Интеграционная стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбора темы работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия – это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………..........................4

1.Общие сведения.....................................................................................5
2.Определение интеграции…………………………………................10
3.Типы интеграций………………………………………………….....13
4.Формирование интеграционной стратегии………………………...21
5.Практическая часть………………………………………………….23
6.Заключение…………………………………………………………..25
7.Библиографический список…………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая(резерв)!!!.docx

— 63.39 Кб (Скачать файл)

   В настоящее время движение более  половины мирового валового продукта по цепочке добавленной стоимости  и его реализация происходят не в  структуре рыночных, а в структуре  интеграционных связей. Роль интеграционных связей особенно велика в нашей стране, где процессы распада являются по-прежнему преобладающими. К сожалению, процессы разрушительного плана в отличие  от созидательных имеют естественную тенденцию к распространению  во времени и пространстве.

   В практике функционирования фирм развитых стран индустриального и постиндустриального  уровня процессы формирования и динамики организационно-функциональных структур носили естественный характер и диктовались потребностями наиболее эффективного достижения экономических результатов. Целесообразно проанализировать основные черты этих процессов, чтобы сформировать представление о возможных направлениях усилий.

   Наименьшей  организационной единицей в экономике  является предприятие (фирма). Взаимоотношения  между производителями и потребителями  продукции внутри предприятия отличаются от взаимоотношений между произвольными  экономическими агентами. Внутри предприятия  отсутствует в полном виде акт  купли-продажи, передвижение продуктов  происходит не на основе сделок (продаж), а на основе выполнения добровольно  принятых на себя каждым работником предприятия  при его найме обязательств сотрудничества. Процессы внутреннего товародвижения носят принципиально нерыночный характер (нет свободы выбора покупателей  и продавцов, свободного ценообразования, установления произвольных условий  передачи продукта и т.д.).

   Практика  становления современного производства в течение 200–300 лет доказала необходимость  организации производства именно в  форме предприятий. Поиск оптимального пути организации экономики в  условиях естественного развития индустриального  общества привел к понятию интеграции как обобщающего процесса установления наиболее эффективной организационно-функциональной и управленческой структуры. Речь идет не о централизации или децентрализации  управления, а о полной системе  взаимоотношений между экономическими субъектами всех трех уровней: работниками, предприятиями, государственными институтами (органами). В разных странах степень  и характер интеграции товаропроизводителей и потребителей различаются, каждая страна в выборе наилучших путей  ориентируется на национальные традиции, национальную психологию, достигнутый  уровень развития экономики и  наиболее настоятельные экономические  проблемы.

                           

   Целями  и преимуществами интеграции являются: 

     - снижение уровня неопределенности в снабжении и сбыте (заметим, что это относится не только к предприятию, осуществляющему интеграцию (интегратору), но и к интегрируемому предприятию);

     - ограничение конкуренции (такую возможность предоставляет не только горизонтальная, но и вертикальная интеграция: влияние фирмы-интегратора на фирму-потребителя может воспрепятствовать ее контактам с другими возможными поставщиками для этой фирмы);

   - облегчение диффузии технологических  новшеств;

   - снижение издержек (в частности,  могут сокращаться транспортные  расходы, расширяться масштабы  производства при уменьшении  удельных условно-постоянных расходов). 

   
  1. Типы интеграции
 

   В литературе по организации бизнеса  обычно выделяются два типа интеграции – вертикальная и горизонтальная.

   Под вертикальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятием - поставщиком (интеграция вниз) или предприятием – потребителем (интеграция вверх) продукции (услуг) данного предприятия. К вертикальной интеграции относится также интеграция производства и сети сбытовых предприятий (точек).

   Речь  идет, таким образом, об укреплении связей между смежными звеньями технологической  и распределительно-сбытовой цепочек (или, иными словами, цепочек добавленной  стоимости).

   Классическим  примером вертикальной интеграции являются действия американской компании «Зингер», которая в один из периодов своей  деятельности осуществляла весь цикл производства – от добычи и обработки  первичных сырьевых ресурсов (леса и железной руды) до выпуска готовых швейных машин.

