Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:44, курсовая работа
Актуальность исследования состоит в том, что специфика системы местного самоуправления опирается на властные структуры в вопросах реализации, в пределах собственной компетенции закрепленных полномочий, на гражданское общество при максимальной приближенности и взаимодействии с населением, а также на хозяйствующих субъектов, представляющих собой муниципальные образования – производителей и потребителей продукции и услуг с собственным бюджетом. Это позволяет говорить о целесообразности принципиально нового подхода к функционированию и возможностям отдельных институтов властных полномочий. Система местного самоуправления как раз является таким единым институтом, который сочетает в себе все вышеперечисленные составляющие.
Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы местного самоуправления………………….5
1.1. Основные этапы становления системы МСУ в РФ……………….5
1.2. Понятие и принципы МСУ в РФ…………………………………...7
1.3. Функции МСУ………………………………………………………10
2. Анализ системы МСУ в Вологде…………………………………….13
2.1. Характеристика системы МСУ…………………………………….13
2.2.Факторы препятствующие органам МСУ………………………….17
3. Совершенствование организации МСУ……………………………..25
Заключение ………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………33
С целью изучения проблем местного самоуправления на современном этапе его реформирования Вологодский НКЦ ЦЭМИ РАН в 2007 и 2008 гг. проводил опросы глав муниципальных образований, направленные на выявление факторов, препятствующих функционированию органов местного самоуправления, и определение путей повышения эффективности этого института власти. [7]
На вопросы анкеты в 2007 г. ответили 130 глав муниципальных образований (35% от числа опрошенных), 2008 г. – 210 (57%)1. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы. За исследуемый промежуток времени доля глав, считающих, что реформа необходима и ее реализация в конечном итоге ведет к положительным социально-экономическим результатам в муниципальных образованиях, увеличилась с 65 до 77% (см. табл.2.1).
Таблица 2.1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы относитесь к идущей реформе местного самоуправления?» (в % от числа ответивших)
Вариант ответа |
Муниципальные образования (опрос 2008 г.) |
Все муниципальные образования | |||
Городское поселение |
Сельское поселение |
районы |
Опрос 2007 г. |
Опрос 2008 г. | |
С оптимизмом |
75 |
74,6 |
100 |
64,8 |
76,6 |
Лояльно |
8,3 |
8,5 |
- |
9,6 |
7,8 |
Отрицательно |
16,7 |
6,2 |
- |
12 |
5,4 |
Затрудняюсь ответить |
- |
10,7 |
- |
13,6 |
10,2 |
Это объясняется тем, что с началом реализации ФЗ № 131 в каждом муниципальном образовании был сформирован собственный бюджет, т. е. у органов местного самоуправления появилась возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами муниципалитетов и, как следствие, повышать эффективность управления социально-экономическим развитием муниципалитета. Данный вывод подтверждается ответами глав, полученными в ходе опроса (см. табл. 2.2.). [7]
Таблица 2. Распределение ответов
респондентов на вопрос: «По Вашему
мнению, в результате реформ появилось
ли у органов местного самоуправления
больше возможностей для управления
социально-экономическим
Вариант ответа |
Муниципальные образования (опрос 2008 г.) |
Все муниципальные образования | |||
городские поселения |
сельские поселения |
районы |
опрос 2007 г. |
опрос 2008 г. | |
Да, возможностей для управления развитием стало больше |
41,7 |
52,5 |
43,8 |
45,2 |
51,2 |
Возможности для управления развитием существенно не изменились |
41,7 |
30,7 |
37,5 |
41,1 |
31,9 |
Возможностей для управления стало меньше |
8,3 |
7,8 |
6,3 |
8,9 |
7,7 |
Затрудняюсь ответить |
8,3 |
8,9 |
12,5 |
4,8 |
9,2 |
Как видно из данных таблицы, наибольшее число позитивных ответов (53%) получено от глав сельских поселений, которые смогли активизировать свою деятельность по таким вопросам, как, например, благоустройство территорий, капитальный ремонт жилого фонда, проведение первичных мер пожарной безопасности и т. д. Ранее работа по этим направлениям практически не осуществлялась или осуществлялась недостаточно.
Однако по-прежнему сохраняется ряд факторов, затрудняющих дальнейшее развитие института местного самоуправления. К основным из них руководители администраций относят: дефицит собственных источников доходов (почти 87% ответивших), пассивность местного населения (70%), несовершенство законодательства и бюрократические проволочки (по 62%), недостаточность имущественной базы (55%) и трудовых ресурсов (46%) (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие факторы препятствуют эффективному управлению муниципальным развитием?» (в % от числа ответивших)
Вариант ответа |
Год опроса | |
2007 г. |
2008 г. | |
Дефицит собственных доходных источников |
82,4 |
86,5 |
Недостаток объектов имущества |
55,2 |
55,1 |
Недостаток квалифицированных кадров |
30,7 |
45,5 |
Ограниченность полномочий |
34,9 |
39,3 |
Слабость мотивации у муниципальных служащих |
38, |
50 |
Бюрократические проволочки и препоны |
57,3 |
61,7 |
Пассивность местного населения |
59,1 |
70,2 |
Отсутствие методики оценки эффективности функционирования органов МСУ |
- |
45,9 |
Отсутствие эффективного сотрудничества с органами государственной власти |
- |
46,4 |
Несовершенство |
- |
62,6 |
Отсутствие эффективных форм частно-муниципального партнерства |
- |
44,3 |
Данные варианты ответов в анкете 2007 года представлены не были. |
Судя по приведенным сведениям, острота существующих проблем только усиливается. [10]
Недостаточно эффективное сотрудничество с органами государственной власти также препятствует развитию муниципального управления. Среди основных причин можно выделить ориентацию органов государственной власти на районные администрации, что приводит к невозможности своевременно реагировать на нужды поселений, искажает реальную ситуацию, ограничивает равенство прав муниципальных образований. Главы муниципальных образований отметили также бюрократические проволочки и плохую организацию (см. табл.2.4).
