Исследование взаимосвязи между системой мотивации и эффективности работы групп в строительной компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы мотивации персонала 4
1.1. Мотивационный процесс 4
1.2. Теории мотивации 7
1.2.1 Содержательные теории мотивации 7
1.2.2 Процессуальные теории мотивации 10
1.3 Методы и способы мотивации 13
1.4 Зарубежный опыт мотивации персонала 16
1.5. Сущность оплаты труда, как фактора мотивации персонала 18
2. Анализ мотивации персонала ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» 28
2.1. Характеристика организации ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ». Основные показатели хозяйственной деятельности 28
2.2. Оценка мотивации труда, используемая на предприятии ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» 32
2.3. Совершенствование мотивации на предприятии ЗАО «Компания «АРИНВЕСТ» 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсач упр.строит.предприятием.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

Гигиенические факторы

Мотивации

Политика фирмы и администрации

Условия работы

Заработок

Успех

Продвижение по службе

Признание и одобрение результатов работы

Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными

Степень непосредственного контроля за работой

Высокая степень ответственности

 

 

Возможности творческого и делового роста




         Первая  группа  факторов (гигиенические  факторы) связана с самовыражением  личности,  ее  внутренними  потребностями, а также  с  окружающей средой,  в которой  осуществляется сама работа. Вторая  группа факторов  мотивации связана  с характером  и  сущностью  самой  работы. Руководитель  здесь должен помнить о необходимости  обобщения  содержательной части работы.                                                   

    Гигиенические  факторы  Ф.  Герцберга, соответствуют  физиологическим  потребностям, потребности  в безопасности и уверенности в будущем.                         

    Разница  в  рассмотренных  теориях  следующая:  Маслоу,  рассматривал  гигиенические факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения, т.е. после  мотивации  рабочий обязательно начинает лучше работать. Герцберг же, напротив, считает, что рабочий начнет обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

     Таким  образом,  содержательные  теории   мотивации  базируются  на  исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

 

1.2.2  Процессуальные теории мотивации

 

Второй  подход  к  мотивации  базируется  на процессуальных теориях. Здесь говорится о  распределении усилий  работников и выборе  определенного  вида  поведения  для  достижения конкретных целей.  К таким  теориям относятся  теория ожиданий, теория  справедливости и теория или модель Портера - Лоулера.                     

    а) Согласно теории ожиданий не только  потребность  является  необходимым  условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.

     Процессуальные  теории  ожидания  устанавливают,  что  поведение сотрудников определяется поведением:

  • руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
  • сотрудника,  который  уверен,  что  при  определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
  • сотрудника  и  руководителя,  допускающих, что  при определенном  улучшении  качества  работы  ему  будет  выдано определенное вознаграждение;
  • сотрудника,  который  сопоставляет   размер  вознаграждения  с суммой,  которая необходима  ему для  удовлетворения определенной потребности.                                       

     Сказанное  означает,  что  в теории  ожидания подчеркивается  необходимость  в  преобладании   повышения  качества  труда  и уверенности в том,  что это  будет отмечено  руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.         

     Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник  должен иметь  такие потребности,  которые могут  быть в значительной  степени  удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений, а руководитель  должен  давать  такие поощрения, которые  могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур  вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.                 

     б) Согласно теории  справедливости эффективность мотивации оценивается работником не  по определенной  группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в  аналогичном системном окружении.                                                                                                 

     Сотрудник оценивает  свой размер поощрения по сравнению  с  поощрениями других сотрудников.  При  этом  он  учитывает  условия, в  которых  работают  он  и  другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а  другой -  на старом, у одного было одно качества заготовок,  а другого - другое. Или, например,  руководитель  не   обеспечивает  сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и т.п.                                         

    в) Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера построена на  сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости.

     В этой модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.

     Рассмотрим механизм  мотивации.

     Согласно модели результаты, достигнутые сотрудником (6), зависят  от трех переменных: затраченных  усилий (3), способностей и характерных особенностей человека (4),а также осознания им своей роли  в процессе труда (5). Уровень усилий (3) в свою очередь зависит от ценности вознаграждения (1) и от того, насколько человек верит в существование связи между затратами и вознаграждением (2).Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь внутренние вознаграждения (удовлетворение от выполненной работы и т.д.) (7 а), а также внешние вознаграждения (7б). Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаграждением означает, что может существовать связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями. Дело в том, что эти вознаграждения отражают возможности вознаграждения, определяемые руководителем для данного сотрудника и организации в целом. Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое (8), использована для того, чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости, люди имеют собственную оценку степени справедливости и вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты. Удовлетворение (9) – результат внешних и внутренних вознаграждений (7а, б) с учетом их справедливости, именно оно является мерилом, насколько ценно вознаграждение. Эта оценка будет влиять на восприятие человека будущих ситуаций.