   В бывшей ГДР основной формой организации  промышленности были так называемые комбинаты – конгломераты предприятий, связанных технологическим циклом переработки.

   Известными  примерами вертикальной интеграции являются также действия швейцарских  и японских компаний по производству часов в 70-е годы. Высокоинтегрированные  производители часов в Японии смогли быстро перестроиться на выпуск электронных часов и занять лидирующее положение в этой сфере в 80-х  годах. Швейцарские же сборочные  фирмы не были интегрированы с  поставщиками деталей и не смогли организовать производство электронных  компонент (интегральных схем, кристаллических  индикаторов, шаговых двигателей) и  оказались надолго отброшенными с прежних лидирующих позиций.

   В качестве методов вертикальной интеграции выступают консолидация, группировка, франчайзинг и целевая пролонгация. Кратко их смысл можно охарактеризовать следующим образом.

   Консолидация – включение интегрируемой фирмы в основную в качестве подразделения либо в качестве дочернего предприятия (филиала). Консолидированной в этой связи называется компания, осуществляющая самостоятельное производство более 50% выпуска.

   Группировка – создание из интегрируемых предприятий и основной компании группы, связанной либо взаимными отношениями собственности (обмен акциями), либо взаимными управленческими связями (включение в состав совета директоров одного предприятия представителей другого), либо предоставлением различных услуг (разработка технологии, социально-бытовое обеспечение, информационно-рекламное обслуживание и т.д.).

   Франчайзинг – предоставление интегрируемой компании права пользования торговой маркой, ноу-хау, материально-техническими ресурсами, принадлежащими интегратору. Целевая пролонгация – достижение интеграции за счет целенаправленного сознательного продления срока договоров о поставке (порой в ущерб рыночной конъюнктуре) с целью формирования долговременных устойчивых интеграционных связей.

   В последнее время в мире распространился  такой способ трансформации бизнеса, как слияние. Его также можно  рассматривать как предельный случай интеграции. Каждая из форм и методов интеграции имеет свои достоинства и недостатки. Однако та или иная интеграционная стратегия является неотъемлемым элементом стратегии развития предприятия в современной экономике.

   Под горизонтальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятиями, производящими аналогичную продукцию.

   Назовем формы горизонтальной интеграции:

  • делегирование функций интегратору – передача права решения ряда вопросов, связанных с интегрируемой деятельностью, основному (интегрирующему) предприятию;
  • создание ассоциаций, т.е. надзаводских (или межзаводских) органов управления;
  • создание консультативных органов при ограничении полномочий каждого из интегрируемых предприятий в согласованной области. В этих случаях некоторые вопросы (скажем, о ценах на продукцию) предприятия могут решать лишь после утверждения в консультативном органе;
  • создание общих финансовых органов (банков, холдингов);
  • создание органов управления имуществом (трастов);
  • группировка, т.е. взаимный обмен акциями или иная форма участия в прибылях друг друга.

   Одной из форм горизонтальной интеграции может  стать формирование финансово-промышленных групп (ФПГ).

   Представляется, что в наших условиях имеет  смысл выделять еще один вид интеграции – диагональную. Под диагональной интеграцией понимается установление интеграционных связей с таким предприятием, которое не является смежным или однородным для данного, но включено в технологическую цепочку, содержащую однородные или (потенциально) смежные предприятия.

   Цель  диагональной интеграции – воздействие  на интересующее нас предприятие  косвенным образом, через завязанные с ним предприятия. Те же цели могут, конечно, достигаться и с помощью  лоббистских действий, однако интеграционные связи более крепки и гарантируют  устойчивость и долговременность нужного  воздействия.

