Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа
Цель курсовой работы — изучение теоретических основ инновационного менеджмента во взаимосвязи с практическим применением.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
o определение теоретических основ инновационного менеджмента;
o анализ инновационной деятельности предприятия;
o разработка рекомендаций по совершенствованию инновационного менеджмента на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………...4
1.1. Понятие и сущность инновационного менеджмента ……………………...4
1.2. Виды инноваций и организация инновационного менеджмента………….7
1.3. Роль инновационного менеджмента в инновационной политике и выборе инновационного проекта……………………………………………………......11
2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОАО «БЕЛКАРД»………………...................................................................................19
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «Белкард»…………………………………………………………………...........19
2.2. Стратегия развития ОАО «Белкард»………………………………………23
2.3. Инновационная деятельность ОАО «Белкард»…………………………...27
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «БЕЛКАРД»………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
42
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………
1.1. Понятие и сущность инновационного менеджмента ……………………...4
1.2. Виды инноваций и организация инновационного менеджмента………….7
1.3. Роль инновационного менеджмента в инновационной политике и выборе инновационного проекта……………………………………………………...
2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОАО «БЕЛКАРД»………………...............
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «Белкард»………………………………………………………
2.2. Стратегия развития ОАО «Белкард»………………………………………23
2.3. Инновационная деятельность ОАО «Белкард»…………………………...27
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «БЕЛКАРД»………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Паспорт ОАО «Белкард»………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Схема управления ОАО «Белкард»…………………………………………….45
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Важнейшие инновационные проекты на 2009 год ОАО «Белкард»…………46
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Создание и освоение новых видов продукции и технологий на основе новых технологических решений на 2009 год по ОАО «Белкард»…………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Перечень важнейших инвестиционных проектов на ОАО «Белкард»………48
ВВЕДЕНИЕ
Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг.
В настоящее время в развитых странах 75-80% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях производства и управления. Усиление роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии приводит к тому, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают. Эти темпы иногда характеризуют с помощью понятия продолжительности жизни определенного продукта, которая до 19 века измерялась веками, в 19 веке и впервой половине 20 века – десятилетиями, во второй половине 20 века – годами, а в последнее время – месяцами.
Резкая активизация инновационной деятельности, превращение её в ключевой фактор экономического роста ставит новые задачи перед теорией и практикой инновационного менеджмента.
Цель курсовой работы — изучение теоретических основ инновационного менеджмента во взаимосвязи с практическим применением.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
o определение теоретических основ инновационного менеджмента;
o анализ инновационной деятельности предприятия;
o разработка рекомендаций по совершенствованию инновационного менеджмента на предприятии.
Объект исследования — инновационная среда ОАО «Белкард».
Предмет исследования — инновационный менеджмент предприятия ОАО «Белкард».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Понятие и сущность инновационного менеджмента
В настоящее время фирмами и корпорациями развитых стран уделяется все большее внимание инновационному менеджменту как современной форме управления инновационной деятельностью. Под инновационным менеджментом понимается, с одной стороны, управление инновациями во всех сферах деятельности, комплексное обоснование принимаемых инновационных решений; с другой – управление творческой, инновационной активностью. [11, с.270]
Таким образом, инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами и инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. [6, с.23]
Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.
Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент.
Управление инновациями — сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-
1. Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
2. Организация инновационного процесса для данной инновации.
3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. [4, с.147]
Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование.
Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления). [12, с.148]
Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.
Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.
Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.
Различают два типа функций менеджмента инноваций:
1. функции субъекта управления;
2. функции объекта управления.
К функциям субъекта управления относятся:
o Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.
o Функция планирования охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике.
o Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур.
o Функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.
o Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.
o Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.
o Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.
К функциям объекта управления относятся:
o рисковое вложение капитала;
o организация инновационного процесса;
o организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии. [4, с.78]
Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. [6, с.54] Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.
1.2. Виды инноваций и организация инновационного менеджмента
Существуют различные трактовки определения инновации. Наиболее существенное различие между разными определениями заключается в том, какого подхода к понятию инновации придерживается автор. Можно выделить два основных подхода, когда:
1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
До недавнего времени шли горячие дискуссии, какой из этих подходов, какое определение более совершенно. В настоящее время инновация – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. [5, с.64]
Другими словами, инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.
В качестве основных критериев, по которым выделяются типы инноваций, необходимо отметить степень новизны, радикальности инноваций; характер практической деятельности, в которой используется инновация; технологические параметры инновации (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Типология инноваций[7, с.19]
Критерий | Основные типы |
Степень новизны | Базисная (радикальная) Улучшающая (приростная) |
Характер практической деятельности | Производственные Управленческие |
Технологические параметры | Продуктовые Процессные |
Базисная инновация – это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.
Улучшающая инновация – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.
Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, то есть они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс.
Управленческие инновации – это новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах.
Продуктовая инновация – получение нового продукта или услуги с целью удовлетворить определенную потребность на рынке.
Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы. [7, с.21]
Организация инновационного менеджмента на предприятии представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.
Это переход на новый, более совершенный способ организации деятельности, обеспечивающий рост возможностей предприятия. Сам факт внедрения нововведения на предприятии свидетельствует о переходе к более высокому уровню производственных возможностей, то есть является показателем развития компании.
Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
o определение цели управления инновацией;
o выбор стратегии менеджмента инновации;
o определение приемов управления инновацией;
o разработка программы управления инновацией;
o организация работ по выполнению программы;
o контроль за выполнением намеченной программы;
o анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией;
o корректировка приемов менеджмента инновации. [12, с.44]
Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном процессе. Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть эффективность использования приемов инновационного менеджмента.