Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:18, реферат
Конфликты происходят в нашей жизни ежедневно. Причем конфликт это не только несовпадающие интересы двух и более сторон, но также большое количество противоречащих друг другу целей одного лица. Поэтому, выбранную мной тему, считаю достаточно насущной и важной в наше время.
Теория игр занимается исследованием разных конфликтных ситуаций, довольно часто встречающихся в таких областях человеческой деятельности как управление, экономика и др.
Введение
Применение теории игр
Основные понятия теории игр
Решение матричной игры в смешанных стратегиях
Заключение
Список источников
Если игрок 1 воспользуется i-м выбором, то противник для минимизации его выигрыша сделает тот из своих выборов, который даст min hij. Соответственно, игрок 1 должен использовать тот выбор, который гарантирует ему выигрыш, не меньший
V⋏ =maxi minj hij , где i=1…m; j=1…n
(V⋏ – нижняя цена игры).
Противник, рассуждая аналогично, приходит к выводу о гарантированном проигрыше, не превышающем
(V⋏- верхняя цена игры)
Максиминная и минимаксная стратегии, соответствующие цене игры, являются оптимальными стратегиями первого и второго игроков, а их совокупность – решением игры.
Если в игре существует ситуация равновесия , то ее решение обладает устойчивостью, так как ни одному из игроков не выгодно отклоняться от этой ситуации и применять другую стратегию, отличную от оптимальной.
Пара чистых стратегий (i*,j*) создает в игре ситуацию равновесия тогда и только тогда, когда в матрице выигрышей существует элемент hi*j*, который одновременно является наибольшим в своем столбце и наименьшим в своей строке. Этот элемент (если он существует) называется седловой точкой.
Пример 1.
Седловые точки - (4, 1) и (4, 2). Цена игры = 6; оптимальный выбор для игрока 1 - четвертый, для игрока 2 равнозначны первый и второй.
Пример 2. Пусть игра определяется матрицей
Здесь равенство V1 = V2 не выполняется; оптимальной чистой стратегии для игроков нет.
При анализе игр часто прибегают к попыткам обнаружить доминирование между строками и столбцами. Так в примере 1 элементы четвертой строки больше элементов других строк: использование выбора 4 выгоднее других выборов при любой политике противника. Противник видит, что в такой ситуации использовать выборы 3 и 4 неразумно. Использование доминирования позволяет уменьшить размеры изучаемой матрицы исключением "невыгодных" строк и столбцов.
При отсутствии седловой точки среди чистых стратегий приходится искать таковую среди смешанных.
Решение матричной игры в смешанных стратегиях.
Стратегии игрока А | Стратегии игрока В |
| B1 | B2 | B3 |
A1 | 2 | 5 | 4 |
A2 | 3 | 1 | 4 |
A3 | 4 | 2 | 3 |
Введенная матрица показывает выигрыш игрока А, в зависимости от выбранного им действия и от ответного действия игрока В. Мы рассматриваем игру двух игроков, в которой выигрыш одного из них равен проигрышу другого. Внешние факторы отсутствуют. Оба игрока обладают конечным числом действий и логикой, которая определят их действия (рассмотрим ниже). Строки матрицы являются возможными действиями игрока А, столбцы матрицы - возможными действиями игрока В. Возможные действия игроков называются чистыми стратегиями.
В нашем случае, количество чистых стратегий игрока А равно 3. Количество чистых стратегий игрока В равно 3.
Игрок А имеет в своем распоряжении три чистые стратегии:
* Если игрок А выберет стратегию A1 ,то при любом действии игрока B, он гарантирует себе выигрыш 2 ,т.е. получит не менее 2 ден.ед.
* Если игрок А выберет стратегию A2 ,то при любом действии игрока B, он гарантирует себе выигрыш 1 ,т.е. получит не менее 1 ден.ед.
* Если игрок А выберет стратегию A3 ,то при любом действии игрока B, он гарантирует себе выигрыш 2 ,т.е. получит не менее 2 ден.ед.
Стратегии игрока А | Стратегии игрока В | Минимальный элемент в строке |
| B1 | B2 | B3 | |
A1 | 2 | 5 | 4 | 2 |
A2 | 3 | 1 | 4 | 1 |
A3 | 4 | 2 | 3 | 2 |
Игрок А использует логику, которая гарантирует ему максимальный выигрыш вне зависимости от поведения игрока В.
Свой выбор, игрок А остановит на стратегии A1, которая обеспечит ему выигрыш 2, т.е. доход не менее 2 ден.ед.
Значение равное 2, называется нижней ценой игры.
V⋏ =maxi minj hij=2
Игрок В также имеет в своем распоряжении три чистые стратегии:
* Если игрок В выберет стратегию В1 ,то при любом действии игрока B, он гарантирует себе выигрыш 4 ,т.е. получит не менее 4 ден.ед.
* Если игрок В выберет стратегию В2 ,то при любом действии игрока B, он гарантирует себе выигрыш 5 ,т.е. получит не менее 5 ден.ед.