Таблица 2.4. Распределение ответов респондентов в 2008 году на вопрос: «Укажите, пожалуйста, основные причины, препятствующие эффективному взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления» (в % от числа ответивших)
Вариант ответа |
Муниципальные образования | ||
городские поселения |
сельские поселения |
районы | |
Неэффективная управленческая организация взаимодействия |
38,5 |
28,7 |
43,8 |
Недостаточная регламентация взаимодействия |
23,1 |
27,1 |
31,3 |
Бюрократические препоны |
23,1 |
40,3 |
62,5 |
Недостаток технических средств связи |
7,7 |
19,9 |
- |
Несвоевременное получение информации об изменениях в нормативно-правовых документах |
7,7 |
25,4 |
- |
Еще одной проблемой, затрудняющей эффективность функционирования местного самоуправления, является пассивность местного населения. В то же время проведенный опрос показал, что главы придают большое значение потенциалу жителей, который, по их мнению, выступает не только как необходимое условие повышения уровня жизни, но и как главный качественный критерий прогрессивности социально-экономического развития муниципального образования.
Для увеличения финансовых ресурсов и пополнения бюджетов наиболее важны, с точки зрения руководителей, легализация «теневой» заработной платы, развитие частного бизнеса и привлечение инвестиций в социально значимые проекты (см. табл.2.5).
Таблица 2.5. Распределение ответов респондентов в 2008 г. на вопрос: «Что из предложенных вариантов, по Вашему мнению, может быть использовано для увеличения доходной базы местных бюджетов?» в % от числа ответивших)
Вариант ответа |
% |
Работа по легализации «теневой» заработной платы |
50 |
Привлечение в бюджеты доходов от деятельности частного бизнеса |
42,4 |
Привлечение инвестиций в экономику |
39 |
Привлечение частных инвестиций в социально значимые сферы |
33,3 |
Стимулирование участия
населения в местном |
31,4 |
Более полное использование и развитие экономического потенциала муниципального образования |
24,8 |
Проведение инвентаризации муниципального имущества и определение направлений его эффективного использования |
18,6 |
Совершенствование системы управления |
12,9 |
В целях обеспечения
Решение кадровой проблемы видится в создании системы непрерывного образования и переподготовки муниципальных служащих. Самыми предпочтительными формами при этом, как представляется главам, являются выездные заседания специалистов областного уровня и полученные в их процессе консультации (45%), регулярные плановые семинары (44%), обучение в вузах (25%) и др. Кроме того, решению проблемы кадрового дефицита будет способствовать привлечение молодых специалистов в органы местного управления. Для чего необходимо обеспечить муниципальных служащих приемлемыми социальными условиями жизни, в том числе достойной заработной платой и возможностью приобретения жилья. [7]
В плане повышения социальной активности населения наиболее действенными являются следующие меры: проведение собраний, общественных слушаний для обсуждения вопросов местного значения, принятие программы вовлечения жителей в процесс местного самоуправления (см. табл.2.6).
Таблица 2.6. Распределение ответов респондентов в 2008 г. на вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять в первую очередь для повышения уровня социальной активности населения?» (в % от числа ответивших)
Вариант ответа |
% |
Проведение собраний, общественных слушаний для обсуждения вопросов местного значения |
34,8 |
Организация личных встреч
с представителями органов |
32,4 |
Разъяснение значения реформы, обучение граждан |
28,6 |
Принятие программы вовлечения общественности в процесс местного самоуправления |
23,8 |
Опубликование результатов деятельности органов местной власти в печатных изданиях |
20 |
На местное самоуправление возлагается задача не только обеспечения благосостояния населения и оказания общественных услуг, но и социально-экономического развития территории в целом. Поэтому на всех уровнях власти должен продолжаться поиск таких организационно-экономических механизмов, внедрение которых позволило бы повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления. [8]
Важность создания в России эффективной системы местного самоуправления требует формирования концептуальных подходов к реформированию структурной организации органов власти и управления на местах. Определяющими факторами в этом процессе становятся требования федерального законодательства, социально-экономическая эффективность и особенности современной организации самоуправления.
Действующее законодательство практически не ограничивает права муниципалитетов на организацию местного самоуправления. Вследствие этого, в настоящее время на территории Российской Федерации сформированы три основных модели местного самоуправления: районная, поселенческая, двухуровневая. Наибольшее распространение получила районная модель, которая характерна и для Вологодской области. Согласно этой модели в регионе муниципальные образования сформированы на базе городов Вологды и Череповца и 26 муниципальных районов.
Можно выделить основные особенности самоуправления в муниципалитетах области .
Во-первых, разнообразие структур органов местного самоуправления. В области можно выделить 8 различных организационных моделей, имеющих общие признаки и структурное сходство (две модели местного самоуправления в городах и шесть - в муниципальных районах).
Информация о работе Исследование организации местного самоуправления в муниципальном образовании