Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:46, курсовая работа
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является
Введение 3
1. Планирование как функция управления предприятием 5
1.1Сущность планирования 6
1.2.Виды стратегического планирования 6
1.3.Необходимость стратегического планирования на предприятии 9
2. Методология и организация стратегического планирования 11
2.1.Система методологии и логика стратегического планирования 11
2.2.Принципы методологии стратегического планирования 15
2.3.Миссия, цели, задачи 17
2.4.Ограничение стратегического планирования 21
3. Разработка стратегии фирмы 26
3.1.Анализ внутренней среды фирмы 26
3.2.Анализ внешней среды фирмы 29
3.3.Разработка миссии 33
3.4.Анализ стратегического потенциала 34
3.5.Разработка стратегии 36
Заключение 37
Список использованных источников 39
4.Принцип
сочетания общих и локальных
интересов при приоритете
2.3. Миссия, цели, задачи
Всю совокупность ориентиров деятельности фирмы можно разделить на три основных типа:
Разработка стратегии предполагает определение идеалов и целей. В рамках оперативного планирования фирма намечает конкретные задачи для каждого из участников работы.
К идеалам экономической организации можно отнести ее видение.
Видение – это руководящая философия бизнеса, обоснованное существование фирмы, не сама цель, а, скорее, чувство основной цели фирмы. То есть, видение –это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического планирования.
Примеры видения.:
Концепция “видения”
завоевывает все большую
бизнеса. Возрастающее значение видения определяется следующими
факторами.
В видении обычно не подчеркивается желание получить прибыль, оно объединяет индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей. С точки зрения видения пересекается с внутрифирменной культурой, основным элементом которой является система ценностей организации.
Миссия является более конкретным ориентиром, чем видение. В отличие от видения у миссии есть своя финишная черта –период времени, по истечении которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в организации с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно невелик (чаще всего это 5 лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда. Миссия дает также общее направление деятельности организации.
Миссия – это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия является комплексной целью, она включает как внутренние , так и внешние ориентиры деятельности фирмы, выражая таким образом суть того успеха, которого должна добиться организация.
Особое значение миссии для деятельности организации заключается в следующем:
Содержание миссии должно включать в себя следующие основные пункты.
Содержательные пункты обычно отражаются в положении о миссии, их последовательность и сочетание могут быть различными в зависимости от решения конкретной фирмы. Формирование миссии является обычным явлением для высоко развитого бизнеса. в Российской экономике в последнее время составлении миссии начали заниматься вновь возникшие частные экономические организации, достигшие определенного роста и успеха. Определение миссии является, безусловно, полезным занятием также и для небольших фирм или только создающихся форм бизнеса. Предпочтение является сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом миссии, включающим все перечисленные пункты. Например, банк “Менатеп”: “Менатеп” должен стать надежным международным банком, предлагающим высококачественные услуги организациям и частным лицам в России и в Европе”. Компания “Лукойл” главной целью считает “стать компанией мирового класса”. Таким образом выделяется основная, наиболее значимая цепь деятельности фирмы.
Цели в отличии от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации. Важность определения целей связана с тем, что они:
организации, мотивации, контроля;
Типы целей в организации –это экономические и неэкономические.
Как экономические так и неэкономические цели могут быть разделены с точки зрения периода их достижения кратко -, средне - и долгосрочные. Долгосрочные цели, как правило, не имеют чересчур выраженных количественных характеристик, они в большей степени связаны с миссией фирмы. Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и указывают:
Когда цели определены их нужно исследовать на предмет качества. Главными критериями здесь являются следующие.
Сопоставимыми должны быть:
цели внутрифирменной иерархии целей, каждая из которых должна соответствовать цели более высокого уровня.
Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций ( Таб.1), которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений. Общие фирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы). Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат). Достижение цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам. Взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей). Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
2.4. Ограничения планирования
Возможности
планирования предприятия ограничены
рядом объективных и
Любая экономическая организация, будь то западная фирма или российское предприятие, в своей деятельности неизбежно сталкивается с неопределенностью. Фирмы не обладают достаточными данными о своем настоящем и будущем, они не в состоянии предугадать все изменения, которые могут быть и произойти в рыночной среде. Планирование и является одним из способов “прояснения” внутренних и внешних условий деятельности.
То есть планирование – это инструмент преодоления неопределенности. Там, где есть планирование, неопределенность сокращается. Однако любой, даже самой мощной фирме или альянсу фирм не по силам полностью устранить неопределенность, значит целиком спланировать свою деятельность. Ведь устранит неопределенность, значит, устранить сам рынок, разнообразие несовпадающих интересов и действий субъектов рынка.
Таблица 1
Ценностные ориентации
Категория ценностей |
Типы предпочт. Целей | |
Теоритические |
Истина, знание, рацио нальное мышление |
Долгосрочные иследования и разработки |
Экономические |
Практичность, полез-ность, накопление богатства |
Рост, прибыльность, результаты |
Политические |
Власть, признание |
Общий объем капитала продаж, количество работников |
Социальные |
Хорошие человечес-киеотношения, привязанность, отсутствие конфликта |
Социальная ответствен-ность относительно прибыльности, косвенная конкуренция, благоприят-ная атмосфера в организации |
Эстетические |
Художественная гармония, состав.ю форма и симетрия |
Дизайн изделея, качество привлекательность |
религиозные |
Согласие во вселенной |
Этика, моральные проблемы |
Существует два основных способа усиления контроля над внешней средой:
Информация о работе Исследование организации стратегического планирования в российских организациях