Информатизация в муниципальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 05:51, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе информацию рассматривают как один из основных ресурсов его развития, а информационные системы и технологии как одно из средств повышения эффективности работы людей. Информация и знание становятся определяющим экономическим фактором, а также важнейшим национальным ресурсом, который в определенном смысле подобен недрам, воде, лесам и т. п. и который в значительной степени определяет благосостояние государства. Сохранение, развитие и рациональное использование национального информационного ресурса является задачей государственного значения [36. C.7]. Существенная роль информацион¬ных технологий в развитии общества состоит в ускорении про¬цессов получения, распространения и использования общест¬вом новых знаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ


Понятие информационных технологий
5

1.2. Понятие муниципальной информационной системы
6
2
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
10

2.1. Электронная Россия» - Федеральная целевая программа
10

2.2. Применение информационных технологий в управленческой деятельности
18
3
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
322

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
378

Вложенные файлы: 1 файл

информатизация.docx

— 510.58 Кб (Скачать файл)

Разработка перечня типовых  программно-технических решений  в сфере информационных технологий, порядок их разработки и распространения, выбор регионов для апробирования  типовых решений осуществляется на конкурсной основе федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере информационных технологий.

Типовые программно-технические решения  должны поддерживать выполнение основных задач и функций и обеспечивать возможность их адаптации с учетом конкретных функциональных задач и  специфики административно-управленческих процессов. [17. C.224].

Создание фонда программ, используемых в органах государственной власти, и обеспечение возможности их повторного применения.

В целях обеспечения возможности  повторного использования созданных  за счет средств федерального бюджета  Российской Федерации программных  решений, а также распространения  типовых решений необходимо создать  соответствующий фонд программ.

В рамках реализации мероприятия необходимо:

  • организовать на базе федерального информационного центра сбор созданных за счет средств федерального бюджета программных решений, включая типовые программно-технические решения поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • обеспечить доступ к ним заинтересованных органов государственной власти, бюджетных учреждений и организаций;
  • организовать ввод в хозяйственный оборот созданного за счет бюджетных средств программного обеспечения и обеспечить правовой режим его свободного использования;
  • организовать поддержку процесса создания и развития типовых программных продуктов;
  • разработать пакет методических документов, регулирующих вопросы повторного использования разработанных программных решений, в том числе типовых программно-технических решений за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы .[9.C.74].

6. Управление реализацией мероприятий Программы

Целью мероприятий указанного направления  является обеспечение необходимого качества управления выполнением мероприятий  Программы, достижение планируемых  результатов ее реализации, определение  механизма реализации Программы, включая  порядок взаимодействия органов  государственной власти, ответственных  за ее реализацию.

В рамках направления предусматривается  выполнение следующих мероприятий:

  • проведение экспертизы создаваемых в рамках реализации Программы проектных решений;
  • обеспечение информационной поддержки и общественного освещения реализации мероприятий Программы;
  • внедрение принципов проектного управления реализацией мероприятий Программы, разработка регламентов управления и информационной системы поддержки их реализации .[18. C.21].

Итак, мы рассмотрели основные направления  реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В результате выполнения этой Программы были заложены институциональные  основы в сфере использования информационных технологий, определены и отработаны на практике подходы к решению задачи повышения эффективности и открытости деятельности органов государственного управления на основе их применения, начата работа по созданию ряда ключевых межведомственных информационных систем, необходимых для эффективной реализации функций государственного управления, в том числе на региональном и муниципальном уровнях.

    1. 2.2. Применение информационных технологий в управленческой деятельности

 

Применение информационных технологий в управленческой деятельности является одним из основных направлений реализации целей и задач ФПЦ «Электронная Россия», конкретизированной в «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года». Федеральным органам государственной власти рекомендовано учитывать положения Концепции при формировании и реализации проектов и программ, содержащих мероприятия по разработке и использованию информационных технологий. В Концепции определены основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления. [15. C.11].

