 7% от ВВП, здравоохранения
– 6%.ю науки – 3%.
Однако
в настоящее время, несмотря
на декларации руководства страны
о переходе к активной политике
развития, реальная макроэкономическая
политика государства продолжает
формироваться на основе догм
Вашингтонского консенсуса, а попытки
стимулировать инновационную деятельность
остаются недостаточными для
преодоления сложившихся тенденций.
В настоящее время предприятия
машиностроения и других высокотехнологичных
отраслей обрабатывающей промышленности
не имеют доступа к кредитам.
Их текущая низкая рентабельность
снизится еще больше вследствие
реализации решений Правительства
РФ о резком повышении тарифов
на газ и электроэнергию, которые
за период с 2006 по 2011 гг. возрастут
соответственно в два и три
раза. Учитывая, что главным источником
инвестиций в обрабатывающей
промышленности являются собственные
средства предприятий, такая ценовая
и кредитная политика исключает
возможность модернизации российской
экономики и перевода ее на
инновационный путь развития.
Для реализации
заявленной президентом Стратегии
социально-экономического развития
Правительству придется пересмотреть
многие составляющие экономической
политики. В качестве мер по преобразованию
структурной политики учеными-экономистами
выдвигаются следующие:
Проведение
экономической политику по «запуску»
технологического мультипликатора
в экономике, используя опыт Германии
по стимулированию развития фотоэлектронной
отрасли как отросли будущего. Для этой
цели в данной стране был принят закон,
обязывающий строительные фирмы, обслуживающие
строительство домов, располагать на их
крышах фотоэлектрические преобразователи.
Тем самым был задан спрос на продукцию
электронной отрасли Германии и решена
проблема инноваций в этой области, благодаря
«технологическому мультипликатору»,
который фактически спроектирован институционально.
- освобождение
от налогообложения всех расходов на НИОКР,
на обучение кадров и освоение новой техники,
что будет стимулировать разработку отечественных
аналогов наукоемкой техники, что будет
стимулировать разработку отечественных
аналогов наукоемкой техники, а также
электробытовой техники на внутреннем
рынке, с дальнейшими перспективами на
внешних рынках;
- содействие
(налоговой политикой и варьированием
институциональных ограничений)
снижению рентабельности транзакционных
секторов, прежде всего финансовой
сферы, что позволит воспрепятствовать
переливу кадров из производственного
в транзакционный;
- сдерживание
роста и сохранение на одном
уровне тарифов на газ, водоснабжение
и электроэнергию в ближайшие
три года;
- создание
конкурентной среды между госкорпорациями.
Здесь имеется советский опыт, когда предприятия
«Ангстрем» и «Микрон» были созданы заведомо
конкурентами, поскольку производство
интегральных микросхем базировалось
на принципиально разной технологии, а
какая из них будет перспективной, в тот
период не было ясно. В связи с этим и было
принято решение создавать два флагмана
отечественной микроэлектроники своеобразных
конкурентов. Необходима государственная
программа обеспечения жильем молодых
специалистов, привлекаемых на работу
в государственные корпорации, на военное
производство;
- реализация
принципа равной оплаты за
равный труд с учетом протяженности
страны и динамики, пропорции
цен в отдельных регионах (северные
и удаленные от европейской
части страны территории);
- главным
направлением структурной политики
и инвестирования должны стать
наукоемкие отрасли.
Что же
касается микросреды, то здесь
проблема инновационно-инвестиционной
деятельности предприятий, по мнению экспертов,
заключается в поиске решений по снижению
коммерческих рисков при реализации проектов
создания нового продукта, при вхождении
предприятия в данную рыночную нишу с
обеспечением приемлемой доходности.
В качестве
путей совершенствования инновационно-инвестиционной
деятельности предприятий выделяются
следующие:
- необходимо расширять и разнообразить поиск источников финансирования по всем выбранным направлениям инноваций. Например, при планировании работ по широкому спектру высоких технологий предпроектные работы и последующие НИОКР могут с успехом поэтапно финансироваться одновременно из нескольких различных источников:
- целевые программы (разного уровня: от федеральных и региональных до отраслевых);
- инвестиционные фонды;
- частные инвесторы и потребители (заказчики) перспективного нового продукта;
- реинвестирование (из прибыли предприятия);
- законодательно принятые дотации и преференции (льготные инвестиционные кредиты, налоговые льготы и т. п.), направленные на развитие инновационной инфраструктуры, в том числе региональные и другие источники;
- провести структурные изменения, выделив венчурную (инновационную) часть бизнеса в отдельную структуру (любой формы собственности). Снижение коммерческого риска будет при этом достигнуто путем отнесения неучтенных затрат на созданную структуру (вплоть до ее банкротства), что не окажет существенного влияния на основное предприятие. В то же время гибкость управления при организации инновационных работ, низкий уровень накладных расходов и издержек будут легко обеспечены;
- диверсифицировать направления инновационных работ, обеспечивая тем самым возможность некоторой компенсации убыточных (по факту) НИОКР за счет других, более удачных по полученному результату;
- осуществлять комплексное планирование перспективных разработок с целью охвата более широкого спектра специального технологического оборудования, необходимого для реализации всех звеньев технологической цепочки получения (производства) нового продукта. Такой подход является чрезвычайно эффективным, так как позволяет значительно повысить уровень «внедренности» предприятия в проблемы смежных отраслей и предприятий, участвующих в получении нового продукта;
- учитывать традиционную профильность (специализацию) фирмы, ее опыт в решении аналогичных проблем создания специального технологического оборудования для высоких технологий (интеллектуальный потенциал, оснащение, кадры, технические достижения и т. д.) при окончательном определении и выборе приоритетных направлений инновационных работ;
Таким образом,
можно сделать вывод, что для
развития технологически значимого
производства на базе имеющегося
в стране интеллектуального капитала
необходимо сочетание мер на
макро- и микроэкономическом уровне
управления, которые при их последовательном
проведении будут способствовать
модернизации и повышению конкурентоспособности
обрабатывающих отраслей промышленности,
и дальнейшему продвижению продукции
отечественных предприятий на
внешние рынки.
