Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.

Содержание

1. Основные направления государственного регулирования…………………………………2
1.1.Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ…………………...2
1.2. Правоприменение государственного регулирования инновационной деятельности….7
2. Сфера НИОКР и управление НИОКР………………………………………………………12
2.1.Понятие и сущность НИОКР………………………………………………………………12
2.2. Россия на международном рынке технологий: современное состояние и
перспективы развития НИОКР в России………………………………………………..15
3. Оценка эффективности инновационных проектов………………………………………..24
3.1. Необходимость анализа инновационных проектов……………………………………..24
3.2. Методы оценки инновационных проектов……………………………………………….28
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

инновац. менедж. курсовая.docx

— 87.43 Кб (Скачать файл)

3. Стадия НИОКР является  начальной стадией инновационного  проекта, на которой следует  оценить вероятность достижения  требуемых научно-технических показателей  проекта и влияние их на  результаты деятельности предприятия.  Технический успех — это получение  желаемых технических показателей,  при этом эти показатели должны  быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить н учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.

При оценке инновационного проекта необходимо проверить, не нарушает ли реализация данного проекта права  на интеллектуальную собственность  какого-либо патентодержателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомство, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно. Па принятие решения об оценке инновационного проекта оказывает влияние возможное отрицательное воздействие на окружающую среду процесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологические последствия научно-технического проекта могут быть негативные, проекты могут быть запрещены законодательным путем к дальнейшей реализации или на предприятие могут быть наложены большие штрафы, что вызовет непредвиденные убытки и поставит под вопрос эффективность инновационного проекта.

4. Финансы. При выборе  инновационного проекта большое  значение имеет правильная оценка  эффективности (прибыльности) проекта.  Проект должен рассматриваться  в совокупности с уже разрабатываемыми  инновационными проектами, которые  также требуют финансирования. В  некоторых случаях требующие  значительных капитальных ресурсов  проекты могут быть отвергнуты  в пользу менее эффективных  проектов, но требующих меньших  капитальных затрат, из-за того, что  финансовые ресурсы необходимы  для других инновационных проектов  предприятия. Концентрировать все  финансовые ресурсы предприятия  на разработке одного проекта  не всегда целесообразно. Предприятие  может себе это позволить лишь  в том случае, если инновационному  проекту гарантирован

100%-ныи технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направляют ресурсы па разработку нескольких инновационных проектов. В таком случае появление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации .

Кроме этого следует оценить  количественно все затраты, необходимые  для разработки инновационного проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт пли технологический  процесс начнет читать отдачу, состоят  из затрат на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы. включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности инновационного проекта. Здесь же необходимо оценить возможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта. Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием, -- это правильное планирование денежной наличности. Очень часто вполне рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате не поступления финансовых средств в конкретные сроки. Поэтому необходимо соотнести во времени прогноз денежных поступлений с прогнозом необходимости финансовых затрат, требующихся для разработки проекта.

5. Производство. Стадия производства  является заключительной стадией  реализации инновационного проекта,  требующая тщательного анализа,  в результате которого исследуются  все вопросы, связанные с обеспечением  производственными помещениями,  оборудованием, его расположением,  персоналом. Обстоятельно анализируется производственный процесс: как должна быть организована система выпуска продукции и каким образом должен осуществляться контроль за соблюдением технологических процессов, обеспечивает ли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т. д. Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков оценить примерную стоимость этих работ.

К моменту, когда завершается  стадия НИОКР и инновационный  проект внедряется в производство, в первую очередь необходимо оценить  потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных  кадрах для перехода к выпуску  больших объемов продуктов или  услуг.

Скорость и издержки, сопровождающие внедрение в производство, различны у отдельных проектов. Обычно чем больше разрыв между требован ним и. необходимыми для организации производства нового продукта и существующими производственными возможностями, тем больше соответствующие затраты по реализации инновационного проекта. Оценивая проект, предприятию необходимо выявить те характеристики нового продукта или услуги, достижения которых, вероятнее всего, вызовут дополнительные производственные затраты. Определив эти трудности и затраты, можно обеспечить плановый переход инновационного проекта от стадии НИОКР к стадии производства.

На данной стадии реализации проекта следует оценить окончательные  издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен на необходимые для производства материалы, сырье, энергию и комплектующие, применяемой технологии, уровня оплаты труда работников, капитальных вложений и объема выпуска. Как правило, основное значение для успеха инновационного проекта имеет взаимозависимость  между технологией производства, издержками, объемом продаж и ценой  на реализуемый новый товар или  услугу.

Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных основных элементов  реализации проекта.. Следует отметить, что приведенный перечень не является универсальным и в зависимости от целей и направления конкретного инновационного проекта может быть расширен. Каждое предприятие может использовать те критерии оценки проектов, которые считает для себя наиболее существенными и значимыми.

 

 

 

 

3.2. Методы оценки инновационных проектов

Срок  окупаемости инвестиций.

Одним из самых простых  и широко распространенных методов  оценки является метод определения  срока окупаемости инвестиций. Срок окупаемости определяется подсчетом  числа лет, в течение которых  инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений).

Если денежные доходы (прибыль) поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду  времени (числу лет), за который суммарные  чистые денежные поступления (кумулятивный доход) превысят величину инвестиций.

