Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель работы – систематизация знания о сущности и понятии интеграционного менеджмента.
Объектом интеграции является сам интеграционный процесс; он не может существовать без субъектов интеграции(участников интеграционного процесса).
Интеграция – процесс
Перед современным человечеством стоят три глобальные проблемы: бедность, угроза экологической катастрофы и истощение природных ресурсов. Каждая из них грозит потерей такой необходимой стабильности; каждая может перечеркнуть всё ещё существующие надежды на сохранение нашей цивилизации и её устойчивое развитие. Мир меняется с пугающей быстротой, рождая как новые возможности, так и новые угрозы. Стало общим местом утверждение «Для поиска и отыскания путей развития в XXI веке человечество нуждается в новой парадигме, которая обеспечила бы баланс экономического, социального и экологического развития».
В течение последнего столетия в
подходах к проблеме качества при
управлении предприятиями произошли
коренные изменения: от рассмотрения её
как преимущественно инженерно-
Объектом интеграции является сам
интеграционный процесс; он не может
существовать без субъектов интеграции(
Субъектом интеграции являются участники интеграционного процесса, а именно:
- отдельные хозяйствующие
- уровень руководства
- интеграционные посредники –
международные и
Цель работы – систематизация знания о сущности и понятии интеграционного менеджмента.
Цель работы предопределила порядок решения следующих задач:
- характеристика интеграции как закономерного этапа развития систем менеджмента;
- изучение понятия и сущности интеграционного менеджмента;
- анализ интеграции
- изучение сущности
ГЛАВА
1. РАЗВИТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНТЕГРАЦИОННОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Новая версия
международных стандартов ISO 9000:2000 кратко,
но емко определяет систему как «совокупность
взаимосвязанных или
Подчеркнем, что и менеджмент как наука рассматривается в настоящее время не только как отдельная дисциплина, но как междисциплинарная область знания, аккумулирующая достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства и, как мы убедимся, многих других отраслей.
Система менеджмента в соответствии с международными стандартами представляет собой не что иное, как систему для установления политики и целей, а также для достижения этих целей. Таким образом, в начале XXI века специалисты в области менеджмента на уровне международного стандарта закрепили весьма универсальное, близкое по широте охвата, принципам понятие – «система менеджмента».
Рис. 1. Интегрированная
система менеджмента
В Международных стандартах ISO 9000:2000 в контексте систем менеджмента понятие качества описано как «степень соответствия неотъемлемых характеристик (чего-либо) установленным или ожидаемым требованиям (потребностям)». Собственно говоря, не только уточнение чего-то (объекта, например), но и причастия «установленным или ожидаемым» привнесены в определение из других связанных позиций. Но такова особенность русского языка: он требует уточнений. Потому что объект (здесь) – это все, что мыслимо и ощутимо (в том числе продукция, процесс, система, люди).
Итак, и философское, и прагматическое понятие едины в оценке роли неотъемлемых свойств; но в первом случае подчеркнуто то, что именно эти свойства отличают рассматриваемый объект от других, а во втором — то, что эти свойства должны удовлетворять определенным требованиям или ожиданиям. Но ведь именно отличный от других, узнаваемый, отвечающий нашим ожиданиям объект мы и называем качественным. То есть мы оцениваем некоторую совокупность неотъемлемых характеристик, которые позволяют судить о качестве объекта в целом.
Отсюда следуют два вопроса. Во-первых: в чем состоят особенности сегодняшнего восприятия этих характеристик? Во-вторых: каким образом система менеджмента организации может (или должна) отражать эти особенности?
В книге «Задачи менеджмента в XXI веке» Питер Ф. Друкер подчеркивает: «Результаты деятельности любой организации существуют за ее пределами, во внешней среде... Менеджмент же существует ради результатов, которых организация достигает во внешней среде... В сферу внимания и ответственности менеджмента входит все, что каким-либо образом оказывает влияние на производительность организации и результативность ее деятельности — внутри организации или за ее пределами». Такое расширение понимания ответственности П. Ф. Друкер называет новой парадигмой менеджмента. Но именно тенденции изменения внешней среды, влияющие на эффективность и результативность организации, закономерно обусловливают постепенную интеграцию систем менеджмента организаций. Изменчивость и многообразие внешней среды, усиление влияния заинтересованных сторон, которые прежде воспринимались как незначимые, второстепенные, и, наконец, стремительное нарастание интенсивности информационного взаимодействия налагают новые ограничения, но одновременно открывают и новые возможности развития бизнеса.