   В отечественных условиях бартерной  и регрессирующей экономики поддержание  функционирования технологических  цепочек на доступном ценовом  уровне становится все более трудным  делом, взаимная зависимость участников цепочки усиливается. При полной свободе принятия любых номенклатурно-рыночных и ценовых решений и присущей многим нашим людям, выросшим в условиях административно-командной системы, реактивной тяге к спонтанным, нерациональным и импульсивным решениям, жизненно необходимы экономико-юридические  ограничения, обеспечивающие выживание  технологических цепочек и их взаимосвязей. Пример диагональной интеграции приведен в п. 7.5.

   Отношение ученых-экономистов и практиков  к вертикальной интеграции в целом  неоднозначно (см., например, Коно, 1987; Уильянсон, 1995). По мнению некоторых экономистов, замена рыночных отношений с разнонаправленными «векторами интересов» партнеров на долгосрочные полудоговорные или договорные, основанные на сближении интересов  создает для предприятия как  бы тепличные условия, не способствует улучшению качества продукции и  снижению издержек. По их мнению, рыночные отношения эффективнее интеграционных, они позволяют автоматически  «очищаться от балласта», т.е. своевременно и бескомпромиссно производить  сокращение излишних штатов и затрат, поддерживать конкурентоспособность  предприятия.

   По  мнению же большинства экономистов, существование «особых» отношений  между данным предприятием и ближайшим  его рыночным окружением способно принести положительные результаты, особенно в тех случаях, когда контроль интегратора над ключевым видом  ресурсов усиливает его конкурентоспособность. Лучшее информационное обеспечение  предприятия в случае интеграции вверх и вниз, в том числе  более точное знание потребностей покупателя и угроз колебаний в ресурсном  обеспечении со стороны поставщиков  позволяет интегратору предвидеть возможные изменения в окружающей предприятие среде и лучше  подготовиться к ним.

   В некотором смысле проблема вертикальной интеграции сходна с проблемой человека в окружающей среде. Было бы нелепо оставить человека без одежды и жилища на том основании, что создание искусственной  внешней среды снижает жизнестойкость организма. Вместе с тем человек  не может жить и без непосредственного  общения с внешней средой. Очевидно, существует какой-то оптимальный пространственный и временной уровень изоляции от внешней среды как для отдельного человека, так и для предприятия. Этот уровень носит индивидуальный характер и зависит от врожденных и приобретенных качеств человека, а в случае предприятия – от его типа, размеров, положения на рынке и т.д.

   Нет полного единства у экономистов  и по отношению к горизонтальной интеграции. Существовавшие в доперестроечный  период структуры мезоэкономического (т.е. среднеэкономического) уровня –  отраслевые министерства, всесоюзные промышленные объединения, подвергавшиеся резкой критике в период борьбы с  «управленческими излишествами», как  чисто административные образования  исчерпали свои функции при переходе к рыночной экономике. Вместе с тем  распад этих структур парализовал не только внутриотраслевую кооперацию, но и распространение научно-технического прогресса в отрасли. Подходящие формы горизонтальной интеграции могли  бы сыграть важную роль в поддержке  развития научно-технических достижений. Несмотря на определенную динамику рыночных отношений, чрезмерная информационная замкнутость отдельных подразделений и объектов нашей экономики серьезно затрудняет восстановление экономического потенциала промышленности.

   Чтобы конкретно говорить об оптимальном  для данного предприятия уровне интеграции, необходимо уточнить количественный измеритель степени интеграции. Конечно, возможно и иногда целесообразно  использование таких показателей, как соотношение численности  занятых или стоимости активов  в дополнительном и основном производстве. Однако наиболее точным является показатель добавленной стоимости. Поскольку  этот показатель, широко применяемый  в экономическом анализе западных стран, у нас почти не применялся, напомним его определение. Под добавленной стоимостьюпонимается выручка от реализации товара за вычетом стоимости сырья, материалов и комплектующих, приобретенных предприятием и использованных для его производства. Добавленная стоимость, таким образом, включает заработную плату, арендную плату (или амортизационные отчисления) и прибыль. Разность между выручкой от реализации и размером добавленной стоимости именуется иногда внешними закупками.

Информация о работе Интеграционная стратегия