Метод расчета срока окупаемости  наиболее прост с точки зрения применяемых расчетов и приемлем для ранжирования инвестиционных проектов с разными сроками окупаемости. Однако он имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой общих (кумулятивных) денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам.

Этот метод, во-вторых, не учитывает доходов последних  периодов, т.е. периодов времени после  погашения суммы  инвестиций.

Однако в целом ряде случаев применение этого простейшего  метода является целесообразным. Например, при высокой степени риска  инвестиций,  когда предприятие  заинтересовано вернуть вложенные  средства в кратчайшие сроки, при  быстрых технологических переменах  в отрасли или при наличии  у  предприятия проблем с ликвидностью основным параметром, принимаемым во внимание при оценке и выборе инвестиционных проектов, является как раз срок окупаемости инвестиций.

 Коэффициент  эффективности инвестиций.

Другим достаточно простым  методом оценки инвестиционных проектов является метод расчета коэффициента эффективности инвестиций (бухгалтерской  рентабельности инвестиций).

Коэффициент эффективности  инвестиций рассчитывается путем деления  среднегодовой прибыли на среднюю  величину инвестиций. В расчет принимается  среднегодовая чистая прибыль (балансовая прибыль за вычетом отчислений в  бюджет). Средняя величина инвестиций выводится делением исходной величины инвестиций на два.

К преимуществам данного  метода относится простота и наглядность  расчета, возможность сравнения  альтернативных проектов по одному показателю. Недостатки метода обусловлены тем, что он не учитывает временной  составляющей прибыли. Так, например, не проводится различия между проектами  с одинаковой среднегодовой, но в  действительности изменяющейся по годам величиной прибыли, а также между проектами, приносящими одинаковую среднегодовую прибыль, но в течение разного числа лет.

Чистая  текущая стоимость.

Накопленную величину дисконтированных доходов следует сравнивать с  величиной инвестиций.

Общая накопленная величина дисконтированных доходов за n лет  будет равна сумме соответствующих  дисконтированных платежей:

Разность между общей  накопленной величиной дисконтированных доходов и первоначальными инвестициями составляет чистую текущую стоимость (чистый приведенный эффект):

Рентабельность  инвестиций.

Применение метода чистой текущей стоимости, несмотря на действительные трудности его расчета, является более предпочтительным, нежели применение метода оценки срока окупаемости  и эффективности инвестиций,  поскольку учитывает временные  составляющие денежных пото-ков. Применение этого метода позволяет рассчитывать и сравнивать не только абсолютные показатели (чистую текущую стоимость), но и относительные показатели,  к которым относится рентабельность инвестиций:

Рентабельность инвестиций как относительный показатель чрезвычайно  удобна при выборе одного проекта  из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения чистой текущей  стоимости инвестиций, либо при комплектовании портфеля инвестиций, т. е. выборе нескольких различных вариантов одновременного инвестирования денежных средств, дающих max-ую чистую текущую стоимость.

Использование метода чистой текущей стоимости инвестиций позволяет  также учитывать при прогнозных расчетах фактор инфляции и фактор риска,  в разной степени присущий разным проектам. Очевидно, что учет этих факторов приведет к соответствующему увеличению желаемого процента, по которому возвращаются инвестиции, а следовательно, и коэффициента дисконтирования.

Метод перечня критериев.

Суть метода отбора инвестиционных проектов с помощью перечня критериев  заключается в следующем: рассматривается  соответствие проекта каждому из установленных критериев и по каждому  критерию дается оценка проекту. Метод позволяет увидеть все  достоинства и недостатки проекта  и гарантирует, что ни один из критериев, которые необходимо принять во внимание не будет забыт, даже если возникнут  трудности с первоначальной оценкой.

Критерии, необходимые для  оценки инвестиционных проектов, могут  различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее отраслевой принадлежности и стратегической направленности. При составлении  перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые вытекают непосредственно  из целей, стратегии и задач организации,  ее ориентации долгосрочных планов. Проекты, получающие высокую оценку с позиции  одних целей, стратегий и задач, могут не получить ее с точки зрения других.

Основными критериями для  оценки инвестиционных проектов являются:

А.  Цели организации, стратегия, политика и ценности.

1. Совместимость проекта  с текущей стратегией организации   и долгосрочным планом.

2. Оправданность изменений  в стратегии организации  (в   случае, если этого требует принятие  проекта).

3. Соответствие проекта  отношению организации к риску.

4. Соответствие проекта  отношению организации к нововведениям.

5. Соответствие  проекта   требованиям  организации   с учетом временного аспекта  (долгосрочный или кратко срочный проект).

6. Соответствие  проекта  потенциалу роста организации.

7. Устойчивость положения  организации.

8. Степень  диверсификации  организации (т.е. количество отраслей,  не имеющих производственной  связи с основной отраслью, в  которой  осуществляет свою  деятельность организация, и их  доля в общем объеме ее производства),  влияющая на устойчивость ее  положения.

9. Влияние больших финансовых  затрат  и  отсрочки  получения  прибыли на современное состояние  дел в организации.

10. Влияние возможного  отклонения времени, затрат и  исполнения задач от запланированных,  а также влияние неудачи проекта  на состояние дел в организации.

 Б. Финансовые критерии

1. Размер  инвестиций  (вложения в производство,  вложения  в маркетинг;  для проектов  НИОКР затраты на проведение  исследования и стоимость развития, если исследование успешно).

Информация о работе Инновационный менеджмент