Исследование целей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..5
Понятие о целях организации и их роль в управлении………………….5
Понятие дерева целей организации………………………………………10
Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей...14
Глава 2. исследование целей управления в ОАО «ГАЗПРОМ»…………………………………………………………………….19
2.1. Организационно–экономическая характеристика ОАО «ГАЗПРОМ»..19
2.2. Дерево целей ОАО «ГАЗПРОМ»………………………………………….21
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………………………..23
3.1. Разработка концепции исследования целей управления………………23
3.2. Рекомендации по повышению эффективности функционирования в достижении поставленных целей………………………...……………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

35661.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

В работе экспертов очень  важную роль играют факторы психологического характера. Прежде всего, эксперты должны быть освобождены от ответственности за использование результата экспертизы. Дело не только в том, что лицо, принимающее решения, не хочет или не должно возлагать ответственность на других, но и в том, что сама ответственность накладывает психологические ограничения на характер выбора, а этого на стадии оценки альтернатив желательно избежать. Приходится также учитывать, что оценка, даваемая экспертом, может зависеть от межличностных отношений с другими экспертами и иногда даже от того, известна ли его оценка другим лицам. На ход экспертизы могут повлиять и личная заинтересованность эксперта, т.е. его необъективность, и другие личностные качества.

Основная идея экспертных методов состоит в том, чтобы  использовать интеллект людей, их способность  искать и находить решение слабо формализованных задач. В методиках организации экспертных оценок специальное внимание уделяется созданию благоприятных условий и нейтрализации факторов, неблагоприятно влияющих на работу экспертов.

Поскольку взаимодействие между экспертами может как стимулировать, так и подавлять их деятельность, в разных случаях используют методики экспертиз, имеющие различные степень и характер взаимного влияния экспертов друг на друга: анонимные и скрытые опросы и анкетирование, совещания (комитеты, коллегии, комиссии, штабы), дискуссии (консилиумы, суды, ученые советы), деловые игры, мозговой штурм и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. исследование целей управления в ОАО «ГАЗПРОМ»

 

2.1. Организационно–экономическая  характеристика ОАО «ГАЗПРОМ»

 

Акционерное общество «Газпром» является открытым акционерным Обществом. Учредителем ОАО «Газпром» является Правительство Российской Федерации, создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. № 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром». Уставный капитал ОАО «Газпром» составляет 118367564500 руб.

 Правовой статус ОАО «Газпром», права и обязанности его акционеров определяются Уставом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации».

Особенности правового положения ОАО «Газпром», как Общества, которое создано при приватизации государственного предприятия и более 25 процентов акций которого находится в государственной собственности, определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий. ОАО «Газпром» учреждено на неограниченный срок деятельности. Место нахождения: Российская Федерация, г.Москва, ул. Наметкина, д.16. ОАО «Газпром» совместно с его дочерними хозяйственными обществами, осуществляющими деятельность по обеспечению эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения и надежному снабжению газом потребителей, действует как единый комплекс.

ОАО «Газпром» является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является организация эффективной работы и получение прибыли в сфере обеспечения отечественных и зарубежных потребителей газом, газовым конденсатом, нефтью и продуктами их переработки на основе прямых договоров, а также в сфере обеспечения поставок газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям.

ОАО «Газпром» обеспечивает:

  • проведение единой научно-технической и инвестиционной политики в области реконструкции и развития Единой системы газоснабжения;
  • строительство и финансирование газопроводов-отводов высокого давления для газификации села;
  • контроль за функционированием Единой системы газоснабжения;
  • разработку текущих и долгосрочных прогнозов, целевых научно-технических, экономических, социальных и иных программ развития комплекса;
  • приобретение лицензий на разведку и пользование недрами на территории Российской Федерации, а также на ее континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также за рубежом;
  • совершенствование управления Единой системой газоснабжения, форм и методов хозяйствования в этой области;
  • разработку и проведение мероприятий, направленных на охрану окружающей природной среды, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, а также рациональное использование энергетически эффективных и экологически чистых технологий и энергосберегающей техники при освоении месторождений, добыче и т.д.

2.2. Дерево целей  ОАО «ГАЗПРОМ»

 

Определение миссии организации является первым этапом построения дерева целей. Предназначение фирмы в условиях постоянно меняющейся внешней среды является миссией фирмы, которая определяется руководством фирмы и реализуется через ее стратегию.  

Миссия организации:

ОАО «Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.

На втором этапе происходит декомпозиция основной цели организации  на цели второго уровня. Необходимость этого этапа обусловлена наличием сильно различающихся направлений деятельности организации по достижению основной цели и, следовательно, первичной специализацией управленческой структуры. В рамках данной миссии можно сформулировать такие цели - становление ОАО «Газпром» лидером среди глобальных энергетических компаний, а также, так как ОАО «Газпром» является коммерческой организацией,  целью ее деятельности является организация эффективной работы и получение прибыли.

На третьем этапе  осуществляется декомпозиция целей второго уровня в соответствии с конкретными технологическими задачами в пределах каждой целевой программы.

В результате все цели, стоящие перед организацией можно представить графически в виде дерева целей (рис. 3).

Дерево целей наглядно показывает разделение целей на главные, основные и вспомогательные, т.е. их приоритетность, а так же взаимосвязь между целями.

 

 

 


 



 



 

 

 

Рисунок 3. Дерево целей ОАО «ГАЗПРОМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»

 

3.1. Разработка  концепции исследования целей  управления

 

Программно-целевое исследование систем управления требует создания конкретных организационных механизмов управления. Четкий организационный механизм необходим в условиях становления рыночных отношений в целях повышения эффективности управления.