* Если игрок В выберет стратегию В3 ,то при любом действии игрока B, он гарантирует себе выигрыш 4 ,т.е. получит не менее 4 ден.ед.
Стратегии игрока А | Стратегии игрока В | Минимальный элемент в строке |
| B1 | B2 | B3 | |
A1 | 2 | 5 | 4 | 2 |
A2 | 3 | 1 | 4 | 1 |
A3 | 4 | 2 | 3 | 2 |
Максимальный элемент в столбце | 4 | 5 | 4 | |
Игрок В использует логику, которая гарантирует ему минимальный проигрыш вне зависимости от поведения игрока А.
Свой выбор, игрок В остановит на стратегии В1, которая обеспечит ему проигрыш 4, т.е. потерю не более 4 ден.ед.
Значение равное 4, называется верхней ценой игры.
V⋏= minjmaxi hij=4
Так как нижняя цена игры не равна верхней цене игры, то конечная игра не имеет седловой точки и решения в чистых стратегиях.
В теории игр седловая точка (седловой элемент) — это наибольший элемент столбца матрицы игры, который одновременно является наименьшим элементом соответствующей строки (в игре двух лиц с нулевой суммой). В этой точке, следовательно, максимин одного игрока равен минимаксу другого; седловая точка есть точка равновесия.
В нашей задаче, если игроки пользуются только чистыми стратегиями, оптимальное решение не найдено. Но, всегда есть решение в смешанных стратегиях.
Смешанной стратегией игрока А называется применение чистых стратегий A1 , A2 , A3 c вероятностями p1 , p2 , p3.
Смешанную стратегию первого игрока обозначают:
P = (p1, p2 , p3 ) , где p1+p2+p3 = 1 и p1, p2 , p3 ≥0
Смешанной стратегией игрока B называется применение чистых стратегий B1 , B2 , B3 c вероятностями q1,q2 , q3.
Смешанную стратегию второго игрока обозначают:
Q = (q1,q2 , q3) , где q1+q2 + q3= 1 и q1,q2 , q3 ≥0
Оптимальное решение игры (или просто - решение игры) - это пара оптимальных смешанных стратегий
P* (p1*, p2*, p3* ) и Q* (q1*, q2* , q3* )
обладающих следующим свойством: если один из игроков придерживается своей оптимальной стратегии, то другому не может быть выгодно отступать от своей.
Выигрыш игрока А равный проигрышу игрока В , соответствующий оптимальному решению, называется ценой игры V.
Цена игры больше либо равна нижней цены игры и меньше или равна верхней цены игры V⋏ ≤V≤ V⋏.
В нашем случае : 2 ≤V≤4
Стратегии игрока А | Стратегии игрока В |
| B1 | B2 | B3 |
A1 | 2 | 5 | 4 |
A2 | 3 | 1 | 4 |
A3 | 4 | 2 | 3 |
Если P* (p1*, p2*, p3* ) и Q* (q1*, q2* , q3*) являются оптимальным решением, то должны выполняться две следующие системы неравенств
2p1*+3p2 *+4p3*≥V
5p1*+p2 *+2p3*≥V
4p1*+4p2 *+3p3*≥V
2q1*+ 5q2*+4q3*≤V
3q1*+ q2*+4q3*≤V
4q1*+ 2q2*+3q3*≤V
Рассмотрим первую систему.
Разделим почленно первую систему на v (цену игры).
Т.к. цена игры положительная, то знаки в неравенствах системы не изменятся. Введем новые обозначения:
y1=p1*V, y2=p2*V, y3=p3*V
Рассмотрим сумму:
y1+y2+y3=p1*V+p2*V+p3*V=1V*p1*
Т.к игрок A старается увеличить свой выигрыш, т.е. цену игры V, то выражение 1V будет стремиться к минимуму.
Мы получили задачу линейного программирования.
Требуется найти максимум линейной функции F = y1+y2+y3 при следующей системе ограничений:
2y1+3y2+4y3≥1
5y1+y2+2y3≥1
4y1+y2+3y3≥1
Рассмотрим вторую систему.
Разделим почленно вторую систему на V (цену игры).Т.к. цена игры положительная, то знаки в неравенствах системы не изменятся.
Введем новые обозначения:
x1=q1*V, x=q2*V, x3=q3*V
Рассмотрим сумму:
x1+x2+x3=q1*V+q2*V+q3*V=1V*q1*
Т.к игрок B старается уменьшить свой проигрыш, т.е. цену игры V, то выражение 1 V будет стремиться к максимуму.
Мы получили задачу линейного программирования.
Требуется найти максимум линейной функции L = x1+x2+x3 при следующей системе ограничений:
2x1+5x2+4x3 ≤1
3x1+x+4x3 ≤1
4y1+2y2+3y3 ≤1
Полученные задачи являются парой симметричных взаимно двойственных задач. Решив одну из них, мы автоматически получим решение второй. Удобнее решить вторую задачу. Решим ее симплекс методом.