Таким образом сфера
НИОКР является неотъемлемым элементом
современных международных экономических
отношений.
Следует
подчеркнуть, что экономический
кризис в незначительной степени
затронул данную сферу так
как в развитых странах финансирование
НИОКР не уменьшилось, а в
некоторых, например в США, процентное
отношение расходов на НИОКР в ВВП увеличилось.
В настоящее
время доля России на рынке наукоемкой
продукции невелика и составляет всего
0,3-0,4%. Переход России на путь инновационного
развития предполагает радикальное изменение
ее международной специализации, одними
из основных направлений которой становятся
развитие наукоемкого производства, изменение
структуры финансирования НИОКР, создание
высокотехнологичной продукции, которая
будет способствовать становлению России
как мирового технологического лидера.
Необходимо
постепенно отходить от практики
бюджетной поддержки гражданских
научных исследований в предпринимательском
секторе Анализ зарубежного опыта
позволяет утверждать, что отсутствие
в стране объективных предпосылок
для формирования самодостаточного
предпринимательского сектора в
НИОКР, особенно в крупных фирмах,
является главной причиной отставания
России в мировом научно-техническом
развитии. Для решения данной
проблемы необходимо проведение
грамотной политики государства,
направленной становление в
России национальной инновационной
системы, результатом которой
будет возвращение страны в
число мировых технологических
лидеров, повышение конкурентоспособности
российской продукции, и как
следствие улучшение позиций
Российской Федерации на мировой
арене.
3.Оценка эффективности
инновационных проектов
3.1. Необходимость
анализа инновационных проектов
Для снижения риска инновационной
деятельности предпринимательской фирме
необходимо в первую очередь провести
тщательную оценку предлагаемого к осуществлению
инновационного проекта. Инновационный
проект, эффективный для одного предприятия,
может оказаться неэффективным для другого
в силу объективных и субъективных причин,
таких, как территориальная расположенность
предприятия, уровень компетентности
персонала не основным направлениям инновационного
проекта, состояние основных фондов и
т. п. Поскольку на каждом конкретном предприятии
существуют свои факторы, оказывающие
влияние на эффективность инновационных
проектов, то универсальной системы опенки
проектов нет, но ряд факторов имеет отношение
к большинству инновационных предприятий.
На основе этих факторов выделяют определенные
критерии для оценки инновационных проектов,
которые включают в себя:
- цели, стратегия, политика и ценности предприятия: маркетинг:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; финансы; производство.
Кратко рассмотрим вышеназванные
критерии и условия оценки инновационного
проекта.
1. Цели, стратегия, политика
предприятия. Оценивая инновационный
проект в этом направлении,
необходимо выявить, насколько
цели и задачи инновационного
проекта совпадают с целями
и стратегией развития предприятия,
так как если направление проекта
противоречит общей политике
предприятия, то возникает большая
вероятность того, что проект
не принесет ожидаемого результата.
2. Маркетинг. Для реализации
инновационного проекта необходимо,
чтобы маркетинговые исследования
рынка подтвердили его потребность,
выявили конкретных будущих потребителей.
В том случае, если конечный
результат инновационного проекта
— продуктовая инновация, то
цель маркетингового исследования
— спрогнозировать спрос на
новый продукт, который в начальный
период предложения его на
рынке в силу патентной или
иной временной монополии данного
предприятия на новый продукт
будет одновременно спросом на
продукцию предприятия. Сюда же
можно отнести и технологические
инновации, улучшающие качество
продукта, создающие новую его
модификацию. Однако провести
маркетинговое исследование по
инновационному проекту, предлагающему
принципиально новый продукт
или услугу, очень сложно, так
как в некоторых случаях они
могут быть настолько новы, что
их потенциальными потребителями
еще не осознана потребность в них. Маркетинговое
исследование атакой ситуации с большой
долей вероятности может дать ошибочный,
и даже отрицательный результат.
При оценке инновационного
проекта следует выявить действительных,
а также потенциально возможных
конкурентов. Однако сравнивать необходимо
не только продукт—результат инновационного
проекта с аналогами конкурентов,
а ожидаемые последствия от действий
на рынке конкурентов.
Целесообразно также проанализировать
и возможные каналы распределения
результатов инновационного проекта,
оценить, насколько подходит уже
существующая на предприятии система
сбыта для распространения нового
товара, так как создание специализированных
каналов распределения на предприятии
может значительно увеличить
стоимость инновационного проекта.