Под организационным  механизмом понимается социально-управляемая система, обусловленная экономическими законами, наделенная соответствующими полномочиями, ресурсами, имеющая определенную структуру и позволяющая управлять коллективами людей путем принятия решений.

Практически организация  управления — это система принятия решений, являющаяся фундаментом, на котором можно достаточно полно анализировать всю систему управления и обеспечивать оптимальные условия для принятия управленческих решений, от сбора исходных данных, исследования действующих организационных процедур и схемы принятия решений и до поиска путей совершенствования системы управления — результата решения.

Анализ такого рода всегда целесообразно проводить в начале работы, направленной на перестройку системы управления. Как показал опыт, анализ оказывается наиболее эффективным, если он содержит шесть этапов. Рассмотрим их подробнее.

На первом этапе производится обследование организации управления. Изучается вся документация, регламентирующая процесс управления, должностные инструкции, в которых в общем виде представлены сведения о работах, выполняемых в каждом подразделении, изучается существующая система управления подразделениями, производится сопоставление этих подразделений с функциями, изложенными в должностных инструкциях и Положениях.

Второй этап — разработка организационных процедур принятия управленческих решений. На этом этапе составляется схема каждой организационной процедуры, дается ее описание, формируется перечень документов, используемых в этой процедуре.

Третий этап — выяснение  взаимосвязей между процедурами принятия решений и построение блок-схемы принятия решений.

На четвертом этапе  составляется схема принятия решений конкретных подразделений организации, в которой фиксируются уровни руководства, схемы действующих процедур принятия решений.

Разумеется, реальную схему  принятия решении надо проверить  — подвергнуть логическому анализу. В этом и состоит пятый этап работы, на котором на основе логики и здравого смысла предусматриваются все управленческие процедуры, выполняемые в подразделении, документация, необходимая для выполнения каждой организационной операции и хранящаяся на каждом уровне управления. И, наконец, шестой этап — непосредственная разработка всей документации, которая регламентирует деятельность управленческого аппарата отдельного подразделения организации.

Остановимся кратко на задаче проектирования системы управления организаций.

Первостепенная задача — формирование его целей функционирования. Проблема формирования целей функционирования имеет принципиальное значение при проектировании организационных систем по многим причинам. Во-первых, потому, что по своей природе все реальные организации многоцелевые. Во-вторых, период действия целей функционирования различен, а, следовательно, спроектировать организацию необходимо только исходя из целей, период действия которых сопоставим с периодом проектирования организации. В-третьих, проектирование организации управления под все цели функционирования слишком трудоемко, а, следовательно, число целей функционирования должно быть по возможности ограниченным.

Выбор целей с помощью  экспертных методов требует применения специальной методики. Прежде всего, осуществляются оценка и выбор глобальных целей функционирования. Наиболее приемлемым с практической точки зрения способом оценки является анонимное анкетирование, так как оно обеспечивает наибольшую независимость суждений. Структуризация целей функционирования должна быть осуществлена путем исследования функций управления, реализующих конкретные цели на каждом уровне управления. Задача проектирования системы управления предполагает также моделирование управленческих решений, структуры которых мы выявили на стадии обследования.

Моделирование состава  управленческих решений осуществляется для обоснования решений, которые должны приниматься в конкретном подразделении. Состав группы решений определяется количеством структурных подразделений. Моделирование правил работ исполнителей и руководителей в процедурах с помощью компьютерной техники является частью общего процесса формирования организационного механизма управления и распределения управленческих решений по уровням управления; определения оптимального числа исполнителей и руководителей, необходимых для подготовки и утверждения этих решений; определения перечня документов, необходимых для принятия управленческого решения, разработки документации, регламентирующей деятельность подразделения.

Итак, системная концепция  совершенствования организационного механизма управления предполагает решение задач анализа системы управления как системы принятия решений и комплексного ее проектирования на  основе выбранных качественных целей функционирования. Решение задачи анализа системы управления предлагает исследование процесса управления и структуры управления  на  уровне  управленческих  решений.  При решении задачи анализа ряд вопросов не рассматривается. Не обосновывается цель функционирования, состав решений определяется с помощью экспертов, не оценивается структура управления, т.е. не достигается комплексное проектирование системы управления.

Комплексное проектирование системы управления предполагает выбор  целей функционирования, формирование состава решений, реализующих цели функционирования, процесс принятия решений (моделирование организационной технологии подготовки решения), формирование структуры управления, разработку документации, регламентирующей деятельность управления.

 

3.2. Рекомендации по повышению эффективности функционирования в достижении поставленных целей

 

Можно выделить следующие  рекомендации для повышения эффективности  функционирования в достижении поставленных целей:

  1. Для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей  менеджеру необходимо разработать четыре вещи: тактику, политику, процедуры и правила.

Тактика. Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно также часто должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой. Например, конкретный игровой ход представляет собой тактику, согласованную с общей стратегией.

Политика. После составления долгосрочных и тактических планов руководство должно приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.

Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей.

Политика обычно формулируется  высшими управляющими на длительный период времени. Политику можно рассматривать  в качестве «Кодекса законов», который определяет, в каком направлении могут осуществляться действия. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Она предназначена для сохранения постоянства целей, а также для того, чтобы избежать принятия близоруких решений, основанных на требованиях данного момента.

Информация о работе Исследование целей управления