 

 

 

1.3 Методы и способы мотивации

      Рассмотрим способы  улучшения мотивации труда. Они  объединяются в несколько самостоятельных направлений:

      а) Заработная плата, характеризующая оценку вклада  работника в результаты деятельности  предприятия. Она должна быть сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона.

        Заработок  работника определяется в зависимости  от его квалификации, личностных способностей и достижений в труде и включает различные доплаты и премии. К нему приплюсовываются доходы от участия в прибылях и в акционерном капитале предприятия.

       Безусловно, мотивационному  механизму оплаты труда отводится  большая роль, но постоянное повышение  уровня оплаты труда не способствует  как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.

     б)  Цели являются  вторым по «силе» средством  повышения трудовой мотивации работника.

     Цели:

  • концентрируют внимание и усилия на определенных направлениях;
  • могут служить нормативом, с которым сравнивают результаты;
  • механизм для обоснования затрат ресурсов;
  • влияют на структуру организационных систем;
  • отражают глубинные мотивы индивида и организации.

    Проведенные исследования выявили ряд результатов:

  • при проведении конкретных, ясных и четких целей возрастает вероятность усиления мотивации действовать в заданном направлении;
  • при постановке конкретных, ясных и четких целей возрастает вероятность усиления мотивации действовать в заданном направлении;
  • трудные цели обладают сами по себе  мотивирующим эффектом, необходимо,   правда, соблюдение условия, что  цель будет принята индивидом;
  • совокупность целей с денежным вознаграждением усиливает эффект.

Целевой метод (метод управления по целям) занимает значительное место в менеджерской практике. Однако необходимо учитывать ряд характеристик целей:

цели должны быть измеримыми; реальными; контролируемыми; поддержаны организацией; их результаты должны быть однозначны; должны существовать точные сроки выполнения поставленных целей; а также система их ранжирования.

в)  Системы внутрифирменных льгот работникам предприятия:

  • субсидированное и льготное питание, установка на предприятии автоматов для продажи горячих напитков и закусок;
  • продажа продукции предприятия своим работникам со скидкой (обычно 10% и более);
  • полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;
  • предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента;
  • предоставление права пользования транспортом фирмы;
  • оплата больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников за счет предприятия; 

     г) Нематериальные (неэкономические) льготы и привилегии персоналу:

  • предоставление права на скользящий график работы;
  • предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе;
  • более ранний выход на пенсию.

      д) Мероприятия, повышающие  содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост.

     Привлечение работников  к управлению предприятием также  повышает их мотивацию, поскольку в данном случае решается проблема отчуждения их от предприятия и его руководителей.

    е) Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива.

     Образование различных  неформальных, функциональных групп  работников (например, кружки качества), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам своего предприятия. Моральное поощрение работников.

     ж) Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышение квалификации.

 

1.4 Зарубежный опыт мотивации  персонала

     В практике американских  фирм «Форд», «Дженерал Моторс»  и других используются различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением. Часто применяют так называемые аналитические системы заработной платы, особенность которых - дифференциальная оценка в баллах степени сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителей, физических усилий, условий труда и другие. При этом переменная часть заработной платы, которая выступает в качестве награды за повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию сырья достигает 1/3 зарплаты. Используются различные формы участия рабочих в распределении прибыли. Для решения производственных задач формируются кружки качества и совместные комиссии рабочих и администрации, принимающие решения о материальном поощрении рабочих в зависимости от вклада, в том числе в повышении производительности труда.

Материальное поощрение практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков. Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и туристическими путёвками. Процедура награждения проводится в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризировать достижения в области повышения эффективности работы ее качества, которые прежде оставались незамеченными.

Применяемые промышленными фирмами системы мотивации работников путем продвижения их по службе можно свести к ротации с учетом личных качеств и стажа работы. Первое чаще применяется на предприятиях США, второе характерно для Японии.

Информация о работе Исследование взаимосвязи между системой мотивации и эффективности работы групп в строительной компании