Основная цель связывается с повышением эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование и взаимодействие между собой, а также с населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Смысл государственной поли тики заключается как в использовании информационных технологий в государственном управлении, так и совместимости с развивающейся подсистемой местного самоуправления. В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» сформулирована также и более сложная комплексная задача. Она увязывается с увеличением добавленной стоимости за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства, распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий, усиления роли интеллектуальных факторов производства, за счет использования высоких технологий, в том числе информационных и телекоммуникационных, которые должны становиться локомотивом социально-экономического развития.

В этой связи целью формирования и развития информационного общества признается: повышение качества жизни граждан; обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества; совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Достижение этой цели определено восемью крупными задачами, в т.ч. повышением качества образования. При этом развитие обеспечивается на принципах: партнерства государства, бизнеса и гражданского общества; свободы и равенства доступа к информации и знаниям; поддержки отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; содействия развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечения национальной безопасности в информационной сфере. [5. C.251].

Ключевым вопросом становится обеспечение высокого уровня доступности информации и технологий для населения, которое включает:

  • создание инфраструктуры широкополосного интернет-доступа на всей 
    территории страны, в т.ч. через механизм частно-государственного партнерства;
  • повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
  • формирование единого информационного пространства, в т.ч. для задач 
    обеспечения национальной безопасности;
  • модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;
  • создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, включая создание государственной системы правовой и другой информации.

Ныне принятая официальная статистическая информация пока не располагает данными, которые бы характеризовали уровень применения ИКТ муниципалитетами. Поэтому группой ученых и IT-специалистов Института дистанционного обучения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в середине 2008 года было подготовлено и проведено экспертное исследование по теме: «Электронный муниципалитет: организация и функции». Оценки уровня внедрения ИКТ в работу аппаратов муниципальных образований получены на основе самооценок. [4. C. 32].

Самооценка муниципалитетов об «электронизации» аппаратов и территорий была выявлена по результатам экспертного опроса. Он показал, что собственные Интернет-сайты имеет 90% участвовавших в опросах муниципалитетов, что позволяет говорить о том, что данный элемент в основном нашел внедрение в муниципальной практике. На Интернет-сайтах чаще всего размещается: общая информация о муниципальном образовании (72%), а также контактные данные и графики работы аппарата (63%), сведения о руководителях подразделений (70%). Есть также информация о муниципальных программах, сведения о тендерах и конкурсах (60%). Важные информационные блоки, как сведения об исполнении бюджета и сведения по работе с об ращениями граждан размещают пока только около трети муниципалитетов. Стратегии и концепции развития ИКТ муниципальных образований имеет лишь один из десяти участвовавших в опросах муниципалитетов. [1. C.78].

Наиболее распространенным электронным  сервисом, предоставляемым гражданам  и юридическим лицам в опрошенных муниципалитетах, является обмен документами  с налоговыми органами. Вторую и  третью позицию занимают «информация о порядке оказания муниципальных услуг», «бланки, формы, квитанции» (организуются в трети муниципалитетов).

Результаты осуществленного исследования иллюстрируют не столько ситуацию в  городских поселениях и муниципальных  районах в целом, сколько ситуацию в наиболее заинтересованных и успешных муниципальных образованиях, которые откликнулись на приглашение РАГС участвовать в экспертном опросе. По оценкам, которые были даны респондентами в отношении уровня развития и применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности аппарата муниципального образования, выявляется в основном «средний» уровень. Уровень информатизации муниципальной территории в основном заслуживает оценки «ниже среднего». [27. C. 462].

В большинстве муниципальных образований  отсутствуют нормативные документы, определяющие долго- и среднесрочные меры по внедрению ИКТ в муниципальном управлении – Стратегии и Программы информатизации. Наиболее нормативно обеспеченной сферой применения ИКТ является представление муниципального образования в сети Интернет (соответствующие документы действуют более чем в половине опрошенных муниципалитетов). Меньше половины муниципальных образований приняли отраслевые программы информатизации или мероприятия по регулированию процессов создания и эксплуатации информационных систем и ресурсов. Лишь отдельные муниципалитеты самостоятельно разрабатывают нормативные акты, чтобы инициативно регулировать сферу новой деятельности. [10].

