Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:10, курсовая работа
Актуальность выбора темы работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия – это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
Введение…………………………………………………..........................4
1.Общие сведения.....................................................................................5
2.Определение интеграции…………………………………................10
3.Типы интеграций………………………………………………….....13
4.Формирование интеграционной стратегии………………………...21
5.Практическая часть………………………………………………….23
6.Заключение…………………………………………………………..25
7.Библиографический список…………………………………………26
В
настоящее время движение более
половины мирового валового продукта
по цепочке добавленной стоимости
и его реализация происходят не в
структуре рыночных, а в структуре
интеграционных связей. Роль интеграционных
связей особенно велика в нашей стране,
где процессы распада являются по-прежнему
преобладающими. К сожалению, процессы
разрушительного плана в
В
практике функционирования фирм развитых
стран индустриального и
Наименьшей
организационной единицей в экономике
является предприятие (фирма). Взаимоотношения
между производителями и
Практика
становления современного производства
в течение 200–300 лет доказала необходимость
организации производства именно в
форме предприятий. Поиск оптимального
пути организации экономики в
условиях естественного развития индустриального
общества привел к понятию интеграции
как обобщающего процесса установления
наиболее эффективной организационно-
Целями и преимуществами интеграции являются:
- снижение уровня неопределенности в снабжении и сбыте (заметим, что это относится не только к предприятию, осуществляющему интеграцию (интегратору), но и к интегрируемому предприятию);
- ограничение конкуренции (такую возможность предоставляет не только горизонтальная, но и вертикальная интеграция: влияние фирмы-интегратора на фирму-потребителя может воспрепятствовать ее контактам с другими возможными поставщиками для этой фирмы);
-
облегчение диффузии
-
снижение издержек (в частности,
могут сокращаться
В литературе по организации бизнеса обычно выделяются два типа интеграции – вертикальная и горизонтальная.
Под вертикальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятием - поставщиком (интеграция вниз) или предприятием – потребителем (интеграция вверх) продукции (услуг) данного предприятия. К вертикальной интеграции относится также интеграция производства и сети сбытовых предприятий (точек).
Речь идет, таким образом, об укреплении связей между смежными звеньями технологической и распределительно-сбытовой цепочек (или, иными словами, цепочек добавленной стоимости).
Классическим примером вертикальной интеграции являются действия американской компании «Зингер», которая в один из периодов своей деятельности осуществляла весь цикл производства – от добычи и обработки первичных сырьевых ресурсов (леса и железной руды) до выпуска готовых швейных машин.
В
бывшей ГДР основной формой организации
промышленности были так называемые
комбинаты – конгломераты предприятий,
связанных технологическим
Известными примерами вертикальной интеграции являются также действия швейцарских и японских компаний по производству часов в 70-е годы. Высокоинтегрированные производители часов в Японии смогли быстро перестроиться на выпуск электронных часов и занять лидирующее положение в этой сфере в 80-х годах. Швейцарские же сборочные фирмы не были интегрированы с поставщиками деталей и не смогли организовать производство электронных компонент (интегральных схем, кристаллических индикаторов, шаговых двигателей) и оказались надолго отброшенными с прежних лидирующих позиций.
В
качестве методов вертикальной интеграции
выступают консолидация, группировка,
франчайзинг и целевая
Консолидация – включение интегрируемой фирмы в основную в качестве подразделения либо в качестве дочернего предприятия (филиала). Консолидированной в этой связи называется компания, осуществляющая самостоятельное производство более 50% выпуска.
Группировка – создание из интегрируемых предприятий и основной компании группы, связанной либо взаимными отношениями собственности (обмен акциями), либо взаимными управленческими связями (включение в состав совета директоров одного предприятия представителей другого), либо предоставлением различных услуг (разработка технологии, социально-бытовое обеспечение, информационно-рекламное обслуживание и т.д.).
Франчайзинг – предоставление интегрируемой компании права пользования торговой маркой, ноу-хау, материально-техническими ресурсами, принадлежащими интегратору. Целевая пролонгация – достижение интеграции за счет целенаправленного сознательного продления срока договоров о поставке (порой в ущерб рыночной конъюнктуре) с целью формирования долговременных устойчивых интеграционных связей.
В последнее время в мире распространился такой способ трансформации бизнеса, как слияние. Его также можно рассматривать как предельный случай интеграции. Каждая из форм и методов интеграции имеет свои достоинства и недостатки. Однако та или иная интеграционная стратегия является неотъемлемым элементом стратегии развития предприятия в современной экономике.
Под горизонтальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятиями, производящими аналогичную продукцию.
Назовем формы горизонтальной интеграции:
Одной из форм горизонтальной интеграции может стать формирование финансово-промышленных групп (ФПГ).
Представляется,
что в наших условиях имеет
смысл выделять еще один вид интеграции
– диагональную. Под диагональной интеграцией
Цель диагональной интеграции – воздействие на интересующее нас предприятие косвенным образом, через завязанные с ним предприятия. Те же цели могут, конечно, достигаться и с помощью лоббистских действий, однако интеграционные связи более крепки и гарантируют устойчивость и долговременность нужного воздействия.
В
отечественных условиях бартерной
и регрессирующей экономики поддержание
функционирования технологических
цепочек на доступном ценовом
уровне становится все более трудным
делом, взаимная зависимость участников
цепочки усиливается. При полной
свободе принятия любых номенклатурно-рыночных
и ценовых решений и присущей
многим нашим людям, выросшим в условиях
административно-командной
Отношение
ученых-экономистов и
По
мнению же большинства экономистов,
существование «особых» отношений
между данным предприятием и ближайшим
его рыночным окружением способно принести
положительные результаты, особенно
в тех случаях, когда контроль
интегратора над ключевым видом
ресурсов усиливает его
В
некотором смысле проблема вертикальной
интеграции сходна с проблемой человека
в окружающей среде. Было бы нелепо
оставить человека без одежды и жилища
на том основании, что создание искусственной
внешней среды снижает
Нет
полного единства у экономистов
и по отношению к горизонтальной
интеграции. Существовавшие в доперестроечный
период структуры мезоэкономического
(т.е. среднеэкономического) уровня –
отраслевые министерства, всесоюзные
промышленные объединения, подвергавшиеся
резкой критике в период борьбы с
«управленческими излишествами», как
чисто административные образования
исчерпали свои функции при переходе
к рыночной экономике. Вместе с тем
распад этих структур парализовал не
только внутриотраслевую кооперацию,
но и распространение научно-
Чтобы
конкретно говорить об оптимальном
для данного предприятия уровне
интеграции, необходимо уточнить количественный
измеритель степени интеграции. Конечно,
возможно и иногда целесообразно
использование таких