Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:02, реферат
Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
Введение……………………………..……………………………………...3
1. Управление природопользованием: понятие, цель и сущность…......4
2. Функции и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………..7
3. Структура и компетенция органов управления……………………..15
4. Обоснование необходимости построения экологического мониторинга……………………………………………………………17
Заключение……..……………………………….…………………….…..21
Список литературы………………………...……………………………..
- Контроль и надзор
за рациональным
- Разрешение споров о
праве природопользования; применение
ответственности за
Все споры, касающиеся предоставления
и изъятия природных ресурсов,
порядка и условий их использования,
а также нарушения прав собственности,
пользования, аренды и возмещения причиненных
этим убытков, в настоящее время
отнесены законодательством к
Для рассмотрения споров, возникающих между природопользователями, находящимися на территориях разных субъектов РФ, законодательством установлен особый порядок. Такие конфликты рассматриваются специально созданными комиссиями, образованными на паритетных началах из представителей заинтересованных субъектов.
Методы управления природопользованием
и охраной окружающей среды - это
способы воздействия на поведение
и деятельность управляемых объектов
с целью обеспечения
Основные методы управления природопользованием и охраной окружающей среды:
- административные (командно-распорядительные)
- обеспечиваемые возможностью
- экономические - создающие
непосредственную материальную
заинтересованность субъектов
- социально-психологические
методы управления
- организационные методы,
охватывающие процессы
Конкретные методы экологического
регулирования определяются следующими
особенностями сферы
- инфраструктурным характером
продукции и услуг
- длительностью основных
воспроизводственных процессов
в природопользовании и
- спецификой отношений
собственности на ресурсы
- спецификой рыночных
отношений в экологической
В целом, эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать вышеперечисленные особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.
Административно-контрольные инструменты экологического регулирования включают:
- природоохранное
- совокупность экологических стандартов и нормативов;
- систему лицензирования хозяйственной деятельности;
- методы и инструменты
прогнозирования, планирования
К административно-контрольному блоку относятся также так называемые “мягкие" инструменты:
- экологический мониторинг;
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов;
- экологический аудит;
- экологическая сертификация (маркировка);
- добровольные согласования
между органами экологического
контроля и
Экономическими рычагами могут быть:
- плата (арендная плата)
за пользование природными
- компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или за ухудшение качества этих ресурсов;
- плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов;
- налог на выпуск экологически
опасной продукции и
- льготы по налогообложению;
- политика компенсации;
- метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования;
- залоговая система;
- кредитные отношения;
- создание страховых фондов охраны окружающей среды;
- экологический лизинг;
- продажа квот на выброс
вредных веществ (в том числе
межрегиональная система
Анализ инструментов экологического регулирования показывает, что и административные, и экономические методы имеют как сильные, так и слабые стороны. Например, административно-контрольные инструменты обеспечивают точность и определённость задаваемых целей; но они недостаточно гибки и требуют чрезмерных административных затрат, не стимулируют инновации. В свою очередь, экономические инструменты, с одной стороны, имеют высокую эффективность с точки зрения экономии экологических затрат, для самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранных мероприятий. Но с другой стороны, имеют высокую чувствительность к инфляционным процессам, возникает риск снижения конкурентоспособности и т.п.
В реальной действительности
применять все рычаги одновременно
нельзя, так как некоторые из них
могут дублировать друг друга
или же выполнять противоположные
функции. Поэтому при формировании
хозяйственного механизма природопользования
необходимо найти оптимальную структуру
сочетания административных и экономических
рычагов и методов, а также
инструментов текущего и перспективного
экологического регулирования. В принципе
все экономические инструменты,
включая и рыночно-
3. Структура и компетенция органов управления
Органы, осуществляющие по закону
или иному уполномочиванию
К органам общего управления относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Компетенция звеньев этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов РФ, а также в общих и специальных актах экологического законодательства. Деятельность этих органов в сфере экологического управления сосредоточена в первую очередь на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью и общем контроле над ними. В отдельных случаях при особых обстоятельствах или по специальному указанию в законе они наделяются иными функциями.
Специальная подсистема органов управления в области природопользованием и охраной окружающей среды имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Её образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ на осуществление экологического управления.
В решении задач обеспечения
рационального
К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на всё отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми или надведомственными органами.
4 Обоснование необходимости построения экологического мониторинга
Постоянно действующий мониторинг экологической ситуации рассматривается как структурная составляющая функции контроля в управлении обеспечением охраны окружающей среды. Информация о экологической регламентации и ограничениях сосредоточена в отраслевых кадастрах и выведена комплексном территориальном кадастре природных ресурсов (КТКПР).
Кадастровая форма предоставления
природно-экономической
Информацию о деятельности природопользователей обеспечивает процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Результатом этой оценки может быть как положительное так и отрицательное решение властей о лицензировании данной деятельности для предприятия.
Характер и механизм обобщения информации об экологической обстановке при ее движении по иерархическим уровням системы экологического мониторинга определяется с помощью информационного портрета экологической обстановки. В России создана Единая система наблюдения и контроля за состоянием природной среды, которая включает систему государственного контроля, сеть государственного мониторинга загрязнения природной среды, ведомственные системы контроля, систему оперативного обнаружения, анализа и прогноза.
Мониторинг экологической
ситуации представляет собой информационно-
Информация о работе Исследование подсистемы управления охраной окружающей средой