Таким образом, единственным принимаемым  нормативным актом чаще всего является документ, регламентирующий представление муниципального образования в сети Интернет. И довольно редко – формирование нормативной базы информатизации начинается в форме стратегии, концепции или программы. [3. C.38].          Рис. 3

Кадровое обеспечение внедрения ИКТ в муниципалитетах

Рис. 3. Кадровое обеспечение внедрения ИКТ в муниципалитетах

Пока меньше половины муниципалитетов  располагают в составе аппарата специализированным ИКТ - подразделением. В городских поселениях специализированные ИКТ-подразделения встречаются чаще, чем в муниципальных районах. Три четверти участников опроса указывают на то, что в аппарате муниципального образования имеет место дефицит ИКТ-специалистов.

Финансовое обеспечение внедрения ИКТ в муниципалитетах – это одна из наиболее сложных проблем. Около трети респондентов не смогли дать определенный ответ на вопрос, касающийся распределения затрат на ИКТ. Больше половины участников исследования отметили, что недофинансирована разработка и приобретение ПО (отчасти это связано с относительно недавно осознанной необходимостью отказа от использования контрафактных программных продуктов). Существенным фактом является недостаточный уровень финансирования обучения персонала работе с ИКТ. Причем, в городах чаще оцениваются как недофинансированное направление «телекоммуникации», а в муниципальных районах – «подготовка кадров». [6. C.64].

Сведения о работе с обращениями граждан (ещё один пример социально значимой информации) публикуют только треть сайтов. Электронные социальные карты применяют пока очень малая часть муниципалитетов.

Построение «электронного муниципалитета» – дело трудоемкое и, главное, рассчитано изначально на креативных специалистов. Лучшая практика освоения и продвижения электронных технологий свидетельствует об устойчивой тенденции формирования новой информационной культуры у специалистов и граждан. Результаты получают там, где есть выверенная стратегия, концентрируются ресурсы на прорывных участках, т.к. требуются существенные инвестиции. Без условно, необходима также воля и требовательность менеджмента для продвижения новых идей в сфере освоения новых технологий. Результат хуже там, где нет координации, существует дублирование в применении ИКТ, использовании ИКТ только как вспомогательного средства. [33. C.9].

Анализ существующих практик свидетельствует  о хорошей результативности стратегий  информатизации в муниципальных  образованиях российской столицы, большинстве  административных центров субъектов РФ. Причем, во многом опыт здесь развивается индивидуальный, исходя из самостоятельно выбранных целей и задач .

В настоящее время развиваются три основные вариативные модели эволюционирования к «электронному муниципалитету». Это типовая модель для городского округа. В промышленных городах и областных центрах строится поэтапная городская модель (города Екатеринбург, Омск, Оренбург, Петрозаводск, Томск и др.). Субъекты РФ и их органы управления разрабатывают программы и заказывают разработку электронизации отдельных сфер (управление недвижимостью, транспортное обслуживание, медицинские услуги и др.) и затем занимаются внедрением таких программ вместе с муниципалитетами. Это третья модель формирования электронного муниципалитета. Там, где имеются ресурсы и специалисты, элементы отдельных программ реализуются параллельно. [24].

Интегрирование систем, например, в г. Москве обеспечивается на горизонтальных связях через специальные подпрограммы и целевые мероприятия. В частности, совершенствуется нормативно-правовая база, создаются условия для общесистемного обеспечения (среда электронного взаимодействия, унифицированные технологические решения, система информационной безопасности), устраняется развитие информационного неравенства (создается и поддерживается система городских порталов, межотраслевых систем и ресурсов; развивается информационно-коммуникационная инфраструктура, система безопасности города). Организационное обеспечение «электронного муниципалитета» в столичном районе строится по четырем основным разделам, в каждом из которых выделяются свои подразделы. Это: электронный сайт муниципалитета; мероприятия муниципалитета; организация территории района; поддержка потребительского рынка и оказание услуг. [37].

Информация о работе Информатизация в муниципальном управлении