Система ограничений должна быть приведена к каноническому виду.
К левой части неравенства 1 системы ограничений прибавляем неотрицательную переменную x4, тем самым мы преобразуем неравенство 1 в равенство.
К левой части неравенства 2 системы ограничений прибавляем неотрицательную переменную x5 , тем самым мы преобразуем неравенство 2 в равенство.
К левой части неравенства 3 системы ограничений прибавляем неотрицательную переменную x6, тем самым мы преобразуем неравенство 3 в равенство.
2x1+5x2+4x3+x4= 1
3x1+x+4x3+ x5 =1
4y1+2y2+3y3+x6 =1
Система ограничений приведена к каноническому виду, т.е.. все условия системы представляют собой уравнения.
Определимся с начальным опорным решением.
Наличие единичного базиса
в системе ограничений
Переменная x4 входит в уравнение
1 с коэффициентом 1, а в остальные
уравнения системы с
Переменная x5 входит в уравнение
2 с коэффициентом 1, а в остальные
уравнения системы с
Переменная x6 входит в уравнение
3 с коэффициентом 1, а в остальные
уравнения системы с
Переменные , которые не являются базисными, называются свободными переменными. Приравняв свободные переменные нулю, в получившийся системе ограничений, мы получим начальное опорное решение.
X0 = ( 0 , 0 , 0 , 1 , 1 , 1 )
Значение функции для начального решения: L (X0) = 0
При составлении исходной симплекс таблицы, коэффициенты при переменных функции L записываются с противоположными знаками, а свободный член со своим знаком.
Шаг 1
За ведущий выберем столбец 1, так как -1 наименьший элемент в L строке. Элемент L строки, принадлежащий столбцу свободных членов не рассматриваем.
За ведущую выберем строку 3, так как отношение свободного члена к соответствующему элементу выбранного столбца для 3 строки является наименьшим. Обратите внимание, что отношение мы вычисляем только для положительных элементов столбца 1.
Базисные переменные | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 | X6 | βi | δi |
X4 | 2 | 5 | 4 | 1 | 0 | 0 | 1 | 12 |
X5 | 3 | 1 | 4 | 0 | 1 | 0 | 1 | 13 |
X6 | 4 | 2 | 3 | 0 | 0 | 1 | 1 | 14 |
L | -1 | -1 | -1 | 0 | 0 | | 0 | - |
Разделим элементы строки 3 на 4.
Базисные переменные | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 | X6 | βi | δi |
X4 | 2 | 5 | 4 | 1 | 0 | 0 | 1 | 12 |
X5 | 3 | 1 | 4 | 0 | 1 | 0 | 1 | 13 |
X6 | 1 | 12 | 34 | 0 | 0 | 14 | 14 | 14 |
ъL | -1 | -1 | -1 | 0 | 0 | | 0 | - |
От элементов строки 1 отнимает соответствующие элементы строки 3 умноженные на 2.
От элементов строки 2 отнимает соответствующие элементы строки 3 умноженные на 3.
От элементов строки L отнимает соответствующие элементы строки 3 умноженные на -1.
Базисные переменные | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 | X6 | βi | δi |
X4 | 0 | 4 | 52 | 1 | 0 | -12 | 12 | - |
X5 | 0 | -12 | 74 | 0 | 1 | -34 | 14 | - |
X6 | 1 | 12 | 34 | 0 | 0 | 14 | 14 | - |
L | 0 | -12 | -14 | 0 | 0 | -14 | 14 | - |
X1= ( 14, 0, 0, 12, 14, 0 )
Значение функции L для данного решения: L (X1) = 14
Шаг 2
За ведущий выберем столбец 2, так как - 12 наименьший элемент в L строке. Элемент L строки, принадлежащий столбцу свободных членов не рассматриваем.
За ведущую выберем строку 1, так как отношение свободного члена к соответствующему элементу выбранного столбца для 1 строки является наименьшим. Обратите внимание, что отношение мы вычисляем только для положительных элементов столбца 2.
Базисные переменные | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 | X6 | βi | δi |
X4 | 0 | 4 | 52 | 1 | 0 | -12 | 12 | 18 |
X5 | 0 | -12 | 74 | 0 | 1 | -34 | 14 | - |
X6 | 1 | 12 | 34 | 0 | 0 | 14 | 14 | 12 |
L | 0 | -12 | -14 | 0 | 0 | 14 | 14 | - |
Разделим элементы строки 1 на 4.
Базисные переменные | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 | X6 | βi | δi |
X4 | 0 | 1 | 58 | 14 | 0 | -18 | 18 | 18 |
X5 | 0 | -12 | 74 | 0 | 1 | -34 | 14 | - |
X6 | 1 | 12 | 34 | 0 | 0 | 14 | 14 | 12 |
ъL | 0 | -12 | -14 | 0 | 0 | 14 | 14 | - |
От элементов строки 2 отнимает соответствующие элементы строки 1 умноженные на - 12.
Информация о работе Использование теории игр при разработке управленческих решений»