В целом внешние факторы, влияющие на организацию (как правило, находящиеся вне пределов контроля или влияния менеджеров), принято подразделять на две группы:
- потребители, конкуренты, поставщики материалов и капитала, трудовые ресурсы общества, профсоюзы, законы и службы государственного регулирования (среда прямого воздействия);
- экономические, научно-технические, политические, международные, социально-культурные факторы, состояние природной среды, отношение с местным населением (среда косвенного воздействия).
При этом как среда прямого, так и среда косвенного воздействия оказывают все более значимое влияние на развитие организаций. Если в семидесятых годах ХХ века потребителей и партнеров интересовало преимущественно итоговое, «конечное» качество продукции, то сейчас речь идет о гарантированном качестве всех процессов разработки, проектирования, производства, о качестве труда в компании, о качестве взаимодействия с заинтересованными сторонами. Одновременно с этим изменилось и восприятие экологической целесообразности организации: требования строительства очистных сооружений переросли в императив предотвращения негативного воздействия на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла объекта, продукции или услуги.
1.2.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
Современная наука трактует управление как воздействие на объект (выбранное на основании имеющийся информации из множества возможных воздействий), которое улучшает функционирование или развитие этого объекта. Под объектом в данном определении полагается всё то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. (Таковы деятельность и процесс, продукция, организация, система организаций или отдельное лицо, любая их комбинация). Бывает, что управление нужно не только для нормальной деятельности системы, но и для обеспечения её развития в требуемом направлении. Управление в этом случае состоит в формировании и реализации плана развития объекта.
Выделяя менеджмент
в особый вид управления, мы подчёркиваем,
что он является современной научно-
Понять различия
между управлением и
- иерархическая организация различной степени упорядоченности и «жёсткости», в которой основные средства воздействия - отношения власти, принуждения и подчинения, давление на человека «сверху», с помощью непосредственного принуждения, контроля распределения материальных благ и идеальных подкреплений;
- культура
– вырабатываемые и
- рынок
– система экономических
Вклад каждого механизма в доле от максимально возможного
В реальных хозяйственных и социальных системах эти инструменты всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдаётся приоритет. Если предпочтение отдаётся иерархии, то есть управлению посредством внеэкономических средств принуждения, то речь идет об управлении; если первенствуют рыночные инструменты, в основе которых лежит баланс интересов взаимодействующих сторон, то можно говорить о менеджменте (рис. 2).
иерархия
культура
рынок
Управление
Менеджмент
Рис.2 Соотношение понятий «управление» и «менеджмент».
Типы
социально-экономических
Культура – ключевой и самый сложный инструмент управления. Так или иначе он используется в любой системе управления, в решающей степени определяя её эффективность.
Корпоративная (то есть свойственная организации) культура – важный, но пока мало изученный ресурс организации. Трудно по-позитивистски однозначно, механистично определить роль корпоративной культуры, оценить её значение для организации. Этому во многом способствовало место, которое в картезианской и марксистской традициях отводилось культуре среди других областей знания. Культура считалась побочным, второстепенным феноменом, «производной от социальных процессов», предметной деятельности. Первостепенное внимание, особенно в материалистических парадигмах, уделялось базису общества - экономике и экономическим отношениям, которые (по идее) должны были определять вторичную «культурную надстройку». Впоследствии возникло и укрепилось понимание того, что «социальные изменения получают в основном культурную мотивацию» . По сути, культура представляет собой «локомотив», который тянет цепочку последующих изменений образа мыслей и образа действий. «Это уже не столько пассивный слепок с реальных процессов поведения, сколько их активная форма».
Менеджмент
- это управление деятельностью организации,
ориентированной на рынок, использующее
рыночные инструменты. Концепция менеджмента
включает выявление нужд и потребностей
клиентов, выбор целевых рынков,
методов и времени выхода на них;
формирование потребительского спроса
на продукцию с помощью
Поскольку одним из инструментов менеджмента является культура, постольку (помимо знаний и навыков) успешному менеджеру требуется творческая искра. Недаром менеджмент называют искусством управления. Том Питерс в книге «Tom Pеters Seminar Guide: Crazy Times Call for Crazy Organizations» говорит об этом так: «Господство межфункциональной деятельности требует сотрудничества, стирающего организационные границы внутри компании. Иные, чем прежде, связи возникают и в цепочке создания стоимости. Сегодня наиболее успешен бизнес тех, кто предвосхищает вопросы клиентов, а не отвечает на них… Одним из ключей к эффективному менеджменту в ХХI веке является необходимость искать и сохранять таланты, которые могли бы генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Способности к творчеству и желание творить становятся двигателями экономики».